Птицы. Урок по учебному предмету «Человек и мир», 2-й класс

- 15:55I СТУПЕНЬ, НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА, Начальная школа. Сценарии

 

Ольга ДУДКО,
учитель начальных классов
ГУО «Средняя школа № 41 имени А.М.Кузнецова г. Гродно»

 

 

 

 

 

Форма: урок-исследование.

Цель: способствовать формированию у учащихся представлений о многообразии птиц, об отличительных признаках этой группы животных, о важности перьевого покрова в жизни птиц.

Задачи: – расширить представления о питании птиц, познакомить с группами птиц по способу питания; – развивать умение выделять существенные признаки; – учить описанию природных объектов; способствовать осознанию значения птиц в природе и для человека; – воспитывать бережное отношение к птицам.

Оборудование: учебник “Человек и мир, 2” Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов; ноутбук; мультимедийный проектор; лэпбуки “Птицы”; свистульки в виде птичек; иллюстрации с изображениями птиц; платок, печенье в виде птичек.  

 

Ход урока

1 Организационный момент

Все сумели мы собраться,
За работу дружно взяться.
Будем думать, рассуждать,
Можем мы урок начать.
Мы гуляем по весне,
Побываем мы везде.
С удовольствием гуляем,
Много нового узнаем!

– Давайте мы с хорошим настроением начнём урок. Желаю вам успехов. У нас всё получится! Мы класс! Один за всех, и все за одного!

 

2 Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

– Сейчас мы проверим, как вы усвоили материал прошлого урока.

Цифровой диктант

– Ответьте цифрами на вопросы.

1. Как по-другому называют пресмыкающихся? (Рептилии)

2. Как называется черепаха, которая обитает на территории Республики Беларусь? (Болотная)

3. Чем покрыто тело пресмыкающихся? (Сухая кожа)

4. Как называется орган, с помощью которого дышат пресмыкающиеся? (Лёгкие)  

5. Как называется змея, которая изображена на рисунке? (Медянка)

Взаимопроверка.                                                                               

 

3 Постановка темы урока

– Для того чтобы узнать тему урока, вам необходимо поработать в парах.

Игра “Разведчики”

– Разгадайте слово, которое зашифровано.       

 

Ответ: 14805 – ПТИЦЫ

– Каких птиц вы знаете? (Ответы детей)

– Как по-белорусски звучит слово «птицы»? (Птушкі)

– Хотелось бы начать работу над темой с отрывка из стихотворения белорусского поэта Алеся Гурло (по ходу чтения стихотворения на слайде появляются названные виды птиц).

Верш-прэзентацыя «Нашы птушкі»

У нашым краі – Беларусі –
Ёсць буслы, сарокі, гусі,
Качкі, чыбісы, саколкі,
Чаплі, совы, перапёлкі,
Каршуны, сіваваронкі,
Жаўранкі, шчыглы і слонкі,
Галкі, крумкачы, вароны,
Галубочкі нахахлёны,
Дзятлы, чыжыкі, зязюлі,
Кулікі, сяўцы, жаўнулі,
Шпакі, зяблікі, цяцеры,
Курапаткі пер’ем шэры.
Ластаўкі і верабейкі,
І сініцы, салавейкі,
Сойкі, пігліцы, удоды,
Што лятаюць без ахвоты.
Каля рэчак, на лужайках
Ёсць глушцы, стрыжы і чайкі.
І вядуцца на балотах
Жураўлі ў густых чаротах.     

                                А.Гурло

– Поднимите руки те, кто услышал знакомые названия птиц или увидел их на экране.

– Поднимите руки те, кто услышал названия некоторых птиц впервые.

 

4 Совместная постановка задач урока

Проблемный вопрос

– Кто такие птицы? (Ответы детей)

– Что умеют делать птицы?

Умеют летать

– Все ли птицы умеют летать? (Нет, пингвин и страус не летают.)
– Только ли птицы умеют летать? (Не только птицы, еще летают бабочка, летучая мышь.)

Поют песни

– Умеет ли кто-то кроме птиц петь? (Человек.)

Вьют гнёзда

– Только ли птицы могут это делать? (Нет. Гнёзда обустраивают себе также белки (гайно), мыши.)

Несут яйца

– Какие животные тоже несут яйца? (Змеи, черепахи.)

– Всё ли мы знаем о птицах?

– Как вы думаете, что конкретно мы должны узнать сегодня на уроке? (Ответы детей)

– Действительно, на сегодняшнем уроке мы узнаем об отличительных особенностях птиц среди других групп животных, поговорим, на какие виды их можно разделить, а также вспомним, какую пользу птицы приносят природе, как человек может помогать птицам.

– Кто или что нам будет помогать сегодня? (Ответы детей) 

– Получить знания мы поможем друг другу, а ещё у нас будут помощники – лэпбуки.

– Лэпбук в дословном переводе с английского языка означает “Книга на коленях”. Такие необычные книги и будут помогать нам.

 

5 Изучение нового материала

– Перед тем как обратиться к лэпбукам, давайте порассуждаем над предложениями, которые вы видите на экране.

Птицы – это животные. (Да.) Почему? (Растут, дышат, питаются, размножаются, активно двигаются.)

Тело птиц покрыто перьем. (Да.)

Все птицы летают. (Только некотрые птицы не летают. Большинство это умеют делать.)

– Из данных предложений давайте сделаем вывод. Кто же такие птицы?

Птицы – это животные, тело которых покрыто перьями, большинство из них умеют летать.

– Давайте вспомним, какие группы животных мы уже с вами изучили.

Дополнение схемы “Животные” на доске.

 

Работа в группах (лэпбуки)

СТРОЕНИЕ ПТИЦЫ

– Вам необходимо открыть лэпбуки. В центральной его части найти изображение птицы (голубя) и изучить части тела, их значение.    

– Как вы думаете, почему я выбрала из всех птиц именно голубя?

– Какая именно птица является символом мира? (Голубь.)

Работа с учебником

ПЕРЬЯ

– Откройте учебник на странице 93. Найдите предпоследний абзац и прочитайте информацию про перья птиц.

Работа с лэпбуком

– Найдите в центральной части лэпбука строение пера. Расскажите, из каких частей оно состоит. (Стержень, опахало, очин.)

 

Практическая работа

– Теперь я предлагаю вам на некоторое время стать учёными. Мы будем исследовать перья. Исследования проведём в парах. Итоги занесём в исследовательские листы.

Исследование больших перьев.  

– Рассмотрите перья под лупой. (Стержень, опахало, очин.)
– У пера отрежьте кончик, рассмотрите срез.
– Что вы заметили? (Пустое внутри.)
– Почему оно пустое?
– Подумайте, для чего птицам большие перья? (Помогают летать.)
– Сделайте вывод. 
– Как человек использует большие перья? (Ответы детей)  

Исследование маленьких перьев.

– Рассмотрите перо под лупой.
– У пера отрежьте кончик, рассмотрите срез.
– Что вы заметили? (Пустое внутри.)
– Подумайте, для чего птицам маленькие перья и пух? (Служат вместо одежды, греют.)
– Сделайте вывод.
– Для чего человек использует маленькие перья, пух?

Опыт с водой

– Опустите перья в стакан с водой.
– Намокли ли они?
– Сделайте вывод.

Физминутка

– У славян существует праздник с замечательными обрядами, который называется «Гуканне вясны». В день праздника люди призывали птиц скорее возвращаться на родину и принести за собой весну, солнечное тепло, чтобы зима ушла, а ей на смену пришла весна. На этот праздник пекли булочки и печенье в форме птичек жаворонков, клали их на платок и подбрасывали вверх. Сейчас девочки покажут элемент танца под песню «Жавароначкі», а вы за ними повторяйте.

 

ВИДЫ ПТИЦ

– Обратите внимание на левую часть лэпбука. Рассмотрите разделы. На какие группы мы можем разделить птиц? (Зимующие – перелётные, растительноядные – хищные – всеядные.)

Группа 1, 3, 5, 7 зимующие – перелётные

Група 2, 4, 6, 8 растительноядные – хищные – всеядные

 

“ПТУШКА ГОДА”

– Обращаемся к правой части лэпбука. С 2000 года общественная организация “Ахова птушак Бацькаўшчыны” проводит национальную кампанию «Птушка года». Основная цель – привлечь внимание населения к красоте природы и птиц, которые живут вокруг нас. Рассмотрите раздел “Птушка года” ответьте на следующие вопросы.

– Кто является птицей 2023 года? (Обыкновенная горлица – вид птиц из семейства голубиных).

– Какая птица была птицей года в ваш год рождения?

– Какие птицы были выбраны в это номинации в другие года?

 

КРАСНАЯ КНИГА

– В Беларуси большое внимание уделяется защите птиц и сохранению их видов. К сожалению, по разным причинам многие виды птиц находятся под угрозой исчезновения. Эти птицы занесены в специальную книгу.

– Как называется эта книга?

– Рассмотрите раздел “Красная книга” и назовите птиц, которые там перечислены.

– Найдите информацию про Красную книгу в лэпбуке.

– Обратите внимание на Красную книгу на нашей выставке.

 

КНИГА РЕКОРДОВ

– В разделе “Книга рекордов” вы можете найти “самых-самых” птиц. Тут размещены интересные представители по разным приметам.

ЗАРУБЕЖНЫЕ ПТИЦЫ

– Здесь вы сможете познакомиться с представителями птиц разных стран. С теми, кого не встретим в Беларуси.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

– Интересные задания и вопросы с подвохом ждут вас в этом разделе.

 

6 Закрепление знаний

– У вас на партах есть карточки с «разрушенными» предложениями. Ваша задача соединить слова так, чтобы получились правильные высказывания.

Группы читают по одному предложению. Если остальные согласны, то говорят как гуси “га-га-га”, если нет – как совы “у-у-у”.   

 

7 домашнее задание

– Домашнее задание будет не совсем обычным. Вам необходимо поработать орнитологами. Кто из вас знает, кто такие орнитологи?  

– Один из учащихся класса поработал с толковым словарём Ожегова, вот значение этого слова: орнитолог – специалист по орнитологии, орнитология – наука, изучающая птиц.

– У каждого из вас есть ментальные карты, которые необходимо заполнить. Для этого выбираете любую птицу, заполняете карту, при помощи которой и опишете выбранное животное.

 

8 рефлексия

– У каждого из вас на парте есть ягода рябины, колосок и семечко подсолнечника. Сейчас я пройду по классу с кормушкой, а вы в неё поместите ягоду, колосок или семечко – в зависимости от того, что соответствует результатам вашей сегодняшней работы на уроке.

Красные ягоды рябины – всё получилось, было легко.
Жёлтый колосок – всё получилось, но было трудно.
Чёрное семечко подсолнечника – не всё получилось, было трудно.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий