На этапе закрепления изученного материала предлагается авторская игра «Кто хочет стать миллионером», разработанная в LearningApps.
Татьяна КЛЕБЕКО,
учитель информатики
ГУО “Бобровичская средняя школа”
Ивьевского района,
Гродненская область
Цель урока:
Планируется, что по окончании урока учащиеся
будут знать
– что такое строковая величина, как осуществлять ввод, вывод, присваивание строковых величин;
будут уметь
– вводить и выводить строковые величины, читать и изменять программу из учебного пособия.
Задачи урока:
– создать условия для развития алгоритмического и логического мышления учащихся при выполнении заданий;
– содействовать развитию навыков самостоятельной работы при выполнении тестового задания, практических заданий на компьютере.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Учебно-методическое обеспечение: учебное пособие для 9-го класса; компьютер, презентация, карточки для проведения тестового контроля, карточки для проведения физкультминутки.
Ход урока
1 Организационный момент
Проверить готовность учащихся к уроку.
Предложить расшифровать слово, записанное змейкой:
а | к | |
с | о | |
т | р |
Пояснить, что полученное слово «строка» является ключевым словом урока.
2 Проверка домашнего задания и актуализация знаний и умений учащихся
Задания на карточках
1. Какой тип данных является целочисленным
a) Integer,
b) Real,
c) String.
2. Установите соответствие
1 |
Раздел описаний |
А |
read |
2 |
Команда ввода |
Б |
Раздел подключения модулей; |
3 |
Команда вывода |
В |
write |
4 |
Общий вид программы |
Г |
Var |
3. Опишите оператор ветвления в полной форме.
4. Опишите оператор цикл с параметром.
5. Составьте программу для решения следующей задачи: опишите слово «программа» как константу. Введите это слово на экран.
3 Целемотивационный этап
Сформулировать тему урока: «Строковые величины: ввод, вывод, присваивание строковых величин».
Совместно с учащимися сформулировать цель урока (при помощи наводящих вопросов учащиеся самостоятельно формулируют цель урока: изучить, что такое строковая величина; как осуществлять ввод, вывод, присваивание строковых величин). Уточнение учителя.
4 Изучение нового материала
– В языке Pascal для работы с текстовыми данными используется тип string (строка). Строки состоят из набора последовательно расположенных символов и используются для хранения текста. Строка описывается следующим образом:
Var <имя сроки> : string;
Строка, в которой нет ни одного символа, называется пустой. Пустая строка задается следующим образом: s := »;
Для ввода и вывода строки используются те же команды, что и для ввода и вывода чисел: read (readln) и write (writeln). Ввод данных всегда заканчивается нажатием клавиши Enter, которой соответствует специальный символ: Команда read считывает символы в строку до тех пор, пока не встретится этот специальный символ. Команда readln отличается тем, что считывает не только данные в строку, но и символ нажатия Enter. Сам символ к строке не приписывается.
Переменной строкового типа можно присвоить значение с помощью команды присваивания. Значение строковой величины записывается в апострофах.
– Рассмотрим пример 7.1 (с. 35, учебное пособие). Условие задачи: введем строку s и выведем ее значение.
var s: string;
begin
writeln (‘Введи строку’);
readln(s);
writeln (‘Ввели строку: ‘, s);
end.
Результат работы:
– Запись поясняющего текста при выводе в команде write является строковой константой. К символам в строке можно обращаться, используя индекс. Нумерация символов начинается с единицы, s[i] соответствует i-му символу в строке s.
– Например: s =’информатика’, то S[1] – и, S[2] –н и т.д.
Раздаточный материал для определения символа в строке
S[1] |
S[2] |
S[3] |
S[4] |
S[5] |
S[6] |
S[7] |
S[8] |
S[9] |
S[10] |
S[11] |
и |
н |
ф |
о |
р |
м |
а |
т |
и |
к |
а |
– Рассмотрим пример 7.2 (с. 35). Выполнить пример на компьютере, обсудить результат выполненной программы.
Условие задачи: вывести третий символ строки «Информатика».
var s: string;
begin
s := ‘Информатика’;
writeln (‘3-й символ — ‘, s[3]);
end.
Самостоятельная работа: рассмотреть пример 7.3 (с. 35), выполнить его на компьютере, обсудить результат полученной программы.
Физкультминутка
Метод «Найти пару». Учащиеся должны найти пары соответствующих друг другу карточек.
S = ‘алгоритм’
S[1] |
S[2] |
S[3] |
S[4] |
S[5] |
S[6] |
S[7] |
S[8] |
а |
л |
г |
о |
р |
и |
т |
м |
5 Обобщение и систематизация изученного материала
Вопросы для обсуждения по теме урока:
– С какой целью используется строковый тип данных?
– Поясните, из чего состоят строки?
– В чем особенность записи строковой величины?
– Поясните, как обратиться к символу в строке?
6 Закрепление изученного материала
Авторская игра «Кто хочет стать миллионером», разработанная в LearningApps: https://learningapps.org/watch?v=p2pindjma22.
7 Информация о домашнем задании
§ 7, пункт 7.1, ответить на вопросы 1, 2, (с. 39)
8 Подведение итогов
Предложить вернуться к цели урока, обсудить степень ее достижения. Выборочно оценить работу учащихся на уроке.
9 Рефлексия
Предложить учащимся закончить фразы:
– Сегодня на уроке я узнал(а) …
– Сегодня на занятии мне понравилось …
– Самым трудным на уроке было….