Формирование навыков здорового образа жизни через совместную проектную деятельность учащихся, родителей и педагогов

- 10:09Проекты

Проектная деятельность способствует формированию навыков здорового жизни, если обеспечивается включение детей и их родителей в активную совместную деятельность, используются различные формы взаимодействия и учитываются возрастные особенности участников.

Гелена ЛЕПЕХО,
учитель начальных классов, руководитель УМО классных руководителей,
Люция МАРУКЕВИЧ,
 учитель начальных классов, руководитель УМО учителей начальных классов
ГУО «Средняя школа № 1 г. Сморгони»,
Гродненская область

 

 

Согласно «Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь» в процессе обучения и воспитания должны формироваться умения и навыки безопасной жизнедеятельности и здорового образа жизни. Здоровый образ жизни проявляется в отношении к своему здоровью и здоровью окружающих как к ценности и осознании своей ответственности за индивидуальное и общественное здоровье. [4]

Ситуация, сложившаяся в последние десятилетия, характеризуется ухудшением здоровья детей. Отмечается увеличение количества отклонений в физическом развитии, растет число детей с наличием одного и более заболеваний. Хочется отметить, что многие дети, которые приходят в первый класс, имеют ряд заболеваний. Это говорит о том, что существуют факторы, отрицательно влияющие на здоровье: наследственные факторы (состояние здоровья родителей, наличие наследственных и врожденных заболеваний, тип нервной системы), образ жизни (тип и режим питания, двигательный режим, психологический климат в семье, вредные привычки), состояние окружающей среды (экология, состояние бытовых условий).

Ребенок приходит в школу, и перед ним стоят новые задачи. Младший школьный возраст является периодом особенно интенсивного обучения, переломным моментом, переходом от игровой деятельности к учебной. От класса к классу возрастает учебная нагрузка, уменьшается двигательная активность детей, приводя к гиподинамии и нарушениям осанки, свободное время всё чаще отдаётся просмотру видеофильмов и компьютерным играм.

Еще Геродот говорил: «Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести искусство, не играют силы, бесполезно богатство и бессилен разум». Поэтому овладение знаниями, ценностями и навыками здорового образа жизни, на наш взгляд, является первостепенным.

Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Поэтому мы стараемся строить свою работу с учётом приоритета, каковым является сохранение и укрепление здоровья учащихся.

Каким же образом сформировать навыки здорового образа жизни? В какой последовательности проводить работу?

Изучив и обобщив опыт ученых по формированию навыка, мы выделили следующие этапы: выявление проблемы; получение и систематизация знаний; формирование потребности использовать знания; творческий подход к применению, автоматизация [2].

Далее, проанализировав современные подходы в работе классного руководителя, мы обратили внимание на то, что эти этапы прослеживаются в проектной деятельности.

«Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я научусь» – вот основной тезис современного понимания метода проектов. В процессе работы над проектом моделируется реальная технологическая цепочка, состоящая из пяти «П»: проблема – проектирование – поиск – продукт – презентация.

В своей практической работе с учащимися класса и их родителями мы начали активно применять проектную деятельность. Проектная деятельность охватывала все составляющие здоровья: достаточная двигательная активность, закаливание, рациональное питание, отказ от вредных привычек, эмоциональное здоровье, соблюдение режима дня, санитарно-гигиенические нормы.

Одним из первых был мини-проект выходного дня «Мой веселый, звонкий мяч», который способствовал физическому развитию учащихся, формированию навыков здорового образа жизни – потребности в физической активности.

В результате родители и дети познакомились с историей мяча и его видами. Появилось увлеченное использование мячей детьми в самостоятельной деятельности. Возросло желание родителей в дальнейшем приобрести мячи разных видов. В рамках проекта школьники приняли участие в играх-эстафетах с мячом, проведенных учителем физической культуры и здоровья. Одним из продуктов проекта была картотека подвижных игр с мячом «Играем дома», которую составили дети совместно с родителями. Были предложены игры: «Дождик и палатка», «Ручеёк с мячом», «Апельсин», «Ловишки с мячом» и другие.

Развитию достаточной двигательной активности также способствовал проект «Физкультминутки нам нужны, для детей они важны!». В процессе работы учащиеся узнали, как физкультминутки воздействуют на различные части тела, как их правильно выполнять, какие существуют требования к проведению физкультминуток, актуальны ли физкультминутки в наше время.

При помощи родителей ребята составили физкультминутки различных видов: оздоровительно-гигиенические, танцевальные, физкультурно-спортивные, подражательные, двигательно-речевые.

Таким образом пришли к выводу, что выполнение физкультминуток необходимо для здорового роста, укрепления иммунитета, психологической и умственной разгрузки во время выполнения длительных заданий.

 

Проект «Целебный лимон» способствовал формированию навыков здорового питания. Над этим проектом работала группа детей, которые познакомили учащихся класса с целебными свойствами лимона. Во время работы над проектом ребята проявили высокую активность, самостоятельную познавательную деятельность. Участники проекта научились бережно относиться к своему здоровью. Они приобрели практический опыт взаимодействия в группе. Активное участие в проекте приняли и родители.

На формирование навыков здорового питания также была направлена проектная деятельность по темам: «Азбука питания», «Секреты молока», «Тайны любимого лакомства».

 

В проекте «Тайны любимого лакомства» учащиеся изучали положительное и отрицательное воздействие шоколада на организм человека. Провели анкетирование среди учащихся и их родителей, изучили историю возникновения шоколада, изучили его состав и виды, собрали интересные факты о лакомстве, узнали о его пользе и вреде, изготовили шоколад в домашних условиях.

В рамках проекта также шла речь о вредной привычке – пристрастии к сладкому.

Важной составляющей здорового образа жизни является отказ от вредных привычек. В этом направлении велась работа в мини-проектах по темам «Вредные привычки в нашей жизни», «Кто курит табак, тот сам себе враг».

 

Ребята обратили  внимание на окружающих нас людей. Одни идут с грустными лицами, другие с улыбкой. И взгляду хочется возвратиться к тем людям, которые улыбаются, и хочется улыбнуться вместе с ними. Эмоции передаются от одного человека к другому. Так была выбрана тема работы: «Улыбка и смех – лекарство для всех».

Цель работы: выяснить, действительно ли улыбка и смех положительно влияют на жизнь и здоровье человека.

Учащиеся выдвинули гипотезу: если смех и улыбка являются показателями хорошего настроения, то могут оказывать положительное влияние на нашу жизнь и здоровье.

Участниками проекта были учащиеся класса и родители. В результате работы над проектом у ребят были сформированы навыки психологического здоровья, а также умения самостоятельно работать с различными источниками информации, умения анализировать, сравнивать, делать умозаключения и выводы.

В результате сбора и анализа информации учащиеся постарались доказать, что улыбка и смех положительно влияют на здоровье человека.

 

Не всегда на начало учебного года получается выбрать тематику проектной деятельности. Темы появляются по мере возникновения интереса детей к той или иной проблеме. По инициативе учащихся возникла тема следующего проекта – «Маленькая косметика».

Девочки решили, что детская косметика необходима ребенку. Но мам и бабушек интересовал другой вопрос: насколько вся эта косметика безопасна? Ведь это касается основного качества человека – здоровья. Очень важно разобраться в правильном использовании косметических средств для детей.

Группа девочек решила собрать как можно больше информации о детской косметике и ответить на интересующие вопросы.

Цель исследования – выяснить, необходимы ли детям специальные косметические средства, узнать, насколько они безопасны для здоровья ребёнка.

В результате работы над проектом формировались навыки ухода за собой, развивалось чувство стиля. Учащиеся пришли к выводу, что для того чтобы быть привлекательным, совсем не обязательно пользоваться декоративной косметикой. Необходимо хорошо питаться, заниматься спортом, а для придания коже здорового цвета, упругости и нежности можно использовать натуральные продукты: мёд, кефир, огурцы свежие, фрукты и другие природные компоненты.

Участники проектной группы собрали рецепты своих бабушек по уходу за волосами из натуральных продуктов. Также провели опытно-экспериментальную работу по изготовлению косметических средств в домашних условиях. Таким образом, учащиеся приобрели практические навыки, направленные на формирование здорового образа жизни.

Для пропаганды здорового образа жизни, расширения кругозора учащихся о предметах личной гигиены, воспитания бережного отношения к своему здоровью в рамках проекта был проведен классный час «Детская косметика: за и против».

 

Большая часть, проведенных проектов, была направлена на соблюдение санитарно-гигиенических норм: «Как сохранить зрение?», «Сколиоз – источник многих бед».

В конце 3-го класса учащиеся стали жаловаться на ухудшение остроты зрения. Возник вопрос: отчего снижается острота зрения и как его сохранить? Так была выбрана тема «Как сохранить зрение?». По этой теме работали все учащиеся класса, поделившись на группы.

Цель: привлечь внимание учащихся к проблеме сохранения и укрепления здоровья глаз и хорошего зрения.

Одна из групп при помощи фельдшера школы проанализировала состояние зрения за последние три года. Фельдшер школы предоставила анализ состояния зрения учащихся класса и познакомила с причинами заболеваний органов зрения. Это и недостаток витаминов, и неправильная осанка, неправильно подобранная мебель, травмы органов зрения, недостаток свежего воздуха и влажности, наследственность, неправильный режим дня.

Второй группе дали задание установить причины, влияющие на ухудшение зрения. Обобщив и проанализировав информацию, ребята установили причины, которые, по их мнению, влияют на ухудшение зрения:

– неправильная освещённость рабочего места;
– неправильно подобранная мебель и неправильная посадка;
– недостаток витаминов и неправильное питание;
– недостаток свежего воздуха;
– невыполнение санитарно-гигиенических требований при чтении, работе на компьютере, просмотре телепередач;
– невыполнение упражнений для глаз и профилактики близорукости;
– наследственность и травмы;
– нерегулярное посещение кабинета врача-офтальмолога.

Следующая группа провела эксперимент, чтобы выяснить, обращают ли учащиеся внимание на освещение своего рабочего места в школе и дома. Проанализировав результаты эксперимента, сделали выводы:

– устанавливать рабочий стол необходимо так, чтобы свет падал слева;
– настольную лампу на рабочем столе следует располагать слева для правшей, справа для левшей;
– лампочка должна быть прикрыта абажуром, чтобы прямые лучи не попадали в глаза;
– помимо местного освещения необходимо включать и общее освещение в комнате.

Родители помогли провести исследование дома. В нём приняло участие 18 человек. Из них два человека пишут левой рукой.

Последняя группа изучила влияние компьютера на здоровье, выявила основные вредные факторы при работе за компьютером, составила рекомендации в виде буклета по использованию профилактических мероприятий при работе за компьютером в школе и дома.

Ежедневное пребывание на открытом воздухе в любую погоду обеспечивает расслабление глазных мышц, их отдых. Прогулки на свежем воздухе, подвижные игры, занятия физическими упражнениями – мощные средства укрепления нашего здоровья. В рамках проекта проводились часы здоровья, прогулки на свежем воздухе «В гости к нам пришла игра!», «Здоровые семейные состязания», «Зимний турнир спортивных игр».

Объединив свою работу, все учащиеся обобщили информационный и практический материал, составили рекомендации и полезные советы для учащихся по охране и улучшению зрения.

 

В процессе работы над проектом «Сколиоз – источник многих бед» учащиеся нашли ответы на вопросы: что такое осанка и каковы её нарушения? Как можно определить искривление позвоночника? Чем сколиоз опасен для человека? Какова профилактика сколиоза?

Ребята собрали информацию о сколиозе, составили буклет. Овладели знаниями и умениями по диагностике сколиоза, своими руками пошили мешочки и коврики с пуговицами для выполнения упражнений по профилактике сколиоза, составили рекомендации для родителей «Каким должен быть портфель?». Для учащихся начальной школы провели информационный час «Скажем сколиозу НЕТ!». Родители оказывали помощь в работе над проектом и отметили, что они так же, как и дети, получили много знаний по теме «Сколиоз».

 

Дети особенно восприимчивы к положительному примеру отца, матери и склонны к подражанию. Ребенок, видя пример поведения родителей, их взаимоотношений, здоровый образ жизни, который они ведут, строит свое поведение на основе подражания. Поэтому мы активно включали в проектную деятельность членов семьи учащихся класса. Результативность работы во многом зависит от того, насколько активно участвуют в ней родители.

Сколько бы мы ни твердили учащимся о необходимости следить за своим здоровьем, сколько бы мы ни агитировали их беречь здоровье смолоду, соблюдать требования гигиены, осознать это они смогут, если только что-то сами сделают по этому вопросу. Сами будут искать нужную информацию, сами проведут измерения, тогда в голове происходит осознание.

Существуют различные средства, способствующие формированию ценностного отношения к здоровью, навыков здорового образа жизни. Метод проектов позволяет приобретать знания о ценности здоровья в процессе планирования и выполнения усложняющихся практических заданий – проектов, осваивать опыт поведения.

На основе опыта работы можем сказать, что проектная деятельность действительно способствует формированию навыков здорового жизни, если обеспечивается включение детей и их родителей в активную совместную деятельность, используются различные формы взаимодействия и учитываются возрастные особенности участников.

 

Список литературы

1 Бычков, А.В. Метод проектов в современной школе / А.В.Бычков. – М. : АБВ-ИЗДАТ, 2018. – 100 с.
2 Колягина, А.В. Исследование проблемы формирования здорового образа жизни у младших школьников / А.В.Колягина, М.Л.Мальчевская. – М. : Молодой ученый, 2016. – 903 с.
3 Новые педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е.Петров; под ред. Е.С.Полат. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Академия, 2008. – 272 с.
4 Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.msu.by/info/ovrsm/norm_dok/konc_nvdum.pdf – 15.03.2022

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий