Смысл противопоставления образов Ларры и Данко. Урок русской литературы в 8-м классе

- 15:59Методичка, РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА, Русский язык и литература. Сценарии

Одна из задач урока – показать роль антитезы в произведении; сравнить отношение главных героев легенд к себе и людям; углубить представления учащихся о романтическом герое в литературе; способствовать формированию у учащихся собственного мнения.

Ирина ГУРНИК,
учитель русского языка и литературы
ГУО «Антоновская средняя школа Жлобинского района»,
Гомельская область

 

 

Тема: «Смысл противопоставления образов Ларры и Данко».

Задачи:

– показать роль антитезы в произведении; сравнить отношение главных героев легенд к себе и людям; углубить представления учащихся о романтическом герое в литературе; способствовать формированию у учащихся собственного мнения;
– развивать навык чтения наизусть прозаического произведения;
– воспитывать чувство сострадания, милосердия, доброты, желание помогать окружающим.

Оборудование: мультиборд, интерактивный плакат, интерактивный кроссворд, кроссенс, облака слов, таблица «Сравнительная характеристика Ларры и Данко», лист с цитатами из произведения, отрывок из мультфильма «Легенда о пламенном сердце» (1967 год, реж. И.Гурвич), иллюстрация «Легенда о Данко» (худож. Б.Дехтерев), карточки с восклицательным и вопросительными знаками (для каждого учащегося), «лестница успеха».

Приложения

Ход урока

I Организационный этап

– Добрый день, ребята. Я рада приветствовать вас на уроке русской литературы. Надеюсь, сегодня по окончании урока в нашем классе не останется равнодушных, и в жизни вы еще не раз задумаетесь над тем, что мы сегодня будем с вами обсуждать.

 

II Ориентировочно-мотивационный этап

Работа с эпиграфом урока

– Сегодняшний урок мы начнем стихотворением Леонида Мартынова «След». (Учитель наизусть читает стихотворение).

А ты?
Входя в дома любые –
И в серые,
И в голубые,
Всходя на лестницы крутые,
В квартиры, светом залитые,
Прислушиваясь к звону клавиш
И на вопрос, даря ответ.
Скажи:
Какой ты след оставишь?
След,
Чтобы вытерли паркет
И посмотрели косо вслед,
Или
Незримый прочный след
В чужой душе на много лет?

– Как вы думаете, о чем автор говорит в стихотворении?

– А вам важно, какой след в жизни оставите вы? Задумывались ли вы об этом?

 

Введение в тему. Совместное целеполагание

– Дома вы прочитали отрывок из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль». Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке?

 

Проверка домашнего задания

– Пользуясь информацией домашнего задания, прочитайте кроссенс (демонстрируется на экране). Напоминаю, что кроссенс читается сверху слева направо по спирали и заканчивается в центре. Объясните, о чем идет речь в каждом квадрате и назовите, что скрывается в центре (Приложение 1).

Расшифровка кроссенса:
М.Горький отмечал, что телом он родился в Нижнем Новгороде (1-й квадрат), духовно – в Казани (2-й квадрат), а как писатель – в Самаре (3-й квадрат). Первым напечатанным рассказом Горького стал «Макар Чудра (4-й квадрат). Далее речь идет об известных ребятам произведениях: «Песня о Соколе» (5-й квадрат) и «Старуха Изергиль» (6-й квадрат). В 7-м квадрате дано определение романтического пафоса, в 8-м – настоящее имя писателя. Таким образом, в центре находится его литературный псевдоним – Максим Горький.

 

Постановка проблемного вопроса

– Ребята, на доске написано высказывание М.Горького (В жизни всегда есть место подвигу). Как видите, не поставлен знак в конце предложения. Как вы думаете, какой знак мы можем поставить в конце и почему? (Восклицательный или вопросительный знак.)

– В конце урока вам предстоит самим поставить знак препинания в конце этого предложения. А сейчас давайте обратимся к произведению.

 

III Оперативно-познавательный этап

Общее впечатление о прочитанном. Актуализация изученного о жанре и композиции литературного произведения

– Понравился ли вам рассказ? Что показалось интересным, необычным, что вас удивило, а может быть, поразило?

– Кто является главными героями рассказа?

– Кто рассказывает нам истории о Ларре и Данко?

– Что особенного в построении этого рассказа? (Автор использует прием «рассказ в рассказе».)

– К какому жанру можно отнести истории о Ларре и Данко? (Легенды. Ориентированы на объяснение происхождения природных и культурных явлений и их моральную оценку.)

 

Работа над образом Ларры

1) Облако слов (на экране). Работа в парах

– Перед вами облако слов (Приложение 2). Как вы думаете, к какому герою оно имеет отношение?

– Выпишите слова, которыми вы могли бы охарактеризовать Ларру. Объясните свой выбор.

Учащиеся называют слова: отверженный, гордый, вольный, хищный, одинокий, жестокий, индивидуалист и др.

2) Словарная работа

– Какое значение имеет слово «отверженный»? (Изгнанный из общества, отвергнутый обществом, всеми избегаемый, презираемый.)

– Как вы понимаете значение слова «индивидуалист»? (Человек, который в образе мыслей, в поступках проявляет стремление к выражению своей личности, своей индивидуальности в противопоставлении себя коллективу.)

– Как вы думаете, почему автор дал этому герою именно такое имя – Ларра? («Ларра» означает «отверженный», что соответствует его судьбе.)

После объяснения понимания слов учащимися, учитель обращает внимание на их значение, указанное на экране.

3) Пересказ отрывка произведения

Подготовленный ученик пересказывает близко к тексту историю появления на свет Ларры.

 

Работа над образом Данко

1) Облако слов (на экране). Работа в парах

– Какому герою посвящено это облако слов (Приложение 3)?

– Выпишите слова, которыми вы могли бы охарактеризовать Данко. Объясните свой выбор.

Учащиеся выписывают слова: гордый, смелый, мужественный, человеколюбивый, ясный, ведущий, свет, любовь.

В работе над образами Ларры и Данко с использованием приема «облако слов» при помощи наводящих вопросов учителя происходит повторение основных сюжетных линий легенд, а также обсуждаются вопросы о происхождении героев, отношении героев к окружающим и общества к героям, их жизненном финале, дается оценка их внешности, поступков.

Примерные вопросы (вопросы на с.181, 187–188 учебника):

– Что лежит в основе конфликта Ларры и людей? Как разрешается этот конфликт?
– Объясните, почему наказанием для Ларры стали одиночество и бессмертие – то, к чему стремятся многие люди сознательно.
– Соответствует ли наказание проступку героя?
– Как в пути складываются отношения между Данко и толпой?
– Объясните, почему люди «посмотрели на него и увидели, что он лучший из них»?
– Почему люди стали роптать на Данко, и «в гневе обрушились на Данко»?
– Какие чувства испытывал Данко к людям?

2) Работа в группах. Работа с учебником

Выполнение задания 1 на странице 181.

– Молодцы, ребята! Мы с вами обсудили образы главных героев и сможем составить их сравнительную характеристику. У вас на столах находится таблица «Сравнительная характеристика Ларры и Данко» (Приложение 4). Также на столах вы найдете цитаты из рассказа «Старуха Изергиль» (Приложение 5). Используя цитаты, заполните таблицу. Группа 1 заполняет раздел таблицы «Ларра», группа 2 – раздел таблицы «Данко». Представление итогов работы.

Выразительное чтение

– Какое событие является кульминацией легенды о Данко?

Подготовленный ученик выразительно читает отрывок из легенды о Данко от слов «И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из неё своё сердце и высоко поднял его над головой» до слов «А потом упал и – умер».

Просмотр и обсуждение отрывка из мультфильма

– Образ Данко вдохновлял многих творческих людей на создание произведений искусства. Давайте посмотрим отрывок из мультфильма режиссера Ирины Гурвич «Легенда о пламенном сердце», который вышел на экраны в1967 году. При просмотре поразмышляйте над тем, как музыка и цвет помогают раскрыть замысел автора.

Работа с иллюстрацией. Работа по развитию речи

На экране рисунок художника Б.Дехтерева «Легенда о Данко» (Приложение 6).

– А сейчас давайте посмотрим, как этот же момент изобразил в своей работе художник Борис Бехтерев. Художник был очень впечатлен рассказом М.Горького. В 1958 году он проиллюстрировал книгу под названием «Горячее сердце Данко». Рассмотрите рисунок и подумайте, что побудило автора написать картину? Ответ запишите в тетрадь.

 

IV Рефлексивно-оценочный этап

Разгадывание кроссворда (Приложение 7).

– Вы хорошо поработали. Пришло время подводить итоги. Предлагаю вам разгадать кроссворд. Просканируйте QR-код на экране мультиборда и подумайте над заданиями.

После того как учащиеся разгадают кроссворд и назовут свои результаты, ответы выводятся на экран мультиборда. Ребятам предлагается сверить ответы.

 

Возвращение к проблемному вопросу

– Ребята, урок мы начинали с проблемного вопроса. Я думаю, вы готовы поставить знак в конце предложения. Выберите карточку с нужным знаком и прикрепите ее в конце предложения «В жизни всегда есть место подвигу».

Каждый из учащихся прикрепляет знак конца предложения (вопросительный или восклицательный) в соответствии с собственным выбором.

Рефлексия «Лестница успеха»

Учащиеся прикрепляют магниты к ступенькам лестницы.

 

Физкультминутка может проводиться на любом этапе урока при первых признаках утомляемости учащихся.

 

V Домашнее задание

1. Выучить наизусть отрывок по выбору учащихся (предлагается два отрывка).
2. Разгадать японский кроссворд «Легенда о Данко» (по желанию).

(Каждому учащемуся дается QR-код со ссылкой на интерактивный кроссворд).

 

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий