В яслях-саду № 6 Новогрудка традиционно прошли мероприятия тематической недели психологического здоровья.
В течение учебного года труд воспитателей дошкольного образования, музыкальных руководителей, руководителей физического воспитания, администрации отличается высокой эмоциональной загруженностью, большой ответственностью за жизнь и здоровье детей, за качество усвоенных детьми знаний, умений и навыков, использованием педагогами новых технологий. Работа педагогов отличается особой выдержкой и корректностью в общении с родителями, коллегами, другими участниками образовательного процесса.
Педагогом-психологом в рамках тематической недели были проведены: консультации «Родители – партнеры педагога в воспитании», «Какие разные дети», «Как педагогу преодолеть трудности в общении с детьми», семинар-практикум для педагогов «Профилактика профессионального выгорания педагогов учреждения дошкольного образования». Разработана памятка «Приемы снижения психоэмоционального напряжения в работе педагогов».
Семинар-практикум «Профилактика профессионального выгорания педагогов учреждения дошкольного образования» включал психологические игры, упражнения, выполнение коллективной творческой работы (коллажа) педагогов. Эти мероприятия способствовали повышению психологической компетентности воспитателей дошкольного образования, увеличению багажа их знаний о признаках проявления «эмоционального выгорания», формировании внутренних ресурсов человека, о приемах саморегуляции поведения.
Начинался семинар-практикум с приветствия-упражнения «Встречаем с улыбкой», напоминания правил для участников встречи, теоретической информации о психологическом здоровье для введения в тему. Также были использованы практические упражнения «История моего имени», «Лимон», мини-лекция «Что такое общение?», притча «Мудрец и счастье», рассказ «Соревнования в лесу», интерактивные упражнения «Важные слова о своей профессии», «Мой выбор: Я на работе, Я дома, Я на отдыхе», анкетирование «Выявление эмоционального выгорания педагогов».
Одним из кульминационных моментов было выполнение коллективной творческой работы – коллажа «Портрет педагога: из негатива в позитив». Участники в командах оформляли плакаты с образами педагогов с эмоциональным выгоранием («негатив»). Затем, работая в командах, меняли образ, добавляя в коллаж новые объекты, превращая «негатив» в «позитив». Содержательными были самопрезентации педагогов, которые комментировали свои работы. Здесь личный опыт каждого сыграл большую роль. Как важно, что мы все разные! И поступки и идеи у нас разные! Оказалось, что сообща легче найти нужный ответ.
Общаясь друг с другом, мы даже не задумываемся над тем, сколько факторов и деталей влияют на процесс общения. Что же происходит? Мы встречаем человека, воспринимаем его, общаемся и взаимодействуем с ним с помощью своего языка слов и жестов. Учитесь владеть собой. Успех общения зависит от того, как мы построили свой диалог.
Упражнение «Я – птица» с музыкальным сопровождением способствовало снижению психоэмоционального напряжения, релаксации. Обратная связь (упражнение «Мои ощущения») позволила выявить впечатления участников от семинара и спрогнозировать содержание следующей встречи, найти пути к сохранению психологического здоровья, поиску индивидуальных приемов саморегуляции поведения.
Алла ЖДАН,
педагог-психолог яслей-сада № 6 Новогрудка