Реализация воспитательного потенциала урока математики через решение задач

- 16:04II И III СТУПЕНИ, Математика. Материалы к урокам, Методичка

У учащихся значительный интерес вызывают задачи с практическим, экономическим и экологическим содержанием, задачи о различных профессиях людей, а также задачи, которые содержат материал об их малой родине, стране.

Татьяна БОРЕЛЬ,
учитель математики
ГУО «Средняя школа № 41 имени А.М.Кузнецова г. Гродно»

 

Одним из элементов, на которых строится воспитание, является развивающее обучение, позволяющее учащемуся стать творцом собственного восприятия мира. Урок – основная форма воспитательного процесса в школе. Бесспорно, что при живом общении учителя и ученика нравственные ценности передаются от сердца к сердцу. Сорок пять минут урока – это время, когда в системе работают мышление, внимание, воля, способности и возможности ребенка. И здесь, безусловно, воспитательный потенциал велик. Урок за уроком на каждом его этапе, получая знания, учащиеся продвигаются по бесконечному пути познаний, приобретают коммуникативные умения и навыки, организуют самих себя.

В ходе изучения предмета учитель должен побуждать учащихся к самообразованию, научить самостоятельно приобретать знания, преодолевать трудности познания, давать им потребные советы. Так учитель поможет воспитывать у них интерес к знаниям, настойчивость, повседневное усердие и старательность. И, уже получив новые знания, обучающиеся способны сами, без участия учителя, открыть новое, после чего сообща применить навыки на практике.

Современные учебные программы в своём содержании имеют достаточно большой воспитательный потенциал. Для его реализации необходимо целенаправленно проводить отбор содержания учебного материала, который должен показывать учащимся примеры патриотизма, духовности, гражданственности, гуманизма, истинной нравственности. Профессионализм педагога заключается не столько в методической грамотности, сколько в умении отбирать материал к уроку, определять его образовательные и воспитательные возможности.

Начать урок можно с решения таких заданий, которые приведут к созданию проблемной ситуации. Так, изучая тему «Площадь треугольника, прямоугольного треугольника, ромба», учащимся предстоит сделать небольшие, но очень важные открытия, открытие новых формул; можно сказать, это будет собственный продукт их творчества. Такой приём несёт в себе большой воспитательный потенциал: интеллектуальное воспитание, воспитание творческой самостоятельности и силы воли. Реализация эстетического воспитания происходит через открытие формул самими учащимися, где учитель обращает их внимание на красоту формул.

Работу по воспитанию в процессе обучения математике можно проводить на разных этапах урока: при устном счёте, постановке целей и задач, в процессе овладения теорией предмета, решении задач, рефлексии, при выполнении домашнего задания.

У учащихся значительный интерес вызывают задачи с практическим, экономическим и экологическим содержанием, задачи о различных профессиях людей, а также задачи, которые содержат материал об их малой родине, стране.

 

Решение на уроке задач с экологическим содержанием способствует формированию бережного отношения ко всему живому. На уроках могут быть актуальны следующие задачи:

Задача. Продолжительность жизни тополя в городе не больше 70 лет, а в лесном массиве – в 2,5 раза больше. Какова продолжительность жизни тополя в лесу? От чего происходит снижение продолжительности жизни деревьев в городе?

Задача. Беловежский зубр, бурый медведь, барсук и рысь занесены в Красную книгу Республики Беларусь. Длина тела зубра достигает 3 м 50 см. Она равна длине тела медведя и рыси. Длина тела медведя такая же, как и длина трёх барсуков. Определите длину медведя, барсука и рыси, если барсук короче рыси на 30 см. Какие животные Беларуси ещё занесены в Красную книгу и почему?

Задача. Два дуба за сезон (с мая по сентябрь) усваивают из воздуха 240 г сернистого газа. Дуб живёт 400 лет. Сколько сернистого газа уничтожает дуб за свою жизнь? Какое экологическое значение имеет дуб в природе?

Задача. За 20 минут при пожаре сгорает до 18 деревьев в лесу. Какое количество деревьев погибнет от огня через 1,5 часа? Назовите возможные причины пожаров в лесу?

Вторые вопросы в таких задачах формулируются с воспитательной целью.

 

Задачи, составленные на военно-патриотическую тему, имеют большой воспитательный аспект, они помогают привить гражданско-патриотические качества и морально-нравственные ценности современной молодёжи. К работе по составлению подобных задач привлекаются сами учащиеся. Это способствует развитию не только математических способностей, но и формированию гражданских качеств личности, воспитанию любви к родному городу. Ведь ребятам необходимо собрать материал, обработать данные.   

Примеры задач, которые можно использовать на уроках

– Тема «Круговые диаграммы»

Ученикам рассказывается о героизме партизанских отрядов, действовавших на территории Беларуси. После этого предлагается такая задача.

Задача. 3 апреля 1944 года бригада «Победа» разгромила вражеский гарнизон в д. Острово Зельвенского района, захватив 2 пушки, 2 миномета, 2 станковых пулеметов и 5 ручных, 21 винтовку. Постройте круговую диаграмму, отражающую захват военного арсенала противника.

– Тема «Проценты»

Задача. 375 000 белорусских партизан сражались против немецких захватчиков на оккупированной территории Беларуси. Из них 48 % бывших партизан после освобождения Беларуси продолжили службу в рядах действующей армии. Сколько партизан продолжили служить в армии?

– Тема «Модуль числа»

Задача. Расшифруйте название книги, изданной в каждом районе области нашей страны, в которой приведены фамилии большинства солдат и офицеров – представителей многонациональной Страны Советов, павших смертью храбрых в боях за изгнание гитлеровцев с нашей территории, расположив ответы примеров в порядке убывания.

 

Показывая связь с историей, с жизнью, можно воспитать познавательную активность, то есть реализовать эстетическое воспитание. Необходимо знакомить учащихся с историей развития математических понятий, символов, идей, рассказывать об известных учёных математиках, об уникальности математического языка, о математике чувств в музыке и искусстве, в строительстве и литературе, в кулинарии, о самых красивых математических закономерностях в живой природе и окружающем нас материальном мире, о формулах и задачах, выражающих красоту математики.

 

Повысить интерес к уроку помогают математические сказки. Их составление способствует развитию мыслительного процесса, помогает усвоению математических понятий, прививает вкус к самостоятельным рассуждениям и творчеству («Странствия Нуля», «Царство математики», «Дробное королевство», «Незнайка в стране Циферия» и т.д.).

В реализации воспитательного потенциала ведущую роль играют уроки, на которых учащимися решаются задачи богатые идеями, интересные по содержанию, предполагающие несколько способов решения. Главным содержанием работы на таких уроках является не только усвоение теоретического материала учащимися, но выработка и реализация совместной оценки способов решения математических задач. Первый шаг к экономическому, экологическому, нравственному и другому восприятию математики происходит через решение задач различными способами.

Красоту математики и взаимосвязь всех её частей обучающиеся начинают видеть, когда учатся самостоятельно находить более простые, а значит и более красивые решения задач. Самый сильный воспитательный момент урока происходит тогда, когда учитель рассуждает вслух, ведёт мысль учащихся и поиск верного шага решения задачи, что-то не принимает, заменяет по ходу, комментируя причину. Это вдохновляет учащихся на совместный поиск решения того или иного вопроса, в ходе которого они занимают активную позицию, реализующую настрой коллективного поиска. Воспитание личности учащихся происходит, когда результаты их работы полностью совпадают с содержанием параграфа, они осознают ответственность за сказанное и сделанное на уроке, появляется уверенность в своих способностях.

 

Воспитание и укрепление чувства уважения и ответственности к окружающим, к выбору профессии происходит через задачи о деятельности людей различных профессий, в ходе решения которых учащиеся осознают, что все материальные блага жизни получены трудом.

Задача. В магазин завезли 250 кг мяса, продали за день 65 %. Сколько мяса осталось?

Задача. Посадили 300 000 семян, взошло 240 000 семян. Какой процент всхожести?

Задача. Определить, сколько пакетов муки потребуется для приготовления 75 буханок чёрного хлеба, если на одну такую буханку потребуется 300 граммов муки. В 1 пакете – 1 кг муки.

Задача. Врач назначает пациенту лекарство, принимать его нужно по 0,25 г три раза в день в течение двух недель. Какое наименьшее количество упаковок необходимо приобрести, если в одной упаковке содержится 10 таблеток по 0,25 г?

 

В учебниках математики заложен материал, дающий подрастающему поколению большие возможности для экономического воспитания. Научиться самостоятельно или с помощью родителей подсчитать на месяц бюджет семьи, экономию электроэнергии, из неисправного крана утечку воды, учащиеся могут, решая задачи с экономическим содержанием.

Задача. 1 га осинового леса даёт ежегодно около 10 м3 прироста древесины. Сколько дров можно заготовить на 7 га осинового леса, не причинив ему значительного вреда, если при заготовке теряется пятая часть древесины?

Задача. Из 200 кг макулатуры изготавливают 150 кг бумаги. Сколько тетрадей будет изготовлено из 288 кг макулатуры, собранной учениками 8-го класса, если 10 тетрадей весят 270 г? Сколько килограммов древесины сэкономили ученики нашего класса?

Задача. При физиологической потребности 2–3 л в сутки, в среднем каждый человек употребляет 1,7 л воды в сутки. Найдите, какое количество воды в среднем употребляют все ученики класса в сутки, за год?

Задача. Сколько понадобится медного купороса и свежегашеной извести, чтобы приготовить раствор для опрыскивания яблоневого сада площадью 2 га (площадь питания одного дерева 10 × 10 м)? Норма расхода на одно дерево составляет 14 л, а для приготовления раствора на 10 л воды берут 20 г медного купороса и 40 г извести.

 

Культура преподавания и культура воспитательного воздействия – это и есть педагогическая культура современного урока. Главная задача и трудность урока – учить детей быть счастливыми и нравственно здоровыми.

Выпускник школы должен войти во взрослую жизнь, вдобавок к предметным знаниям, хотя бы с минимумом правовых, этических знаний, умений, иметь навыки коммуникации, организационные способности, найти свое место в условиях рынка, новой экономики, познакомиться с азбукой бизнеса, уметь организовать свою семью.

Родителей, учителей и всю нашу общественность всегда волнуют вопросы: какими вырастут наши дети и кем они станут в жизни. И первостепенную роль здесь, конечно же, играет учитель. Во все века учителя были носителями лучших качеств нации, высокой нравственности, духовности, культуры, именно поэтому в руках учителя – будущее.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий