Наровлянские педагоги изготовили для школьников зимние самокаты

- 18:00ГОМЕЛЬЩИНА, Регионы

Зима – это не только время интенсивного образовательного процесса, но это еще и время, когда меняется погода и создаются новые условия для детского отдыха. А какие забавы были у советских детей? Об этом мы вспомнили, собравшись мужским коллективом средней школы № 2 Наровли имени И.М.Шаврея. Там же родилась идея смастерить зимние самокаты «советского образца».

Забав и развлечений, оказывается, у наших бабушек и дедушек было немало. Это, во-первых, катание с горок на лыжах и санках, да и на всем том, что подойдет для стремительного спуска с горы, начиная от целлофанового пакета, ученической сумки, и – что считалось тогда особым шиком – так это спуск с горы, стоя на кирзовых сапогах. Правда, этот вид спуска был самым опасным, потому что редко кто доезжал до подножья горы, но если у кого всё же получилось доехать, то он становился настоящим «героем».

 

Была распространена у нас на Полесье «крутёлка». Это было что-то похожее на аттракцион, только на льду. Делали его так: забивался в лед металлический штырь, потом на него насаживалось старое колесо со спицами от колхозной сеялки. К колесу привязывали длинную жердь, на конце которой крепились санки. Затем в спицы колеса вставляли деревянные колы, которыми колесо крутили. Жердь раскручивалась, и санки буквально летели по льду, набирая головокружительную скорость. Так получался отменный «аттракцион» деревенского масштаба.

Как тут не вспомнить повальное увлечение игрой в хоккей. Притом оно принимало такие размеры и масштабы, что мальчики школ делились на группы болельщиков хоккейных клубов «Спартака» и «ЦСКА», и между ними на этой почве часто вспыхивала «вражда».

Потом зашла речь и о зимних самокатах. «А что, если нам попробовать восстановить старые, сделать еще несколько штук, покататься на катке и привлечь к этому детей?», – предложил учитель физической культуры и здоровья Сергей Кулевец. Образец этого народного, и, что очень важно, детского творчества – советский зимний самокат стоял в нашем школьном музее «Детство». Мы как-то сразу все ухватились за эту идею и поддержали ее. Ближе к зиме взялись за дело. За техническую и организационную часть проекта принялись учителя физической культуры и здоровья Сергей Кулевец, Артур Альховик и Александр Альховик с детьми, а я занялся изучением истории самоката.

Первое упоминание самоката в воспоминаниях старожилов, собранных в музее, относится примерно к началу 60-х годов прошлого века. Владимир Хлопок, старожил из деревни Смолегов, вспоминал: «Мы в моем детстве (начало 60-х) ездили на самокатах по речке Мытва. Она была заросшая лозовыми кустами, и гонки устраивали прямо по центру реки Мытвы, маневрируя между кустов». Самокат был альтернативой конькам. За коньки, даже самые обычные «снегури», хотя они стоили и недорого, но надо было платить, а на самокат деньги не нужны. Затраты на изготовление самоката сводились к абсолютному минимуму. Все необходимое для его изготовления было в каждом сельском дворе.

Делался самокат очень просто. Для оси самоката находили брус примерно 3 на 5 сантиметров, а затем делались три полоза. Один полоз нужен был на переднюю часть самоката, а два на его «корму». На заднюю часть оси сверху прибивали деревянных ящик, он служил вместо сиденья, а внизу на доске на ось неподвижно крепили два полоза. Впереди к оси самоката на болт крепился один полоз, к которому накрест прибивалась рейка, с помощью которой самокат управлялся. Для того чтобы было удобно отталкиваться на самокате делались два «тюка». Это обычные палки, в которые забивались гвозди для лучшего сцепления со льдом. В деревянные основания полозьев, для лучшего скольжения вставлялась проволока, если же нужна была лучшая устойчивость самоката на поворотах, то вместо проволоки к деревянным основаниям полозьев, крепили отрубленные куски обода с велосипеда. Ну, а если уже кому-то нужны скоростные характеристики, то вместо проволоки, кусков велосипедного обода на самокат крепили коньки. 

Простота изготовления и широкие технические возможности самоката обуславливали его широкое распространение на Полесье. Есть сведения, что самокат использовали и взрослые для транспортировки по льду дров. Сзади к самокату привязывали «санки-самотужки», груженые дровами и везли их домой. Правда, это было там, где покрытая льдом вода вплотную подступала к населенному пункту, например, в деревнях Демидов, Антонов и Гажин.

Когда были сделаны самокаты, в конце января этого года, мы доставили их на городской каток. Там после небольшого рассказа об истории этого «транспортного средства» и мерах безопасности, провели спортивно-массовое мероприятие «Быстрее, выше, сильнее, вместе!» Мероприятие прошло весело и полезно, особенно для детей, которые, помимо всего прочего, освоили новый вид «транспортного средства» своих бабушек и дедушек – самокат.

 

Василий ЧАЙКА,
руководитель музея
средней школы № 2 Наровли имени И.М.Шаврея

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий