В этом учебном году в специальном яслях-саду Слонима была реализована программа объединения по интересам «Информатика без розетки» (естественно-математический профиль, повышенный уровень изучения образовательной области «Информатика»), которая направлена на развитие логического мышления и формирование алгоритмических умений без использования компьютера у детей старшего дошкольного возраста.
Проект реализуется Парком высоких технологий при поддержке Министерства образования Республики Беларусь.
Изначально проект вызвал просто любопытство, были сомнения, как можно реализовать программу «Информатика без розетки» в специальном дошкольном учреждении, где у детей есть проблемы с коммуникацией, речью. Но все наши сомнения развеялись после просмотра стрима на YouTube в июле 2021 года, который был проведён Парком Высоких Технологий. Мы увлеклись проектом «Информатика без розетки». Так было принято ответственное решение об организации в нашем учреждении группы для реализации программы объединения по интересам «Информатика без розетки».
Проект нас увлек своей новизной и актуальностью, ведь к современным детям необходим современный подход. Кроме развития воспитанников, проект содействует и развитию профессиональной компетентности педагогических работников в области формирования алгоритмической грамотности у детей дошкольного возраста.
Нас увлек сам ритм работы, постоянный поиск, обучение, желание сделать каждое занятие максимально эффективным. Неравнодушны к необычным занятиям и воспитанники. Они с нетерпением ждут следующих занятий, делятся своими впечатлениями друг с другом и родителями.
У детей, посещающих занятия в рамках проекта «Информатика без розетки» повысилась речевая активность за счет увеличения запаса активного словаря. В игровой деятельности ребята стали часто брать на себя роль «учителя», используют полученные знания и «учат» других детей. Например, «Ты знаешь, что сейчас весна?» – «Это правда, а по-другому истинна. А если я скажу, что сейчас не осень – это тоже будет правда». Они как бы делятся знаниями с другими детьми.
Малыши в восторге, постоянно рассказывают родителям по пути из детского сада до дома о том, чему они научились на занятиях. После первых занятий многие начали говорить родителям, что длинный – противоположное значение «не длинный» (на занятиях мы учим детей антонимам длинный – короткий, большой – маленький и т.д., и на первых занятиях это была первая сложность, с которой столкнулся наш тьютор). А еще, как рассказали родители воспитанников, дети начали часто приводить свои собственные примеры, которые не проходили на занятиях. Например, рассказывают, что мама – красивая, и потом добавляют, что это истинна.
Совместно с педагогами, участие в занятиях принимает кот Алесик и его друг – Робот Алесик, с помощью которых ребята открывают новые знания в информатике.
С помощью реализации программы объединения по интересам «Информатика без розетки» мы воспользовались возможностью развить у детей логическое мышление, алгоритмическую грамотность для лучшей их адаптации в мире информационных технологий. Дети стали более активными, креативными, организованными, появились навыки работы в команде. В процессе посещения занятий у детей появилось желание учиться новому, стремиться к интересным открытиям.
Проект изменил наши взгляды на работу с детьми, научил мыслить по-другому и доказал, что вовсе не обязательно использовать на занятиях компьютеры и современную технику. Участие в проекте дало возможность иначе взглянуть на профессию педагога в целом. Для осуществления успешной деятельности педагог должен постоянно развиваться в своей профессии. Одним из способов достижения этой цели и может стать участие в проекте. Это как новая ступень, на которую восходит педагог в своём развитии, особенно начинающий свою деятельность воспитатель или учитель-дефектолог.
Тьютор – это действительно профессия будущего.
Никогда не бойтесь попробовать что-то новое, потому что жизнь становится скучной, когда ты живешь в рамках того, что уже знаешь.
Наталья КИСЛЯК,
заведующий специальным яслями-садом Слонима