Марина ЧЕРЕПОВИЧ,
учитель-дефектолог
ГУО «Ясли-сад № 21 г. Лида»,
Гродненская область
Программные задачи: формировать представления о родном городе, активизировать и пополнить словарь по теме «Город»; упражнять в умении составлять рассказ по серии сюжетных картин; развивать умение образовывать существительные в родительном падеже единственного и множественного числа; совершенствовать умение согласовывать существительные с прилагательными в роде и падеже; развивать внимание, слуховое восприятие, мышление; воспитывать патриотизм, эмоционально позитивное отношение к родному городу.
Материал и оборудование: открытки с изображением Минска и Лиды, серия сюжетных картин «Друзья помогли» (пособие О.В.Чистякова, «Составляем рассказ по картинке»), пособие ТРИЗ-РТВ «Домик для рассказов», предметные картинки с изображением достопримечательностей Лиды, запись песни «Светофоры» (сл. Т.Нестерова, муз. А.Парфёнов), магнитная доска.
Ход занятия
Педагог: Ребята, сегодня к нам в детский сад пришла открытка. Попробуйте по фотографии, угадать, из какого города она пришла (Минск). Сейчас прочтём обратный адрес: г. Минск, ул. Солнечная, д. 1, детский сад «Солнышко». Что же в ней написано?
«Здравствуйте, ребята. Вам пишут воспитанники детского сада Минска. Летом мы бы хотели приехать на экскурсию в ваш город. Расскажите, какие достопримечательности есть в вашем городе и можем ли мы их посетить?»
Педагог: От кого пришла открытка? О чём ребята просят нас?
Педагог: В открытке нам встретилось слово достопримечательности? Что оно означает? Достопримечательности – это знаменитые, красивые места в городе, куда любят приходить не только жители города, но и гости.
Педагог: Чтобы рассказать о нашем городе, нам нужно немного подготовиться. Давайте вспомним всё, что мы знаем о нём. Как называется город, в котором мы живём? (Лида). Значит, обо всём, что находится в нём, можно сказать «лидское».
Упражнение «Скажи со словом «лидский, лидская, лидское»
Дети выходят к доске, выбирают картинку и подбирают прилагательные в мужском, женском и среднем роде (лидский автобус, лидское озеро, лидская школа, лидская больница, лидская дорога, лидское кафе, лидское такси, лидский магазин, лидский стадион).
Педагог: Лучше всего о нашем городе поможет рассказать «волшебный экран» (метод ТРИЗ-РТВ-технологии «системный оператор»)
1 экран
Педагог: Как называется наш город? (Лида). Подберите слова, какой наш город? (уютный, чистый, красивый, большой). Какой главный символ нашего города? (герб). Что на нём изображено? (лев и ключи). Какая главная достопримечательность нашего города? (Лидский замок).
2 экран
Педагог: Как можно назвать людей, которые живут в Лиде? (лидчане). Как можно назвать девочку, девушку, женщину, которая живёт в нашем городе? (лидчанка). Как можно назвать мальчика, парня, мужчину, который живёт в нашем городе? (лидчанин).
Игра «Ты – моя частичка» (ТРИЗ-РТВ-технология)
Педагог: Представим, что я – это город Лида, а вы – мои частички. Кто вы? (Я – Лидский лакокрасочный завод. Я – дерево, я расту в парке города Лида и т.д.)
Педагог: Какие дома есть у нас в городе? (одноэтажные и многоэтажные) А если в доме три этажа? (трёхэтажный) 5? 9?Из чего они построены? (из кирпича – кирпичные; из бетонных панелей – (панельные)
Педагог:
Если я захочу покататься на качелях, куда мне нужно отправиться? (в парк)
Если я захочу посмотреть фильм? (в кинотеатр)
Если мне нужно сделать покупки? (в магазин)
Если мне нужно купить лекарство? (в аптеку)
3 экран
Педагог: Частью чего является наш город? (часть Республики Беларусь)
А Республика Беларусь – часть чего? (планеты Земля)
4 экран
Педагог: Вернёмся далеко в прошлое. Когда-то князь Гедимин рядом с речкой Лидейкой построил красивый замок. В нём жили рыцари и сам князь. Скоро вокруг замка стали появляться дома. Как вы думаете, из чего раньше люди строили свои дома? (из дерева, из камня). Значит, они какие? (деревянные, каменные) А ведь в то время магазинов не было. Куда же люди ходили за покупками? (на ярмарку или рынок). И машин тогда не было. Как же люди передвигались? (на лошадях или ходили пешком).
5 экран
Педагог: Как вы думаете, как будет выглядеть наш город в будущем?
Педагог начинает фразу, ребёнок завершает:
сейчас наш город большой, а будет ещё больше;
сейчас наш город чистый, будет ещё чище;
сейчас наш город красивый, а будет ещё красивее;
сейчас наш город уютный, будет ещё уютнее;
Какие будут дома? (стоэтажные) Что бы вы хотели, чтобы построили в нашем городе? (аквапарк, цирк, метро).
Физкультминутка под песню «Светофоры»
(сл. Т.Нестерова, муз. А.Парфёнов)
Педагог: Ещё одна достопримечательность нашего города – это Лидское озеро. Я знаю, что недавно там произошла одна история.
Составление рассказа по серии сюжетных картин «Друзья помогли» (пособие О.В.Чистякова, «Составляем рассказ по картинке»)
Педагог: Поможет нам составить рассказ «Домик для рассказов»
1 окошко
Педагог: Где произошла эта история? (у озера).
2 окошко
Педагог: Когда? (утром или днём, так как светло). Какая это пора года? (зима). Как вы догадались? (много снега, озеро покрыто льдом.
3 окошко
Педагог: Назовите героев этой истории.
4 окошко
Педагог: Назовите главное дело героев истории (спасение друга).
5 окошко
Педагог: Расставьте картинки по порядку.
6 окошко
Составление рассказа, 2–3 детей рассказывают у доски
Педагог: Кто мог бы помочь ребятам? (спасатели).
По какому номеру нужно было позвонить? (101).
Какое правило безопасности нарушил мальчик? (нельзя выходить на лёд на озере).
А что делать, если очень хочется покататься на коньках? (в нашем городе есть Ледовый дворец, где можно покататься на коньках).
Упражнение «Чего много? Чего нет?»
Детям предлагают рассмотреть картинки и назвать, чего в городе Лида много, а чего нет.
В нашем городе много (школ, детских садов, домов, машин).
В нашем городе нет (трамваев, троллейбусов, метро, театра).
Педагог напоминает детям, что слово «метро» – «волшебное» и не изменяет свою форму.
Педагог: Ребята, я думаю, мы много уже знаем о нашем городе. Предлагаю отправить ребятам из Минска открытку, где расскажем о нём. Чтобы открытка не потерялась, нужно указать адрес. Кто помнит адрес, который был указан в открытке? (г. Минск, ул. Солнечная, д. 1, детский сад «Солнышко»). Нужно обязательно написать и обратный адрес. Назовите адрес нашего детского сада (ответы детей). Итак, что самое главное вы можете рассказать о нашем городе? (Дети называют, педагог записывает ответы на открытку).
Список литературы
1 Баль, Н.Н. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи: учеб.-метод. пособие для учителей-дефектологов дошк. учреждений / Н.Н.Баль, Н.В.Дроздова. – 2-е изд. – Минск :Адукацыя i выхаванне, 2011. – 152 с.
2 Воспитание и обучение детей с тяжёлыми нарушениями речи: программа для специальных дошкольных учреждений / Ю.Н.Кислякова, Л.Н.Мороз. – Минск : НИО, 2007. – 208 с.
3 Гин, С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду : учеб.-метод .пособие / С.И.Гин. – Минск : Изд-во ИВЦ Минфина, 2002. –110 с.
4 Жихар, О.П. : ОТСМ-ТРИЗ в дошкольном образовании: вопросы планирования / О.П. : Жихар, А.В.Корзун : под редакцией А.В.Корзун. – Мозырь : Белый ветер, 2006. – 100 с.
5 Чистякова, О.В. Составляем рассказ по картинке / О.В.Чистякова. – Спб.: Издательский Дом «Литера», 2009. – 80 с.