Ольга ДУДКО,
учитель начальных классов
ГУО «Средняя школа № 41 имени А.М.Кузнецова г. Гродно»
Форма: урок-исследование.
Цель: способствовать формированию у учащихся представлений о многообразии птиц, об отличительных признаках этой группы животных, о важности перьевого покрова в жизни птиц.
Задачи: – расширить представления о питании птиц, познакомить с группами птиц по способу питания; – развивать умение выделять существенные признаки; – учить описанию природных объектов; способствовать осознанию значения птиц в природе и для человека; – воспитывать бережное отношение к птицам.
Оборудование: учебник “Человек и мир, 2” Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов; ноутбук; мультимедийный проектор; лэпбуки “Птицы”; свистульки в виде птичек; иллюстрации с изображениями птиц; платок, печенье в виде птичек.
Ход урока
1 Организационный момент
Все сумели мы собраться,
За работу дружно взяться.
Будем думать, рассуждать,
Можем мы урок начать.
Мы гуляем по весне,
Побываем мы везде.
С удовольствием гуляем,
Много нового узнаем!
– Давайте мы с хорошим настроением начнём урок. Желаю вам успехов. У нас всё получится! Мы класс! Один за всех, и все за одного!
2 Актуализация знаний. Проверка домашнего задания
– Сейчас мы проверим, как вы усвоили материал прошлого урока.
Цифровой диктант
– Ответьте цифрами на вопросы.
1. Как по-другому называют пресмыкающихся? (Рептилии)
2. Как называется черепаха, которая обитает на территории Республики Беларусь? (Болотная)
3. Чем покрыто тело пресмыкающихся? (Сухая кожа)
4. Как называется орган, с помощью которого дышат пресмыкающиеся? (Лёгкие)
5. Как называется змея, которая изображена на рисунке? (Медянка)
Взаимопроверка.
3 Постановка темы урока
– Для того чтобы узнать тему урока, вам необходимо поработать в парах.
Игра “Разведчики”
– Разгадайте слово, которое зашифровано.
Ответ: 14805 – ПТИЦЫ
– Каких птиц вы знаете? (Ответы детей)
– Как по-белорусски звучит слово «птицы»? (Птушкі)
– Хотелось бы начать работу над темой с отрывка из стихотворения белорусского поэта Алеся Гурло (по ходу чтения стихотворения на слайде появляются названные виды птиц).
Верш-прэзентацыя «Нашы птушкі»
У нашым краі – Беларусі –
Ёсць буслы, сарокі, гусі,
Качкі, чыбісы, саколкі,
Чаплі, совы, перапёлкі,
Каршуны, сіваваронкі,
Жаўранкі, шчыглы і слонкі,
Галкі, крумкачы, вароны,
Галубочкі нахахлёны,
Дзятлы, чыжыкі, зязюлі,
Кулікі, сяўцы, жаўнулі,
Шпакі, зяблікі, цяцеры,
Курапаткі пер’ем шэры.
Ластаўкі і верабейкі,
І сініцы, салавейкі,
Сойкі, пігліцы, удоды,
Што лятаюць без ахвоты.
Каля рэчак, на лужайках
Ёсць глушцы, стрыжы і чайкі.
І вядуцца на балотах
Жураўлі ў густых чаротах.
А.Гурло
– Поднимите руки те, кто услышал знакомые названия птиц или увидел их на экране.
– Поднимите руки те, кто услышал названия некоторых птиц впервые.
4 Совместная постановка задач урока
Проблемный вопрос
– Кто такие птицы? (Ответы детей)
– Что умеют делать птицы?
Умеют летать |
– Все ли птицы умеют летать? (Нет, пингвин и страус не летают.) |
Поют песни |
– Умеет ли кто-то кроме птиц петь? (Человек.) |
Вьют гнёзда |
– Только ли птицы могут это делать? (Нет. Гнёзда обустраивают себе также белки (гайно), мыши.) |
Несут яйца |
– Какие животные тоже несут яйца? (Змеи, черепахи.) |
– Всё ли мы знаем о птицах?
– Как вы думаете, что конкретно мы должны узнать сегодня на уроке? (Ответы детей)
– Действительно, на сегодняшнем уроке мы узнаем об отличительных особенностях птиц среди других групп животных, поговорим, на какие виды их можно разделить, а также вспомним, какую пользу птицы приносят природе, как человек может помогать птицам.
– Кто или что нам будет помогать сегодня? (Ответы детей)
– Получить знания мы поможем друг другу, а ещё у нас будут помощники – лэпбуки.
– Лэпбук в дословном переводе с английского языка означает “Книга на коленях”. Такие необычные книги и будут помогать нам.
5 Изучение нового материала
– Перед тем как обратиться к лэпбукам, давайте порассуждаем над предложениями, которые вы видите на экране.
Птицы – это животные. (Да.) Почему? (Растут, дышат, питаются, размножаются, активно двигаются.)
Тело птиц покрыто перьем. (Да.)
Все птицы летают. (Только некотрые птицы не летают. Большинство это умеют делать.)
– Из данных предложений давайте сделаем вывод. Кто же такие птицы?
Птицы – это животные, тело которых покрыто перьями, большинство из них умеют летать.
– Давайте вспомним, какие группы животных мы уже с вами изучили.
Дополнение схемы “Животные” на доске.
Работа в группах (лэпбуки)
СТРОЕНИЕ ПТИЦЫ
– Вам необходимо открыть лэпбуки. В центральной его части найти изображение птицы (голубя) и изучить части тела, их значение.
– Как вы думаете, почему я выбрала из всех птиц именно голубя?
– Какая именно птица является символом мира? (Голубь.)
Работа с учебником
ПЕРЬЯ
– Откройте учебник на странице 93. Найдите предпоследний абзац и прочитайте информацию про перья птиц.
Работа с лэпбуком
– Найдите в центральной части лэпбука строение пера. Расскажите, из каких частей оно состоит. (Стержень, опахало, очин.)
Практическая работа
– Теперь я предлагаю вам на некоторое время стать учёными. Мы будем исследовать перья. Исследования проведём в парах. Итоги занесём в исследовательские листы.
Исследование больших перьев.
– Рассмотрите перья под лупой. (Стержень, опахало, очин.)
– У пера отрежьте кончик, рассмотрите срез.
– Что вы заметили? (Пустое внутри.)
– Почему оно пустое?
– Подумайте, для чего птицам большие перья? (Помогают летать.)
– Сделайте вывод.
– Как человек использует большие перья? (Ответы детей)
Исследование маленьких перьев.
– Рассмотрите перо под лупой.
– У пера отрежьте кончик, рассмотрите срез.
– Что вы заметили? (Пустое внутри.)
– Подумайте, для чего птицам маленькие перья и пух? (Служат вместо одежды, греют.)
– Сделайте вывод.
– Для чего человек использует маленькие перья, пух?
Опыт с водой
– Опустите перья в стакан с водой.
– Намокли ли они?
– Сделайте вывод.
Физминутка
– У славян существует праздник с замечательными обрядами, который называется «Гуканне вясны». В день праздника люди призывали птиц скорее возвращаться на родину и принести за собой весну, солнечное тепло, чтобы зима ушла, а ей на смену пришла весна. На этот праздник пекли булочки и печенье в форме птичек жаворонков, клали их на платок и подбрасывали вверх. Сейчас девочки покажут элемент танца под песню «Жавароначкі», а вы за ними повторяйте.
ВИДЫ ПТИЦ
– Обратите внимание на левую часть лэпбука. Рассмотрите разделы. На какие группы мы можем разделить птиц? (Зимующие – перелётные, растительноядные – хищные – всеядные.)
Группа 1, 3, 5, 7 зимующие – перелётные
Група 2, 4, 6, 8 растительноядные – хищные – всеядные
“ПТУШКА ГОДА”
– Обращаемся к правой части лэпбука. С 2000 года общественная организация “Ахова птушак Бацькаўшчыны” проводит национальную кампанию «Птушка года». Основная цель – привлечь внимание населения к красоте природы и птиц, которые живут вокруг нас. Рассмотрите раздел “Птушка года” ответьте на следующие вопросы.
– Кто является птицей 2023 года? (Обыкновенная горлица – вид птиц из семейства голубиных).
– Какая птица была птицей года в ваш год рождения?
– Какие птицы были выбраны в это номинации в другие года?
КРАСНАЯ КНИГА
– В Беларуси большое внимание уделяется защите птиц и сохранению их видов. К сожалению, по разным причинам многие виды птиц находятся под угрозой исчезновения. Эти птицы занесены в специальную книгу.
– Как называется эта книга?
– Рассмотрите раздел “Красная книга” и назовите птиц, которые там перечислены.
– Найдите информацию про Красную книгу в лэпбуке.
– Обратите внимание на Красную книгу на нашей выставке.
КНИГА РЕКОРДОВ
– В разделе “Книга рекордов” вы можете найти “самых-самых” птиц. Тут размещены интересные представители по разным приметам.
ЗАРУБЕЖНЫЕ ПТИЦЫ
– Здесь вы сможете познакомиться с представителями птиц разных стран. С теми, кого не встретим в Беларуси.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
– Интересные задания и вопросы с подвохом ждут вас в этом разделе.
6 Закрепление знаний
– У вас на партах есть карточки с «разрушенными» предложениями. Ваша задача соединить слова так, чтобы получились правильные высказывания.
Группы читают по одному предложению. Если остальные согласны, то говорят как гуси “га-га-га”, если нет – как совы “у-у-у”.
7 домашнее задание
– Домашнее задание будет не совсем обычным. Вам необходимо поработать орнитологами. Кто из вас знает, кто такие орнитологи?
– Один из учащихся класса поработал с толковым словарём Ожегова, вот значение этого слова: орнитолог – специалист по орнитологии, орнитология – наука, изучающая птиц.
– У каждого из вас есть ментальные карты, которые необходимо заполнить. Для этого выбираете любую птицу, заполняете карту, при помощи которой и опишете выбранное животное.
8 рефлексия
– У каждого из вас на парте есть ягода рябины, колосок и семечко подсолнечника. Сейчас я пройду по классу с кормушкой, а вы в неё поместите ягоду, колосок или семечко – в зависимости от того, что соответствует результатам вашей сегодняшней работы на уроке.
Красные ягоды рябины – всё получилось, было легко.
Жёлтый колосок – всё получилось, но было трудно.
Чёрное семечко подсолнечника – не всё получилось, было трудно.