Сохранение исторической памяти через мультимедийный интерактивный сетевой проект и веб-сайт «Книга Памяти. Без срока давности…»

- 12:05Проекты

 

Юлия КОМИССАРОВА, 
учитель иностранных языков 
ГУО
Средняя школа № 22 г. Гродно

Palomino.uf@gmail.com

 

 

 

https://sites.google.com/view/75patriotic/

 

Современное белорусское общество заинтересовано в гражданах-патриотах, у которых сформировано чувство национального самосознания, гордости за свою страну, бережное отношение к истории, культурным и духовным ценностям. Гражданско-патриотическое воспитание молодого поколения является важным направлением образовательного процесса в современной школе, обусловленным геополитическими вызовами, необходимостью своевременного укрепления государственного суверенитета и обеспечения народного единства.

Указом Президента Беларуси в целях формирования объективного отношения общества к историческому прошлому, сохранения и укрепления единства белорусского народа 2022 год объявлен Годом исторической памяти. 

Огромный вклад в формирование гражданственности и патриотизма вносят имеющие республиканский статус детские и молодежные общественные объединения. Знание истории, географии, культуры, языка родной страны – необходимое условие для формирования жизненной позиции.

Новой реальностью в работе с учащимися стало возникновением новых «сетевых» отношений между всеми участниками образовательного процесса, использование готовых заданий и мультимедийного контента сети интернет или создание собственных интернет-проектов с внедрением нового поколения веб-сервисов.

Одной из наиболее эффективных форм организации познавательной деятельности учащихся, направленной на углубление и расширение знаний из различных учебно-предметных областей, их систематизацию и обобщение, достижение предметных и метапредметных образовательных результатов, а также непрерывное формирование умений, совершенствование современных навыков и компетенций, востребованных современным обществом, являются метапредметные сетевые проекты.

Преимущества сетевого проекта при работе с учащимися очевидны: возможность конструктивного общения, в том числе в сети интернет, обмен опытом, мнениями, результатами собственных и совместных разработок, интеграция нескольких учебных предметов, комплексное развитие всех универсальных учебных действий: личностных, предметных и метапредметных.

Идея создания и реализации проекта, который бы объединял в себе множество направлений: идеологическое, гражданское и патриотическое воспитание, воспитание информационной культуры, духовно-нравственное воспитание, поликультурное воспитание – возникла в преддверии празднования 75-летия Победы в Великой Отечественной войне, но остается актуальной и эффективной формой работы с учащимися разных возрастных категорий.

Проект выполняет требования Программы патриотического воспитания населения Республики Беларусь на 2022–2025 годы, Программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021–2025 гг., Государственной программы «Образование и молодежная политика» на 2021–2025 годы, инструктивно-методического письма «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2021/2022 учебном году», где учреждениям общего среднего образования на протяжении учебного года рекомендовано продолжать работу по созданию виртуальных маршрутов и карт-схем памятных мест военной истории, продолжать поисково-исследовательскую работу во взаимодействии с архивами учреждений Республики Беларусь, а также с использованием сведений, представленных на сайте обобщенного банка данных «Мемориал» (банк данных о защитниках Отечества, погибших, умерших и пропавших без вести в период Великой Отечественной войны и послевоенный период, https://obd–memorial.ru, и других источников).

Основной площадкой для деятельности учащихся, состоящих в БРПО и БРСМ нашей школы, а также для привлечения внимания остальных учащихся, в том числе учащихся начальных классов, в данном сетевом проекте является созданный веб-сайт с удобной навигацией, работоспособными ссылками, наличием возможностей организации обратной связи внутри создаваемого ресурса.

Каждая страница (вкладка) оформлена в соответствии с темой и рассчитана на возраст участников проекта (10–17 лет). Предпочтение было отдано созданию Google-сайта, в котором возможны не только совместное редактирование документов, таблиц, презентаций, совместный сбор, систематизация и обмен информацией, но и мониторинг промежуточных и итоговых результатов, организация рефлексии, таким образом, мы получали сетевые образовательные продукты.

Целью проекта является создание условий по сохранению исторической памяти, формированию гражданственности и патриотизма учащихся, социализации в поликультурном мире посредством использования современных информационно-коммуникационных технологий в воспитательной и учебной работе.

Задачи проекта:

1) формировать умение учащихся анализировать различные источники информации;
2) развивать коммуникативные и исследовательские умения;
3) повысить уровень владения информационными технологиями и освоить новые сервисы;
4) воспитывать уважение к истории и культуре Беларуси, своего региона, других стран;
5) способствовать саморазвитию и самореализации учащихся.

Для координации действий участников используется рассылка по электронной почте, электронная доска объявлений, социальные сетевые сервисы.

Координаторами проекта было принято решение о вариативности выполнения заданий проекта, то есть сами участники выбирают категорию заданий, учитывая свои технические, а также психофизиологические возможности. Очень важно на каждом этапе предложить участникам подробную инструкцию по освоению новых сервисов, чтобы и учащиеся, и их родители могли выполнить задания (работа с программами Microsoft Power Point, Microsoft Publisher, архивация документов, создание видеороликов и буктрейлеров, размещение ссылок и т.д.).

Сетевой проект «Книга Памяти. Без срока давности…» направлен на развитие таких метапредметных компетенций учащихся, как способность работать с современными средствами массовой информации, сопоставлять, анализировать и отбирать необходимую информацию, способность сотрудничать в виртуальном пространстве.

 

Формирование гражданственности и патриотизма учащихся через структуру,
этапы и задания сетевого проекта «Книга Памяти. Без срока давности…»

В основе сетевого проекта стоит основополагающий вопрос «Что я знаю о войне?», мотивирующий участников, а структура сетевого проекта подчинена поиску ответа на основополагающий вопрос и состоит из шести этапов:

     1. «Нет ничего ранимей памяти» – учащиеся работают с семейными архивами, интернет-ресурсами (https://pamyat–naroda.ru, http://podvignaroda.ru/, https://obd–memorial.ru/), изучают наградные документы, фотографируют и размещают на созданной для них страничке сайта награды, письма, по возможности составляют на Google-карте «Маршрут Победы» своих прадедов и других родственников. По инструкции учащиеся работают с почтовыми серверами (Аккаунт Google). Целью этого этапа является изучение Великой Отечественной войны в лицах, через призму истории своей семьи.

Результатом работы в этой категории стали:

     – публикации в локальных и республиканских СМИ (газета «Переходный возраст»; Журнал Гродно. Выпуск № 5 (36)  https://joom.ag/X6zC; Сборник материалов III Международной неоконференции «Баркемп ByProject 2020»).
      – результативное участие наших учащихся в конкурсах и конференциях различного уровня  

     2. «Эхо войны» – учащиеся работают с архивами, интернет-ресурсами, разрабатывают оригинальные туристические маршруты, экскурсии, совместно наносят метки на интерактивную карту. Целью этапа является изучение памятных мест Гродно и Гродненского района, сохранение ценностного отношения к памятникам и истории малой родины.

      3. «Через года, через века – помните!» – учащимся предлагается индивидуальная и совместная поисково-исследовательская работа в сети интернет, работа с печатными источниками, с интерактивной Google-картой «Улицы Гродно». По инструкции каждая метка должна содержать информацию только о героях Великой Отечественной войны, чьими именами названы улицы нашего города. Целью этапа является знакомство с героями Великой Отечественной войны, и изучение их вклада в освобождение Гродненщины.

       4. Интерактивная карта “СВЯЩЕННАЯ ЗЕМЛЯ ГРОДНЕНЩИНЫ” (Памятники. Обелиски. Стелы. Мемориальные плиты.)

     5. «Война. Победа. Память» – учащиеся, следуя инструкциям, создают мультимедийные презентации, креативные видеоролики, буктрейлеры, интерактивные викторины, которые представляют собой викторины в современном понимании, с использованием медиа-контента, информационных технологий для эффективной работы в учебном и воспитательном процессе по авторам и их произведениям, которые предложены в списке (в том числе и на иностранных языках). Целью этапа является изучение творчества отечественных и зарубежных писателей, режиссеров, композиторов, сравнение интерпретации исторических событий Второй мировой войны с точки зрения представителей разных стран и поколений.

       6. «Негасимый огонь памяти» – создание учащимися с помощью указанных в Инструкции Web 2.0 сервисов интеллектуальных онлайн-викторин, квестов, пазлов. В инструкции к выполнению этого этапа разъясняется также понятие «плагиата» и «авторского права». Целью этапа является вовлечение учащихся в активную творческую познавательную деятельность, представление известных вещей и событий «под другим углом», развитие нестандартного и критического мышления при формулировании вопросов, вариантов ответов.

Цель каждой викториныпопуляризация знаний об истории Великой Отечественной войны и создание условий по сохранению исторической памяти, формированию гражданственности и патриотизма учащихся.

 

Викторина в сервисе Learning Apps https://learningapps.org/display?v=ptddiq5rc20

 

World War II. Quiz.

See how much you know about
WW II. Test out your History and English Language knowledge. (переход по ссылке)

Стрелковое оружие Великой
Отечественной войны 

 (переход по ссылке)

Викторина “Военная форма” 
(переход по ссылке) здесь

Кавалерия в годы Великой Отечественной войны

 (переход по ссылке)

Знаешь ли ты военные термины? (переход по ссылке) здесь

 

Сегодня, спустя десятилетия со времени его создания, плакат 1941–1945 годов остался искусством нестареющим, острым, боевым и призывным. Эти плакаты могут тронуть сердце, пробудить особые чувства даже сейчас, когда прошло много десятилетий после той ужасной войны, которая унесла жизни миллионов солдат и мирных жителей.

Викторина на знание плакатов времен ВОВ.
https://doozy.live/discover/quizzes/S8hJ2ljjKEnjYu6s6ZOs

 

     7. «Война глазами детей» – задания для учащихся начальных классов (ребусы, головоломки, кроссворды, викторины)

 

Пазлы. В английском языке отдельное слово «puzzle» означает головоломку любого вида, не обязательно мозаику. 

Собирание пазлов способствует развитию образного и логического мышления, внимания, восприятия, в частности, различению отдельных элементов по цвету, форме, размеру и т.д.; учит правильно воспринимать связь между частью и целым. До начала XIX века пазлы использовали как учебное пособие.  

 

И, конечно, творчество самих учащихся (стихи, проза, рисунки, фотоколлажи, буклеты и презентации).

В инструкции к выполнению этого этапа предлагаются сервисы для создания фотоколлажей, ассоциативного «облака слов», в том числе и использованием сервиса Mentimeter для получения мгновенного результата голосования, опроса, создание плаката/буклета/брошюры. Целью этапа является обобщение полученных на протяжении участия в сетевом проекте знаний через совместное с родителями написание краткого литературного произведения (эссе, стихотворение), графического рисунка и др.

Практическим итогом работы учащихся над сетевым проектом является обновляющийся сайт «Книга Памяти. Без срока давности…» https://sites.google.com/view/75patriotic/ с опубликованными туристическими маршрутами, сценариями, статьями, интерактивными, которые создаются учащимися и педагогами нашего учреждения образования в рамках реализации сетевого проекта.

Сетевой проект позволяет организовать единое воспитательное и образовательное пространство для совместной деятельности, с учетом индивидуальных интересов, психофизиологических возможностей и потребностей каждого из участников (выбора места, времени, этапа, задания и уровня изучения материала). Очевидно наличие выбора (choice).

Метапредметные сетевые проекты, созданные на культурологическом, историческом, лингвистических материалах требуют совместного участия педагогов и учащихся. В этом заключается сотрудничество (collaboration) и коммуникация (comunication).

Работа с различными источниками информации, освоение программного обеспечения для разработки и размещения интерактивных заданий в сети (например, learningapps.org и т.п.), программы для организации совместной деятельности и представления ее продуктов в сети (например, сервисы Google, виртуальные доски и т.п.). В этом и заключается критическое мышление (Critical thinking).

Участие в сетевом проекте создает условия для самореализации учащихся и предполагает выполнение различного рода заданий, каждое из которых становится уникальным интеллектуальным и творческим продуктом. Это является творчеством (Creativity).

Цель и значимость этого проекта определяются необходимостью сохранения исторической памяти, внимательного отношения к историческому прошлому страны, Гродненщины, чувства гордости за свою семью, уважения и благодарности своим прадедам и землякам за великий подвиг во время Великой Отечественной войны. 

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий