Духовно-нравственное воспитание в государственном учреждении образования «Полсвижская базовая школа Лепельского района» на основе православных традиций  

- 10:39Воспитательная работа, Опыт

Елена ЕВСЕЕВА, 
учитель белорусского языка и литературы 
ГУО «Полсвижская базовая школа Лепельского района», 
Витебская область

 

 

 

Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание представляются неразрывно связанными между собой и одинаково важны для становления личности, связанной с родными корнями, лучшим в культуре своих предков, героическим прошлым. Духовно-нравственное воспитание, является неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного процесса, осуществляемого в системе отечественного образования.

В государственном учреждении образования «Полсвижская базовая школа Лепельского района» ведется совместная работа учителей и настоятеля храма Рождества Христова г. Лепеля протоиерея Сергия. Это взаимодействие осуществляется по следующим направлениям:

1) патриотическое воспитание учащихся:

– участие в проведении торжественных мероприятий, посвященных памятным датам;

– совместный уход и содержание в достойном состоянии памятников, мемориальных комплексов, захоронений погибших воинов;

2) духовно-нравственное воспитание учащихся:

– проведение мероприятий, направленных на формирование ответственного поведения учащихся, основанного на нормах морали и права, умения противостоять деструктивным воздействиям;

– участие представителей Белорусской Православной Церкви в мероприятиях военно-патриотической и духовно-нравственной направленности, проводимых в учреждении образования;

– содействие обеспечению учащихся духовной литературой, периодическими изданиями Белорусской Православной Церкви, видео- и аудиоматериалами религиозной тематики;

– координация деятельности по обеспечению прав и свобод учащихся, работников и членов их семей, в том числе и свободы вероисповедания.

Сотрудничество предусматривает проведение ряда мероприятий совместно с представителями Православной Церкви.

Так, на протяжении двух лет тогда еще настоятель храма Преображения Господня Лепеля иерей Сергий проводил уроки «Основы православной культуры» с учащимися 2–4-х классов. За это время дети познакомились с библейским учением о картине мира, нравственными заповедями и житиями святых, а также с православным образом жизни. Занятия были направлены на формирование прочного духовно-нравственного фундамента личности школьника.

На проводимых мероприятиях часто использовались притчи как быстрый и эффективный способ воспитания в детях основных жизненных понятий и ценностей. Поскольку притча представляет собой короткое повествование, ребёнку хватает терпения дослушать его до конца. А увлекательная форма и интересные, житейские герои доносят до маленького непоседы, что такое добро и зло, что такое любовь и уважение к старшим, а также множество других столь важных вещей. В ходе этой работы была создана «Копилка народной мудрости», в которой собраны некоторые притчи для использования в воспитательных целях (Приложение).

Учителя и учащиеся учреждения образования на протяжении многих лет являются постоянными участниками Пасхальных чтений. В 2017/2018 учебном году на IХ образовательных Пасхальных чтениях «Нравственные ценности и будущее человечества» с сообщением «Притчи и их значение в воспитании ребёнка» выступала учитель начальных классов Н.В.Шарлаева. Её воспитанники показали инсценировку притчи «Доброе дело».

В 2018/2019 учебном году Надежда Владимировна выступала по теме «Священники в годы Великой Отечественной войны». В 2019/2020 учебном году учитель начальных классов И.С.Гурко выступала на Пасхальных чтениях по теме «Воспитание любви к малой родине на основе культурно-нравственных ценностей». В 2020/2021 учебном году учитель начальных классов Е.А.Курусёнок. выступала с темой «Духовно-нравственное воспитание учащихся».

В 2021/2022 учебном году учащиеся учреждения образования заняли первое место в районном конкурсе «Велікодная мазаіка», на конкурс была представлена сценка «Искушение». В 2021/2022 учебном году принимали участие в фестивале «Рождественская звезда».

В школе ежегодно проводятся тематические выставки рисунков «Пасхальный символ», выставки рукоделия «Пасхальные украшения».

Учащиеся с удовольствием посещают святые места Лепеля. Побывали в храме иконы Божией Матери «Владимирской», в храме Преображения Господня, в храме Рождества Христова, храме Святой великомученицы Параскевы Пятницы, посетили Свято-Георгиевскую церковь, храм святых бессребреников и чудотворцев Космы и Домиана.

Протоиерей Сергий – частый гость на школьных мероприятиях. Его выступление перед школьниками и родителями – всегда особое событие.

Он рассказывает о подвигах народной святости и обычаях благочестия, бережно передаваемых из поколения в поколение, о патриотических подвигах героев Отечества, о памятниках письменности, архитектуры, иконописи и церковного пения. Вот именно из этой национальной базисной культуры произрастает система национальных ценностей, которые формируют как личность, так и общество.

Формирование духовно-нравственных ценностей всегда считалось одной из сложных и актуальных задач педагогической науки. Благодаря совместной работе школы и Православной Церкви создаются условия для воспитания молодого поколения на гражданских и христианских ценностях, на духовных традициях нашего народа.

 

 

Приложение

 

Копилка народной мудрости. Притчи для использования в воспитательных целях

 

Кремень и огниво

Короткая притча об учебе и знаниях от Леонардо да Винчи

Получив однажды сильный удар от огнива, кремень возмущенно спросил у обидчика: 

– С чего ты так набросилось на меня? Я тебя знать не знаю. Ты меня, видимо, с кем-то путаешь. Оставь, пожалуйста, мои бока в покое. Я никому не причиняю зла.

– Не сердись попусту, сосед, – с улыбкой промолвило огниво в ответ. – Если ты наберешься немного терпения, то вскоре увидишь, какое чудо я извлеку из тебя.

При этих словах кремень успокоился и стал терпеливо сносить удары огнива. И наконец, из него был высечен огонь, способный творить подлинные чудеса. Так терпение кремня было по заслугам вознаграждено.

Притча сказана для тех, кто поначалу робеет в учебе. Но если запастись терпением и проявить старание, то посеянные семена знания непременно дадут добрые всходы. Ученья корень горек, да плод сладок.

 

Суфийская притча

Один ученик спросил своего наставника-суфия:

– Учитель, что бы ты сказал, если бы узнал о моем падении? 

– Вставай! 

– А на следующий раз? 

– Снова вставай! 

– И сколько это может продолжаться – все падать и подниматься?

– Падай и поднимайся, пока жив! Ведь тот, кто упал и не поднялся, мертв.

***

Однажды к Мудрецу пришел один человек и начал жаловаться на свою жизнь. Не удалась она у него – не вышел он ни ростом, ни лицом, не скажешь, что шибко умен. Да к тому же много чего не умеет делать.

Долго мудрец слушал его стенания. А потом взял его за руку и вывел в сад:

– Посмотри, – сказал он. – Вот сосна и яблоня. Какое из этих деревьев более красивое и полезное?

– Да разве можно их сравнивать! Они оба нужны людям и оба хорошие.

– Так почему ты себя сравниваешь с другими и считаешь, что ты хуже их?! Ведь каждый человек, как и дерево, по-своему хорош и полезен.

***

Однажды осел упал в колодец и стал громко вопить, призывая на помощь. На его крики прибежал хозяин ослика и развел руками – ведь вытащить ослика из колодца было невозможно. Тогда хозяин рассудил так: «Осел мой уже стар, и ему недолго осталось, а я все равно хотел купить нового молодого осла. Этот колодец уже совсем высох, и я уже давно хотел его засыпать и вырыть новый. Так почему бы сразу не убить двух зайцев – засыплю ка я старый колодец, да и ослика заодно похороню». Недолго думая, он позвал своих соседей – все дружно взялись за лопаты и стали бросать землю в колодец. Осел сразу же понял, что к чему и начал громко вопить, но люди не обращали внимания на его вопли и молча продолжали бросать землю в колодец. Однако очень скоро ослик замолчал. Когда хозяин заглянул в колодец, он увидел следующую картину – каждый кусок земли, который падал на спину ослика, он стряхивал и приминал ногами. Через некоторое время, к всеобщему удивлению, ослик оказался наверху и выпрыгнул из колодца!

 

Все в твоих руках

Жил один прозорливец. Люди со всей округи и даже из других городов приходили к нему за советом. И ни один из них не уходил безутешным. Слава о его мудрости разнеслась по всей стране.

Прослышал об этом один завистливый человек, позавидовал прозорливцу и думает:

– Дай-ка я над ним посмеюсь!

Поймал этот человек бабочку, меж сомкнутых ладоней посадил и к прозорливцу направился. Идет и про себя веселится:

– Скажу ему, мол, какая бабочка в руках моих – мертвая или живая. Скажет, что живая, так я ее в кулаке сожму. Скажет, что мертвая, так я ее и выпущу. Пришел человек к прозорливцу и говорит:

– Все тебе видно, все открыто. Скажи, мертвую бабочку я тебе принес или живую?

Посмотрел на него прозорливец и говорит: 

– Все в руках твоих!

***

Три человека ворочали камни. Одного из них спросили: – Что ты делаешь?

Он вытер пот со лба и ответил: – Горбачусь.

Подошли ко второму и спросили: – А ты что делаешь?

Он закатал рукава и деловито сказал: – Деньги зарабатываю.

Спросили у третьего: – А что делаешь ты?

Он посмотрел вверх и сказал: – Храм строю.

Мораль:

Жизнь наполнена смыслом только у того, кто преследует великую цель.

 

Притча о цели учебы. Зачем учиться

– Я дал вам знания, но счастье каждый должен найти сам, – сказал учитель ученикам, окончившим школу.

– Учитель, счастье всегда быстро кончается, – возразил кто-то.

– Есть на свете один неиссякаемый источник счастья. Тот, кто находит его, счастлив всю жизнь, – ответил учитель.

Попрощались ученики и обещали вернуться через три года, чтобы рассказать учителю о своих поисках. Время быстро пролетело. Первый ученик не вернулся, а лишь прислал учителю письмо: «Я нашёл источник счастья – это власть. Я успешно поднимаюсь по лестнице власти и надеюсь достигнуть её верхней ступени».

Второй ученик тоже прислал учителю записку: «Источник счастья – это богатство»…

Третий ученик ничего не прислал, но учителю рассказали, что он стал сильным воином и ушёл с армией покорять другую страну. «Видимо, мой ученик решил завоевать своё счастье с помощью силы»”, – с грустью подумал учитель. Только четвёртый ученик вернулся к учителю и рассказал, что стал целителем.

– Я ходил по земле, лечил людей. Люди радовались и становились счастливее. Если приносить счастье людям, оно всегда будет с тобою рядом, – сказал ученик.

– Ты понял главное, мой ученик, – радостно произнёс учитель. – Неиссякаемый источник счастья – это стремление делать добро. Чем больше человек черпает из такого источника, тем счастливее он становится.

 

Притча о двух волках

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.

– В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь… Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

– А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

– Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

 

Вежливый Кролик

Камбоджийская притча

Жил-был Кролик, очень скромный и вежливый. Однажды, вдоволь наевшись капусты на крестьянском огороде, он собрался было домой, как вдруг заметил лисицу. Она возвращалась в лес. Ей не удалось стащить курицу с крестьянского двора, и она была очень сердита и голодна.

У Кролика дрогнуло сердце. Бежать, но куда? И Кролик опрометью бросился к пещере. Он не знал, что там поджидала его другая грозная опасность – в пещере поселилась Змея.

Кролик, однако, был хорошо воспитан и знал, что без разрешения в чужой дом входить не полагается. «Нужно поздороваться, – подумал он, – но с кем? С пещерой, конечно!» И, присев на задние лапки, Кролик вежливо сказал:

– Здравствуйте, добрая пещера! Разрешите мне, пожалуйста, войти.

До чего же обрадовалась Змея, услышав голос Кролика! Она очень любила кроличье мясо.

– Входите, входите! – ответила она, желая обмануть Кролика.

Но Кролик по голосу прекрасно понял, с кем имеет дело.

– Простите, что я побеспокоил вас, – сказал он. – Я совсем забыл, что меня ждёт крольчиха! До свидания! – и бросился бежать прочь со всех ног.

Прискакал Кролик в свою нору и подумал о том, что вежливость никогда ещё никому не повредила.

Змея же свернулась в клубок и проворчала:

– Лучше бы я ему не отвечала! Ох уж эти мне вежливые кролики! Нужно же было ему просить разрешения войти!

 

Самый достойный

Притча от Александры Лопатиной

Прекрасная принцесса попросила мудреца:

– Помогите мне найти достойного жениха.

Мудрец собрал всех влюблённых юношей и объявил:

– Вы должны добыть для принцессы золотой цветок из горной пещеры.

В пещере жили злые гномы. Одни юноши надеялись добыть цветок силой, другие – хитростью, и только один бедный юноша не обладал ни тем, ни другим.

– Не ходи, сынок, пропадёшь, – попросила юношу мать.

– Испеките мне, матушка, мешок пряников, а там видно будет, – ответил сын.

Сначала в пещеру отправились силачи. Они кричали и размахивали дубинками. Но чем больше они шумели, тем больше получали ударов. Еле живые силачи выползли из пещеры.

Потом в пещеру пошли хитрецы.

– Милые гномики, разрешите нам пройти, – ласково сказали хитрецы. В ответ они тоже получили удары и, разозлившись, начали драться. В результате избитые хитрецы ползком покинули пещеру.

Последним в пещеру вошёл бедный юноша. Он присел на корточки и сказал:

– Здравствуйте, гномы. Моя матушка испекла для вас мешок пряников.

Послышался топот, и пряники исчезли. Тогда юноша двинулся вперёд. Кто-то толкнул его. Он остановился и извинился. Шёл юноша и рассказывал гномам о своей любви. Если его толкали, он останавливался и извинялся. Вдруг кто-то невидимый вложил в руки юноши золотой цветок. Он поблагодарил гномов и без труда вышел из пещеры.

– Этот юноша – достойный человек, – сказал мудрец.

– Почему вы так решили? – поинтересовалась принцесса.

– Низкий на всё отвечает грубостью, средний – грубостью на грубость, достойный же никогда не груб, как бы с ним ни обращались, – объяснил мудрец.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий