Практикум по решению олимпиадных заданий в форме игры «Что? Где? Когда?»

- 16:47II И III СТУПЕНИ, ВЫБОР РЕДАКЦИИ, РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА, Русский язык и литература. Проекты

Представленная автором игра проводилась для учителей русского языка и литературы. Также ее можно проводить и с учащимися 11-х классов на неделе русского языка и литературы или во время внеклассного мероприятия.

Мария ГОВИЧ,
учитель русского языка и литературы
ГУО «Средняя школа № 7 г. Сморгони»,
Гродненская область

 

Подготовка к олимпиаде по учебному предмету – это кропотливый труд, который требует и от учителя, и от учащихся огромных усилий и неисчерпаемого запаса знаний и умений. И останавливаться в этом процессе нельзя. Для того чтобы победить, нужны постоянные тренировки, в том числе и педагогам.

Во время весенних каникул для учителей русского языка и литературы Сморгонского района был проведён практикум по решению олимпиадных заданий по литературе.

Форма проведения выбрана не совсем обычная. Я предложила педагогам проверить свои знания по литературе, приняв участие в интеллектуальном турнире, который состоял из двух игр: «Медиаазбуки» и «Что? Где? Когда?».

«Медиаазбука» – это 33 вопроса, представленных в виде фотографий, рисунков, картин, схем. Каждый ответ начинается с соответствующей буквы алфавита, или она содержится внутри, а иногда и в конце слов. Некоторые задания предполагают ответ, состоящий из двух слов на одну и ту же букву.

Пятнадцать заданий игры «Что? Где? Когда?» составлены на основе олимпиад предыдущих лет районного, областного и республиканского этапов. Они включают в себя не только текстовые, но и музыкальные вопросы, а также вопросы блиц, которые предполагают одновременно три ответа.   

Во время турнира педагоги повторили материал для 5–11-х классов: вспомнили произведения, авторов, героев, литературоведческую терминологию.

На этапе рефлексии педагоги пришли к выводу, что такие практикумы нужны. Во-первых, для того чтобы учить, нужно учиться самому, а во-вторых, игровая форма позволяет расслабиться, отдохнуть и почувствовать себя моложе.

Такую игру можно проводить и с учащимися 11-х классов на неделе русского языка и литературы или во время внеклассного мероприятия.

 

«Что? Где? Когда?» по русской литературе

1. В комнате были следы вчерашнего обеда и ужина; кажется, половая щетка не притрогивалась вовсе. На полу валялись хлебные крохи, а табачная зола видна даже была на скатерти. Назовите хозяина комнаты.

2. Понемногу он потерял все, кроме главного – своей странной летящей души; он потерял слабость, став широк костью и крепок мускулами, бледность заменил темным загаром, изысканную беспечность движений отдал за уверенную меткость работающей руки, а в его думающих глазах отразился блеск, как у человека, смотрящего на огонь. Кто это?

3. Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника. Кто этот собеседник?

4. Иосиф Бродский так писал о своей современнице: «Узнав, что несколько стихотворений его дочери вскоре должны появиться в одном из петербургских журналов, отец призвал ее к себе и, заметив, что в принципе он ничего не имеет против того, что она сочиняет стихи, попросил все же не компрометировать его доброе имя и воспользоваться псевдонимом. Дочь согласилась, вследствие чего вместо _____________ в русскую литературу вступила ____________. Напишите настоящую фамилию и псевдоним поэтессы.

5. Теперь это была скромно и даже бедно одетая девушка, очень еще молоденькая, почти похожая на девочку, с скромною и приличною манерой, с ясным, но как будто несколько запуганным лицом. На ней было очень простенькое домашнее платьице, на голове старая, прежнего фасона шляпка; только в руках был, по-вчерашнему, зонтик. Увидав неожиданно полную комнату людей, она не то что сконфузилась, но совсем потерялась, оробела, как маленький ребенок… Кто это?

6. Раздатка-блиц
Перед вами не просто сонет. Во-первых, это сонет с кодой, или хвостатый сонет (от ит. Сoda – «хвост»), имеющий пятнадцатую строку, во-вторых, это зашифрованное посвящение поэта, признанного лидером русского символизма, другому поэту, своему современнику. Прочитайте сонет с кодой и ответьте на следующие вопросы:

1) Кто автор этого сонета? _____________________________________
2) Кому посвящён сонет? ______________________________________
3) К какому литературному направлению принадлежал поэт, которому посвящён сонет? _______________________________________________

И ты стремишься ввысь, где солнце ‒ вечно,
Где неизменен гордый сон снегов,
Откуда в дол спадают бесконечно
Ручьи алмазов, струи жемчугов.

Юдоль земная пройдена. Беспечно
Свершай свой путь меж молний и громов!
Ездок отважный! слушай вихрей рёв,
Внимай с улыбкой гневам бури встречной!

Ещё грозят зазубрины высот,
Расщелины, где тучи спят, но вот
Яснеет глубь в уступах синих бора.

Назад не обращай тревожно взора
И с жадной жаждой новой высоты
Неутомимо правь конем, ‒ и скоро
У ног своих весь мир увидишь ты!

7. Блиц
Укажите названия стихотворений А.С.Пушкина, из которых взяты эти строки:

1) «И сердце вновь горит и любит оттого, что не любить оно не может…»
2) «Хвалу и клевету приемли равнодушно и не оспоривай глупца…»
3) «Чистейшей прелести чистейший образец…»

8. … снял с себя свое широкое, крепкое, из какой-то толстой бумажной материи летнее пальто (единственное его верхнее платье) и стал пришивать оба конца тесьмы под левую мышку изнутри… Кто это?

9. Музыкальный вопрос
Послушайте музыку, укажите фамилию композитора, автора и название произведения, в котором оно звучит.

10. Назовите поэтический жанр русской литературы, представляющий собой размышления поэта на философские, социальные и семейно-бытовые темы. Этим словом называют также украинские лиро-эпические песни, напоминающие русские былины.

11. Назовите автора и название произведения, фрагмент которого предлагается ниже: «…но часть меня большая, от тлена убежав, по смерти станет жить, и слава возрастёт моя, не увядая, доколь славянов род вселенна будет чтить. Слух пройдет обо мне от Белых вод до Чёрных, где Волга, Дон, Нева…»

12. Произведения этого литератора часто сравнивают с живописью Павла Федотова. Творческое кредо Федотова – точное воспроизведение действительности. Художника отличает повышенный интерес к бытовой обстановке, «тине» мелочей, опутавших жизнь человека. Другое направление живописного творчества Федотова – обличение социально-нравственных пороков жизни, осмеяние пошлых или тёмных сторон современных ему русских нравов. Лучшие картины художника направлены на обличение чиновников-бюрократов. Вы догадались, с каким известным русским писателем сравнивают художника Федотова? Напишите фамилию и направление, родоначальником которого он стал.

13. Блиц
Назовите авторов высказываний о русском языке:

1) «Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово».
2) «Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен». 
3) «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему народу».

14. Музыкальный вопрос
Послушайте музыку, укажите фамилию композитора, автора и название произведения, в котором оно звучит.

15. Раздатка
Заполните пропуски в таблице и в её названии.

Проблема жанра ______________________________

А.П.Чехов «Вышла у меня не драма, а __________________…»
В.И.Немирович-Данченко «… прежде Чехов был лирик, а теперь написал истинную ____________________________ …»
М.П.Лилина (актриса) « “__________________________” не пьеса, а музыкальное произведение, симфония».

ОТВЕТЫ

1. Ноздрев
2. Артур Грэй
3. Андрей Соколов
4. Анна Горенко, Анна Ахматова
5. Соня Мармеладова
6. Валерий Брюсов. Игорю Северянину (см. первую букву каждой строки). Футуризм.
7.
  1) «На холмах Грузии лежит ночная мгла…»
  2) «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»
  3)«Мадонна»
8. Родион Роскольников
9. Ф.Лист. (Венгерская рапсодия № 2). А.И.Куприн. «Тапёр»
10. Дума
11. Г.Р.Державин «Памятник»
12. Н.В.Гоголь (родоначальник «натуральной школы»)
13. 
  1) Н.В. Гоголь
  2) А.И. Куприн
  3) К.Г. Паустовский
14. Иозеф Ланнер «Вальс». И.С.Тургенев «Ася»
15. Пьесы «Вишнёвый сад». Комедия. Драму. «Вишнёвый сад»

 

Все материалы турнира можно посмотреть, перейдя по ссылке:
https://drive.google.com/drive/folders/1RrpaHv91AYidu2rlBl0-62IRcwJuzqRd

либо по QR-коду

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий