В яслях-саду № 41 Мозыря педагоги постоянно используют визуализацию в образовательном процессе. Таблицы, схемы, рисунки способствует быстрому запоминанию и осмыслению изучаемого материала. С учётом современных технических возможностей идея визуализации информации в процессе обучения приобретает новые черты.
Заинтересовать детей быстрее и глубже усвоить материал нам помогают различные элементы визуализации. Для организации занятий по развитию речи, при знакомстве с природой используем кроссенс на тему «Пернатые друзья». Он не только расширяет представления детей о птицах, но и помогает установить причинно-следственные связи, развивает интерес к объектам живой природы и воспитывает гуманное отношение к природному миру. Этот элемент используем и при знакомстве воспитанников с явлениями природы в определенную пору года. Благодаря кроссенсу дети хорошо запоминают новую информацию, понимают связь некоторых природных явлений.
Хорошее подспорье – использование интеллект-карт по следующим темам: «Друзья домашнего очага», «В стране дорожных знаков», «Вода». Опыт работы с использованием интеллект-карты показал, что они помогают детям достичь желаемых результатов, развивают творческое воображение, способствуют развитию мышления, помогают увидеть мир во всем его многообразии.
Для обогащения словарного запаса, обучения детей составлению рассказов, при пересказах произведений художественной литературы, отгадывании загадок, заучивании стихотворений используем мнемотаблицы по таким лексическим темам, как «Зима», «Весна», «Лето», «Осень». Мы разработали мнемотаблицы для составления описательных рассказов по темам «Игрушки», «Посуда», «Одежда», «Овощи и фрукты», «Птицы», «Животные».
Определенную ценность несет синквейн. Простота его построения позволяет быстро получить результат, а созданные детьми нерифмованные стихотворения стали «изюминкой» образовательной деятельности, вершиной их словесного труда, превратив наших воспитанников в поэтов и писателей. Составление синквейна – веселая и увлекательная игра, с помощью которой дошкольники учатся выделять главные признаки предмета, явления, подводить итоги и делать выводы о предмете и явлении. Мы используем разные способы работы с синквейном: составление синквейна по образцу; «Синквейн-загадка», «Найди ошибки в стихотворении», «Чужое слово». Нашим воспитанникам очень понравилось дидактическое пособие «Чудесная ёлочка». С его помощью мы составляем весёлые стихотворения по различным лексическим темам.
Одной из любимых игр детей стал скрайбинг. С его помощью мы «экранизируем» сказки, загадки, стихи. Воспитанники нашей группы еще не умеют читать и некоторые стихотворения на слух тяжело запоминают, тогда на выручку приходит полюбившийся скрайбинг. На занятиях широко применяем «рисованный» и «магнитный» скрайбинг. В результате использования этого приёма пополнился словарный запас воспитанников, у них появилось желание пересказывать сказки, рассказы, а заучивание стихов превратилось в игру, которая им очень нравится.
Наталья ЧЕРЕПАН,
воспитатель дошкольного образования
яслей-сада № 41 Мозыря