Тематическая неделя «Мир предметов вокруг нас» в Маньковичском яслях-саду  

- 7:58БРЕСТЧИНА, Регионы

Педагоги Маньковичского яслей-сада Столинского района активно работают над развитием звуковой культуры речи у воспитанников с использованием современных игр, игровых упражнений и пособий. С этой целью в учреждении состоялась тематическая неделя «Мир предметов вокруг нас: играя, речь детей развиваем».

В рамках недели для совершенствования профмастерства педагогов прошли консультация-диалог «Использование современных игр, игровых упражнений и пособий для развития звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста», открытая рубрика «Вопрос – ответ», круглый стол «Условия развития звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста», открытый просмотр занятий «Волшебный мир звуков [з] и [с]», «Мебель для теремка» и «Поможем Маше», а также виртуальные экскурсии в мир посуды и бытовой техники. Работа с педагогами была построена через онлайн-общение и просмотр видеозанятий.

Педагоги большое внимание уделяют предметно-развивающей среде в группах, кабинетах учителей-дефектологов, музыкальном и физкультурном залах. В учреждении представлено разнообразное оборудование для работы по развитию звуковой культуры речи у дошкольников: сюжетно-ролевые игры («Магазин», «Семья», «Парикмахерская» и др.), картинки (иллюстрации) по темам недель, маски, наборы игрушек, кубики, звуковое лото, звуковые часы, схемы звукового состава слов.

В рамках тематической недели педагоги представили дидактические игры «Что (кого) везёт трактор?», «Звуковая улитка», «Четвёртый лишний» (для детей 3–4 лет), «Найди себе друзей», «Весёлые смайлики», «Корзинка», «Найди слова на звук…» (для детей 4–5 лет), «Считаем количество слогов в словах», «Найди, в какой части слова спрятался звук» и «Звуки» (для детей 5–6 лет). С помощью современных технологий педагоги разработали электронные игры «Угадай, кто поёт и как», «Концерт по телевизору», «Четвёртый лишний», «Мебель из сказки «Три медведя», «Такая разная посуда», «Бытовая техника».

В работе с детьми 3–4 лет основное внимание уделялось самостоятельному произношению гласных, твёрдых и мягких согласных звуков, дифференциации родственных по месту образования звуков, с детьми 4–5 лет – самостоятельному произношению согласных звуков, чистому произношению слов и фраз, особенностям произношения, интонационному выделению звуков в слове, подбору слова на заданный звук, различению (сравнению, анализу) звука в слове и слова с заданным звуком, темпа речи и силы голоса, с детьми 5–6 лет – чистому и правильному произношению всех звуков родного языка, особенно согласных, подбору слова с заданным звуком, близких по звучанию слов, различению (сравнению, анализу) простых трёхзвуковых слов, определению места звука в слове, гласных и согласных и пр.

Для правильного произношения звуков, ясного и чистого произношения слов и фраз педагоги использовали игры «Определи первый звук», «Слова-друзья», «Такая разная посуда», «Мебель для теремка», «Бытовая техника», «Подарок» и «Поезд».

Красивая звучная речь, чёткая безукоризненная дикция – это, прежде всего, верное построенное дыхание. Для этого педагоги использовали упражнения с пёрышками, ватой и шариками («Ветерок», «Горячий чай», «Кораблик», «Загони мяч в ворота»).

Чтобы движения речевых органов ребёнка становились более чёткими и согласованными, необходимо тренировать мышцы речевого аппарата. Для этого большое внимание уделялось артикуляционной гимнастике. Проводя артикуляционную гимнастику, педагоги следили за качеством выполняемых ребёнком движений: их точностью, плавностью, темпом выполнения, устойчивостью, переходом от одного движения к другому.

Особое внимание уделялось интонационной выразительности речи. Для выработки хорошей дикции, чёткого и правильного произнесения отдельных слов и фраз широко использовались чистоговорки, потешки, считалки, небольшие стихотворения о посуде, мебели, бытовой технике.

В старших группах обращалось внимание на проведение звукового анализа слова. Обучение звуковому анализу слова – основная задача этапа подготовки к обучению грамоте, что предполагает определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков, определение места звука в слове. Обучение звуковому анализу слова проводилось с использованием сказочных героев и в игровой форме (Королева Гласная, братья согласные, змей Горыныч, который любил королеву и всячески вредил братьям). Педагоги использовали игры «Найди место звука в слове», «Где находится звук», «Найди общий звук», «Где живёт звук?», «Назови братца», «Подбери пару», «Гласный или согласный», «В каком королевстве живёт звук?».

Интересными получились игра-путешествие в «белорусскую хатку» и театрально-игровая деятельность «Федорино горе».

Работа с родителями также строилась через онлайн-общение. В нашем учреждении активно используются групповые сообщества в Viber. Так, родителям были предложены рекомендации «Роль семьи в развитии звуковой культуры речи», рубрика «Вопрос – ответ», памятка «Условия развития звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста», анкета «Развитие звуковой культуры речи в семье», а также фото- и видеоэкспозиция «Играя, речь развиваем».

Проделанная работа способствует развитию звуковой культуры речи у дошкольников через основной вид детской деятельности – игру.

 

Светлана ЛЕШКЕВИЧ,
заместитель заведующего
Маньковичским яслями-садом
Столинского района

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий