Использование логико-смысловых моделей на уроках биологии для повышения мотивации учащихся

- 9:26II И III СТУПЕНИ, БИОЛОГИЯ, Биология. Идеи, Методичка

Автор делиться опытом использования технологии дидактических многомерных инструментов, которая стала приоритетной в ее работе.

Ирина ЯЦКО,
учитель биологии
ГУО «Средняя школа № 57 г. Гомеля»

 

 

Не секрет, что многие учащиеся испытывают познавательные затруднения как на уроке, так и при выполнении домашнего задания, не умеют выделить главное, понять, уплотнить, свернуть и чётко воспроизвести информацию. Большинство учеников испытывают затруднение в самообучении.   

Решение обозначенных проблем зависит в том числе и от системного использования учителем инновационных технологий. Приоритетной для меня стала технология дидактических многомерных инструментов (ДМИ).

ДМИ позволяют обогатить учебный материал инструментами учебной деятельности, инициировать самообучение, актуализировать воспитательный процесс учебного предмета, развивать такие качества мышления учителя и ученика, как многомерность, произвольность.

Многомерные инструменты затрагивают различные аспекты продуктивного мышления: мышление приобретает свойство системности, поддерживаются механизмы памяти и улучшается контроль информации благодаря наглядному представлению знаний на естественном языке в свёрнутой форме, лучше работает интуитивное мышление, улучшается способность к «смысловой грануляции» и свёртыванию информации. С их помощью создаются логико-смысловые модели.

Приложения 1-8

Проектируя логико-смысловые модели, я придерживаюсь следующей последовательности (Приложение 1):

1) в центр системы координат помещаю ключевое слово: изучаемую тему, проблемную ситуацию, задачу или слово, способное вложить в себя широкий диапазон специфических образов;

2) определяю набор координат – перечень вопросов по изучаемой теме (смысл координат ранжируется и располагается в определенном порядке: Координата 0, Координата 1, Координата 2, Координата 3 (К0, К1, К2, К3) и так далее);

3) определяю набор опорных узлов для каждой координаты и выбираю ключевые слова для их названия с целью кодирования информации;

4) ранжирую опорные узлы (1, 2, 3 и т.д.);

5) устанавливаю связи (если имеются) между опорными узлами смежных координат.

После нанесения информации у меня получается многомерная модель в виде координатно-матричного каркаса опорно-узлового типа, которая способствует наглядному, логичному, последовательному представлению и усвоению знаний.

ДМИ названы логико-смысловыми моделями, поскольку в них логика задаётся порядком расстановки координат, ранжированием помещаемых в узлы смысловых гранул, а смысл – содержанием координат и узлов, представленных ключевыми словами.

В ходе проведения урока биологии ЛСМ может использоваться в три этапа.

– На первом этапе я самостоятельно выстраиваю модель, объясняя учащимся, что является ядром модели, на какие аспекты необходимо обратить внимание, какие координатные лучи помогут раскрыть тему целиком.

ЛСМ помогает сформировать и отработать у учащихся основные учебные умения (распознавание, анализ информации, её дополнение и конструирование), что позволяет оценить работу учащихся дифференцированно: балл 5–6 – за умение рассказать по готовой ЛСМ; балл 7–8 – за умение проанализировать явления; балл 9–10 – за умение ответить на вопрос «Что надо изменить в модели?».

– На втором этапе происходит совместная работа учителя и ученика по составлению ЛСМ при повторении или изучении нового материала.

– На третьем этапе происходит самостоятельная творческая работа учеников по составлению ЛСМ по готовой ключевой модели или выделенным координатам.

При составлении ЛСМ необходимо учесть, что существуют определённые принципы: простота, лаконичность, целенаправленность, логичность, обобщённость, структурность, эстетичность, возможна цветовая гармония.

Воздействие и восприятие становится эффективнее, так как ученик сам находит проблемы и решает их в кругу сверстников при участии учителя, а не под давлением. Воспроизведение – важное средство запоминания, оно создаёт уверенность в познавательной деятельности ученика.

ЛСМ являются новым видом наглядности, который выполняет функцию не только информационную (представление объекта и знаний о нём), но и управляющую, то есть программирование операций учебной деятельности:

1) как один из этапов урока:

– работа класса или группы по составлению ЛСМ (Приложение 2);
– поддержка дискуссии по отдельным вопросам (Приложение 3);
– конструирование и переработка информации по теме (Приложение 4);
– на этапе контроля-коррекции знаний помогает закрепить смысловую информацию (Приложение 5);

2) как проектная деятельность – для работы в малых группах (Приложение 6);

3) как форма самостоятельной работы на уроке (Приложение 7);

4) как средство для продуктивной деятельности по выполнению домашних заданий (Приложение 8).

Составление ЛСМ не является основной целью урока. Я рассматриваю ЛСМ как систему конкретных фактов, событий, вопросов, помогающих ученику осмысливать, рассуждать, решать конкретные задачи урока. ЛСМ поддерживает механизмы памяти и улучшает оперативный контроль информации благодаря наглядности представления знаний в свернутой форме, упрощает подготовку к уроку, обеспечивает алгоритмизацию учебно-познавательной деятельности учащихся, и главное, решает проблему учащегося, испытывающего трудности при изучении и запоминании больших объемов вербальной информации, что приводит к повышению мотивации.

Практика использования ЛСМ на уроках биологии показывает, что благодаря разным видам заданий у учащихся активизируется познавательная деятельность: ученики не только повторяют, систематизируют или осваивают материал, но и проявляют творческий подход.

ЛСМ – это итог своих собственных наблюдений и решений учеников в сотрудничестве с учителем. Такая совместная деятельность вызывает положительные эмоции, стимулирует дальнейшую познавательную активность, повышает мотивацию учащихся.

Каждый учитель в процессе своей деятельности, применяя разные образовательные технологии, авторские методики, приёмы педагогических технологий с практики своих коллег, постепенно вырабатывает свою систему работы. Учитель использует такие формы и методы работы, которые наиболее эффективно приведут его самого и его учеников к цели, запланированному результату. И сегодня моя подготовка к урокам – это постоянный творческий процесс, увлекательный и продуктивный. Обновив собственную практику проектирования учебных занятий на основе представления знаний в виде ЛСМ, я добилась поставленной цели. Надеюсь, что предложенный опыт даст возможность коллегам попробовать свои силы в освоении описанной технологии.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий