Елена КОЛОМЕЕЦ,
заместитель директора по учебной работе
ГУО «Малоберестовицкая средняя школа»
Берестовицкого района,
Гродненская область
Школа является одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и взаимодействие ребенка, родителей и социума. Поэтому администрация и педагогический коллектив Малоберестовицкой средней школы Берестовицкого района, осознавая ценность идеи и предвидя положительный результат, в 2018 году стали участниками республиканского инновационного проекта «Внедрение модели формирования национально-культурной идентичности учащихся: интеграция учебной и внеучебной деятельности учреждения образования – социокультурного центра региона».
Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, авторитетом становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к выходу ребенка из-под влияния семьи. Поэтому школа должна уделять внимание совершенствованию образовательного процесса, направленного на взаимодействие родителей и их детей.
Одной из задач инновационного проекта являлось привлечение заинтересованных субъектов и социальных институтов к формированию и развитию национально-культурной идентичности учащихся, родителей, педагогических работников. Так как в агрогородке немного организаций, то сложилась ситуация, в которой именно законные представители школьников и являлись и сотрудниками, и родителями учащихся одновременно, что значительно облегчило выстраивание сотрудничества. При проведении совместных мероприятий приглашённые гости часто являлись родителями учащихся, что позволяло укреплять семейные связи, демонстрировать семейные традиции.
Сотрудничество строилось по различным направлениям. Была организована совместная экскурсионная деятельность. За три года реализации инновационного проекта учащиеся совместно с родителями совершили походы и экскурсии по малой родине, по объектам Берестовицкого района, Гродненской области и страны.
Было организовано и активно развивалось сотрудничество с пограничной заставой «Семеновка», Берестовицким центром творчества детей и молодёжи, филиалом Берестовицкой детской школы искусств, Музеем Белки в Большой Берестовице, музеями учреждений образования Берестовицкого района и Гродненской области. Традиционные праздники белорусского народного календаря, проведённые совместно с филиалом по культурно-досуговой деятельности агрогородка Малая Берестовица (“Масленица приглашает”, “Чудеса на Рождество”, “Пасхальная писанка”) предполагали также участие не только родителей, но и бабушек, дедушек. Результатом совместной деятельности учреждений образования, культуры и здравоохранения, сельхозпредприятий стало проведение традиционного районного фестиваля “Бульба-фэст”.
Центральной площадкой для организации сотрудничества с семьёй и социумом стал школьный народный историко-краеведческого музей «Вытокі». На базе музея ведётся активная поисковая и исследовательская работа. Работает поисковый отряд учеников «Память», который установил судьбу 296 воинов-земляков, погибших в годы Великой Отечественной войны. Исследовательские работы учащихся отмечены дипломами районного, областного и республиканского уровней. Много материалов для исследовательских и конкурсных работ помогли собрать родители и близкие родственники учащихся. На базе музея проводились встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, узниками концлагерей и детей войны. Записаны их воспоминания, которые не лежат в архивах, а обрабатываются и служат материалом для участия в различных конкурсах и проектах, для проведения классных часов, республиканского проекта «Школа активного гражданина».
Востребованной формой работы стали арт-встречи, на которых местные мастерицы (а это бабушки и мамы наших учащихся) представляли своё рукоделие и проводили для учащихся мастер-классы.
Совместная системная работа родителей и учащихся по укреплению здоровья и формирования здорового образа жизни, проводимая в рамках физкультурно-спортивного комплекса-мастерской, позволила добиться определенных результатов и в данном направлении.
Учащиеся и родители активно принимают участие в республиканских и областных акциях, проектах, фестивалях и конкурсах. Так за период с января по апрель 2021 года учащиеся совместно с педагогами подготовили и представили материалы на областной туристско-краеведческий проект «Ад вытокаў да будучыні», XVIII Республиканский конкурс «Познай Беларусь» номинация «Рассказ о малой родине», на республиканский конкурс этнографических музеев (экспозиций) в рамках республиканской акции «Я гэты край Радзімаю заву», республиканский конкур эссе «Жывая памяць удзячных пакаленняў», республиканскую патриотическую акцию «Их подвиг в памяти потомков сохраним».
В ходе реализации проекта повысилась заинтересованность родительской общественности в мероприятиях, связанных с семейными традициями и национальными обрядами. С большим удовольствием родители выполнили поделки в стиле народных промыслов на выставки ко Дню матери, Дню пожилых людей, Дню учителя.
Результаты работы по инновационному проекту могут быть использованы в образовательном процессе учреждений общего среднего образования. Внедрение модели формирования национально-культурной идентичности учащихся позволило создать на базе Малоберестовицкой средней школы многофункциональный социокультурный ресурсный центр, который имеет и нарабатывает большой воспитательный потенциал в формировании национально-культурной идентичности подростков и молодёжи.
Школа как социокультурный центр создала единое воспитательное пространство в формате интеграции деятельности школы, учреждений здравохранения, культуры, спорта, правоохранительных органов, общественных организаций, находящихся вблизи от школы, не только для детей, но и их родителей. В объединении усилий школы и различных институтов сельского социума, создании системы эффективного взаимодействия по формированию национальной идентичности у детей и жителей микрорайона и заключалось главное предназначение школы. Обучающиеся приобрели качества жизнеспособной личности, готовой жить и трудиться на благо своего агрогородка, района, области и страны.