С целью обогащения педагогического мастерства, обмена опытом работы по теме «Использование эффективных форм и методов трудового воспитания в развитии познавательных способностей и формировании социально-нравственных качеств» в дошкольном центре развития ребёнка № 11 Волковыска прошла панорама открытых просмотров организации трудовой деятельности воспитанников в группах раннего и дошкольного возраста.
Воспитатели дошкольного образования А.Е.Зубкевич, С.В.Ладыгина, С.С.Шевко, Н.А.Красовская, А.А.Ковалевич продемонстрировали свой педагогический опыт в нерегламентированной и специально организованной деятельности с воспитанниками.
В ходе проведения панорамы открытых просмотров педагоги в увлекательной форме развивали потребности воспитанников в общественно полезном труде; содействовали овладению элементарными доступными трудовыми умениями, знакомили детей с миром профессий; формировали первоначальный интерес к труду взрослых.
Воспитатель дошкольного образования А.Е.Зубкевич обучала воспитанников первой младшей группы навыкам самообслуживания в процессе нерегламентированной деятельности. Педагог использовала игровой прием с куклой. Дети вместе с воспитателем в игровой ситуации «Разденем куклу Машу» учили куклу последовательности раздевания, аккуратно складывать и вешать одежду в шкаф и одновременно сами закрепляли имеющиеся навыки. Названия элементов одежды дети уточняли с помощью картинок. В навыках расстёгивания и застёгивания малыши упражнялись с помощью макетов «Застёжки», самостоятельно справлялись с молнией, пуговицами, шнуровкой. Умелое сочетание игровых, наглядных и практических методов стало стимулом к активному включению воспитанников в деятельность и тем самым способствовало совершенствованию и закреплению навыков самообслуживания.
Воспитание у детей второй младшей группы трудолюбия и заботливого отношения к растениям воспитатель дошкольного образования Т.В.Ладыгина продемонстрировала в процессе организации труда в уголке природы. Привлечь внимание детей к живым объектам природы и мотивировать к дальнейшему уходу за ними педагогу удалось с помощью игровых приёмов «письмо от феи Цветов», «Разговор с цветами». Трудовая деятельность в уголке природы была организована в виде элементарных трудовых поручений под руководством воспитателя. Используемые педагогом методы и приёмы позволили не только интересно организовать трудовую деятельность воспитанников, но и вовлечь их в активный познавательный процесс. Ребята продемонстрировали имеющиеся знания о комнатных растениях, способах ухода за ними, определяли потребность растений в свете, влаге, необходимости рыхления почвы и старательно, с удовольствием выполняли трудовые поручения, получив по окончании работы награду за свои старания от Феи цветов.
В процессе организации коллективного хозяйственно-бытового труда воспитатель дошкольного образования С.С.Шевко продемонстрировала воспитание трудолюбия и доброжелательных отношений между воспитанниками старшего дошкольного возраста. Представленная вниманию педагогов организация коллективного труда «Стирка кукольной одежды» и «Мытье игрушек» позволила увидеть процесс от его начала до завершения. Воспитанники были мотивированы на трудовую деятельность появлением персонажа и постановкой проблемной ситуации. При помощи условных обозначений распределились на две подгруппы для выполнения каждого направления трудовой деятельности. Сам процесс труда детей внутри каждой подгруппы чётко был распределён с помощью алгоритма выполнения трудовых операций, в результате чего каждый ребёнок знал и выполнял свой объём работы. Ребята работали слаженно, организованно, с желанием. Игра «Весёлая карусель» позволила осуществить рефлексию трудовой деятельности воспитанников, услышать их мнение о проделанной работе.
Воспитатель дошкольного образования Н.А.Красовская провела с воспитанниками старшего дошкольного возраста интересный, творческий досуг по изготовлению поделок из бумаги, картона, природного и бросового материала в ходе организации ручного труда. Процесс трудовой деятельности был организован последовательно от целеполагания до получения результата. Использованный педагогом приём «Помощь жителям города Мастеров» способствовал мотивации к предстоящей деятельности. Как выполнить работу, ребята узнали, разгадав загадки. Цветовая знаковая система позволила определить рабочие места. Последовательность выполнения поделок была определена с помощью алгоритмизации деятельности. Ребята увлечённо работали, создавая каждый свою поделку. В результате на выставочном стенде появились бусы из бумаги, самолёты из картона и спичечных коробков, забавные зверята из втулок, бумаги и природного материала.
Интересным и познавательным для воспитанников средней группы было занятие «Путешествие в город трудолюбивых мастеров» по образовательной области «Ребёнок и общество», которое провела воспитатель дошкольного образования А.А.Ковалевич. В процессе занятия использованы разнообразные методы и приёмы, направленные на формирование и закрепление у воспитанников представлений о труде взрослых и их профессиях, воспитание уважительного отношения к людям различных профессий, которые реализованы через решение проблемной ситуации «Что было бы, если бы не было профессии», в беседе по картинкам «Важные профессии», словесной игре «Положи слово на ладошку», дидактических играх «Кто здесь был и что забыл?», «Найди рабочее место». Ребята проявили эрудицию при выполнении игровых заданий, уверенно отвечали на поставленные вопросы.
Подводя итоги открытых просмотров, педагоги отметили положительный пример коллег, продемонстрировавших высокий профессионализм и творческий подход к реализации задач по трудовому воспитанию детей дошкольного возраста.
Инна ЛОБИК,
воспитатель-методист
дошкольного центра развития ребёнка № 11 Волковыска