Занятие направлено на формирование у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью положительного отношения к здоровому образу жизни и составлено с учетом их возрастных особенностей.
Мария ДЕДУЛЬ,
воспитатель дошкольного образования
ГУО «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации г. Ивье»,
Гродненская область
Программные задачи:
– формировать навыки и умения детей ухаживать за собой, соблюдая последовательность действий при мытье рук; закреплять знания о названиях и назначениях предметов личной гигиены;
– развивать познавательный интерес, умения действовать с предметами гигиены, сотрудничество, самостоятельность;
– прививать навыки здорового образа жизни, бережного отношения к предметам личной гигиены, желание быть чистым и аккуратным.
Оборудование: «Волшебный мешочек» – наполненный предметами личной гигиены (мыло, расческа, зубная щетка и паста, стакан, полотенце), Кукла Маша, магнитная доска, картинки-алгоритмы, предметные картинки для игры «Что с чем дружит?», картинка бегемота, «капельки-микробы», баночки.
Ход занятия
1 Вводная часть
Доброе утро!
Улыбнитесь скорее!
И сегодня наш денек
Пройдет веселее.
Мы погладим
Нос и щечки,
Будем мы красивыми,
Как в саду цветочки.
Разотрем ладошки
Сильнее, сильнее!
А теперь похлопаем
Смелее, смелее!
Ушки мы теперь потрем
И здоровье сбережем!
Сюрпризный момент. Раздается стук в дверь.
Воспитатель. Посмотрите, ребята, кто пришел к нам в гости – Кукла Маша!
Что с ней случилось? Нужно привести тебя в порядок! Ой, а что это на тебе такое? А-а-а, кажется, я догадалась, что это (показывает на микробы у Маши). Это микробы! Они опасны? Попадет микроб к нам в рот, и сразу заболит живот!
Кукла Маша. Не хочу микробы! (Плачет).
Не плачь, мы тебе поможем! Посмотрите, микробы на Маше разного цвета. Нужно их собрать в баночки. (Дети собирают)
Молодцы, ребята, спасибо вам за помощь. Присаживайтесь на стульчики.
Ой, а у меня на ладошке еще остался микроб! Сейчас его сдую!
Маша неправильно дует, и у нее ничего не получается.
Маша, ты совсем не умеешь дуть. А вы, ребята, умеете?
Тогда ладошки все берите и Куклу Машу научите.
Дыхательная гимнастика «Ладошки»
Микроб на ладошку положите,
Носом глубоко вдохните.
Губки – трубочкой,
И вот – долго дуем на микроб (дуем 3 раза).
Маша пробует, но у нее все равно не получается.
Воспитатель. Почему Маша не может прогнать микроб? Чего он боится? (Мыла!)
2 Основная часть
Игра «Волшебный мешочек»
Посмотрите, какой волшебный мешочек я принесла. Посмотрим, что там? (Достает из мешка предметы по одному и называет их, дети рассматривают, обследуют их). Тут мыло, стакан, зубная щетка, зубная паста, расческа, полотенце. Это наши помощники, благодаря этим предметам мы становимся чистыми.
Сейчас приготовим все, что нам нужно для мытья рук. Вот тазик с водой (ставит на стол), мыло и полотенце. Смотрите внимательно! (Выставляет на магнитную доску картинки-алгоритмы мытья рук, расположенные в правильном порядке, показывает и объясняет).
Правила правильного мытья рук:
Закатай рукава как на картинке.
Намочи руки.
Возьми мыло и намыль руки до появления пены.
Потри не только ладони, но и тыльную их сторону.
Смой пену чистой водой.
Проверь, хорошо ли ты вымыл руки.
Вытри руки.
Проверь, сухо ли ты вытер руки – приложи тыльной стороной к щеке.
Игра «Умоем Машу»
Ой, а у Маши одна рука чистая, а другая грязная. А теперь вместе вымоем другую руку. (Вместе с детьми выполняет алгоритм действий, моет руку куклы). Вот и чистые ручки у Маши стали!
Она очень рада, что научилась мыть руки, и теперь будет всегда ходить с чистыми руками.
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам!
А нечистым трубочистам,
Стыд и срам, стыд и срам!
3 Физкультурная минутка
Жарче, дырчатая тучка, (сжать – разжать кулачки)
Поливай водичкой ручки, (потирать кисти рук)
Плечики и локоточки, (потирать плечики и локоточки)
Пальчики и ноготочки, (потирать пальчики и ноготочки)
Мой затылочек, височки, (потирать затылок, височки)
Подбородочек и щечки. (потирать подбородок и щеки)
Молодцы!
Игровое упражнение «Помоги бегемоту»
Слышите, кто-то плачет? Что случилось? Что это за зверь такой? Это бегемот, у него болят зубы. Поможем бегемоту почистить зубы? Что для этого нужно? (Зубная паста, зубная щетка, стакан с водой). Бегемот говорит вам спасибо за оказанную помощь. Теперь он будет знать, что нужно постоянно чистить зубы.
4 Закрепление темы
Дидактическое упражнение «Что с чем дружит»
Воспитатель. Посмотрим, какие предметы, с чем дружат. На доске слева картинки «Части тела», а справа картинки «Предметы личной гигиены».
Что помогает рукам стать чистыми? Вода (кран с водой). Мыло. А это, какое мыло, твердое или жидкое? Жидкое. Воспитатель прикрепляет рядом с картинкой рук картинку-половинку (кран с водой, мыло).
Что у меня в руках? Расческа. Что делают расческой? Конечно, расчесывают волосы. Получается, что расческа дружит с волосами.
Какие предметы делают наши волосы чистыми и красивыми? Ребенок прикрепляет рядом с картинкой волос, картинку-половинку (шампунь»).
С чем дружит нос?.. зубы?.. лицо?.. ноги?
Молодцы!
5 Заключительная часть
Кукла Маша. Мне пора с вами прощаться. Спасибо вам, что научили правильно умываться, умению ухаживать за своим телом. До новых встреч, друзья! До свидания!
Кукла Маша «уходит».
Рефлексия.
Воспитатель. Ребята, вы все узнали о предметах гигиены. Научились правильно мыть руки, соблюдая последовательность. Поэтому всегда будете чистыми и аккуратными. А теперь давайте похлопаем себе в ладоши и покажем, какие мы молодцы! Занятие окончено. До свидания!