На протяжении учебного года в 5 «Г» классе средней школы № 7 Сморгони проводились тренинги по сплочению классного коллектива. 20 мая прошло заключительное занятие, которое показало результаты этой работы.
Сплоченность классного коллектива – это одно из необходимых условий для эффективной деятельности учащихся. Дружный класс – мечта любого классного руководителя. В таком классе гораздо легче работать педагогам, да и самим детям в школу ходить приятнее и радостнее, а значит, и учеба у них становится более продуктивной.
Главная цель тренингов – достичь хороших взаимоотношений между детьми. Известно, что в каждой группе есть уже сложившаяся структура, свои «звезды» и «вороны», «подпевалы» и «одиночки». Важно каждому дать право быть тем, кто он есть, и в то же время показать, что в группе он может достигнуть большего.
В тренингах использовались упражнения, интерактивные игры, игры на взаимодействие. Часто работа на занятиях проходила в парах сменного состава, что предоставило шанс детям больше узнать друг о друге. Упражнения на развитие доверия, такие, как «Слепой и поводырь», «Прогулка с компасом» помогли ребятам научиться доверять друг другу, чувствовать настроение одноклассника и терпимее относиться к нему.
Улучшить взаимоотношения в классном коллективе помогли игры, предполагающие работу в команде: «Встаньте в круг», «Постройтесь по росту», «Счет до десяти», «Печатная машинка». Использовались и сложные игры, предполагающие коллективное решение задач. Отрабатывалось также очень важное качество для ребят – умение работать в группе, когда необходимо использовать способности каждого. Такое взаимодействие является лучшим для решения творческих задач. В ходе работы дети учатся уважать друг друга, прислушиваться к мнению своих одноклассников. Использовались групповая игра «Переход через болото», упражнения «Построимся», «Квадрат» и многие другие.
Во время проведения тренингов ребята смогли показать свои лучшие стороны, иногда неожиданно для себя и для всей группы. После проведения тренингов можно увидеть, что в классе значительно сократилось число конфликтов между ребятами, они стали чаще помогать друг другу.
Ольга ТРИШИНА,
педагог-психолог
средней школы № 7 Сморгони