Урок обобщение «Передняя Азия в древности», 5-й класс

- 9:10II И III СТУПЕНИ, ИСТОРИЯ И ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ, История и обществоведение. Сценарии, Методичка

 

Наталья МАКОВЕЙ,
учитель истории
ГУО «Средняя школа аг. Пограничный»
Берестовицкого района,
Гродненская область

 

 

 

 

 

Цели и задачи:

обучающая – актуализировать известные учащимся знания по истории Передней Азии в древности.
развивающая – закрепить умения и навыки работы с историческими документами и картой; сформировать у учащихся понимание того, что для получения разноплановой информации об истории Передней Азии историку необходимо пользоваться различными источниками; развивать аналитические и оценочные умения учащихся, их интеллект, адекватную самооценку, коммуникативные умения и навыки.
воспитательная – на ярких примерах из истории вызвать у учащихся интерес к предмету, осознание древности и многообразия истории человечества; коллективизм и взаимовыручку.

Оборудование и раздаточный материал: мультимедийная презентация;  компьютер; план-карта «Море знаний»; оценочный лист (Приложение 1); портреты исторических деятелей; поле для ответов «Остров Загадочный»; магнитные картинки (Приложение 2); грамоты от Клио (Приложение 3).

Тип урока: урок-путешествие с элементами информационных технологий.

Подготовительный этап: перед началом урока учащиеся рассаживаются по группам («Вавилон», «Ниневия», «Финикия») и заполняют оценочный лист урока.

 

Ход урока

1 Организационно-мотивационный этап

– Сегодня, ребята, у нас необычный урок. Мы с вами совершим путешествие по Передней Азии. А впереди нас ждет удивительная страна, в которую мы сможем попасть, если выполним задания музы истории Клио, которая пришла к нам в гости. (Слайд 1)

Путешествие – это не только открытия, это еще и трудности, необходимость быстро решать многие вопросы, опасности, подстерегающие в пути. Но мы с вами справимся. В этом нам помогут наши знания, умения, навыки – все то, что мы с вами изучали, чему научились за это время.

Во время испытаний вы будете зарабатывать баллы, которые необходимо будет проставлять в оценочный лист. После каждого пройденного этапа Клио будет посылать вам часть волшебного письма.

 

2 Актуализация опорных знаний. Игра-путешествие

– Прежде чем отправляться в путешествии по Морю Знаний, давайте решим, каким кораблем древности нам лучше всего воспользоваться. (Слайд 2) Вам на выбор предоставляется три корабля, из которых надо выбрать наиболее подходящий для путешествия (Приложение 2). Свой выбор обоснуйте.

– Итак, мы начинаем наше путешествие. Вначале мы подплываем к острову Географический.

 

Остров Географический (Слайд 3)

– Клио хочет знать, помните ли вы государства, которые существовали в Передней Азии в древности. Она оставила вам подсказку, но эта подсказка очень запутанная. (Слайды 4–5) Из представленных букв вам нужно составить название государства, которые существовали в Древней Передней Азии.

НИВОВАЛ (Вавилон)
КАДКА (Аккад)
УРЫЕМШ (Шумеры)
САИРИСЯ (Ассирия)
ИКИФНЯИ (Финикия)
ЕСИТАЛПНА (Палестина)

– Вы успешно прошли это испытание Клио и заработали первые баллы. Муза передала вам первую часть своего послания – «ДОБРО».

– Мы продолжаем наше путешествие. Следующий остров – Загадочный.

 

Остров Загадочный (Слайды 6–7)

– Клио хочет знать, что вы помните из истории государств Передней Азии. Для этого она предлагает вам поиграть в историческое лото, ответы на которое необходимо вносить в поле для ответов «Остров Загадочный».

Историческое лото

1. Система письма, которой пользовались жители Месопотамии:

А. Клинопись;
Б. Иероглифы;
В. Слоговое письмо;
Г. Алфавит.

2. Название «Вавилон» означает:

А. «Врата бессмертия»;
Б. «Врата рая»;
В. «Врата бога»;
Г. «Врата света».

3. Одной из важнейших причин военных успехов Ассирии было:

А. Широкое использование железного оружия и применение конницы;
Б. Милосердие ассирийцев к побежденным;
В. Применение колесниц;
Г. Жаркий климат.

4. Вавилоняне и их союзники захватили Ниневию в:

А. 689 г. до н.э.;
Б. 612 г. до н.э.;
В.1792 г. до н.э.;
Г. 1750 г. до н.э.

5. Этот народ первым приручил лошадей:

А. Ассирийцы;
Б. Хетты;
В. Персы;
Г. Евреи.

6. Название областей, на которые Дарий I разделил Персию:

А. Провинции;
Б. Номы;
В. Колонии;
Г. Сатрапии.

7. Крупнейшая финикийская колония:

А. Карфаген;
Б. Сидон;
В. Милет;
Г. Лептис.

8. Финикийцы были:

А. Земледельцами;
Б. Воинами;
В. Умелыми мореплавателями;
Г. Скотоводами.

9. Аккадский царь, завоевавший Шумер:

А. Саргон;
Б. Хаммурапи;
В. Навуходоносор;
Г. Ашшурбанапал.

10. Самым известным и мудрым царем в царстве Израиль считается:

А. Саул;
Б. Соломон;
В. Давид;
Г. Ирод.

Поле для ответов

– Для проверки своих работ передайте поле для ответов «Остров Загадочный» своему соседу справа. Полученные баллы проставьте в свой оценочный лист.

– Вы успешно прошли и это испытание Клио. Она передала вам очередную часть своего послания – «ПОЖАЛОВАТЬ».

– А сейчас мы приближаемся к следующему острову – Острову Древностей.

 

Остров Древностей (Слайд 8)

– Клио оставила вам несколько предметов. Она хочет знать, как эти предметы связаны с историей Передней Азии и что вы знаете о них. Отвечать следует по цепочке.

1) В черном ящике лежит то, что было изобретено одним из народов Передней Азии, причем совершенно случайно, когда люди развели огонь на берегу моря. Этим изобретением с тех пор пользуется все человечество. (Прозрачное стекло)

2) В черном ящике лежит то, что получило такой вид в результате изобретения одного из народов, жившего в Передней Азии. Это стоило очень дорого и носить это могли только цари и очень богатые люди. (Красная (пурпурная) ткань)

3) В черном ящике лежит то, что было основным материалом для строительства, письма, главным богатством в одной из стран Передней Азии. (Глина)

4) То, что лежит в черном ящике, также было придумано одним из народов Передней Азии. Этим изобретением, немного усовершенствованным, мы пользуемся до сих пор. (Алфавит)

5) В черном ящике лежит изображение того, что было обнаружено археологами более 100 лет назад. Это было сделано из черного камня, украшено изображениями, на одном из которых бог Шамаш вручает царю жезл. (Плита с текстом законов Хаммурапи)

6) Здесь находится то, что первыми изобрели ассирийцы и из чего делали оружие. (Железо) 

– Замечательно. Вы справились и с этим сложным заданием. Наградой за это будет следующая часть послания – «В».

 

Физкультминутка (Слайд 9)

– Вы устали грести. Поэтому сейчас мы с вами попытаемся оживить одно из сказаний Библии «О сотворении мира».

В начале сотворил Бог небо и землю. (Встали, руки вверх, потянулись).
И был вечер, и было утро: день первый.
И создал Бог сушу и море. (Повороты головы).
И был вечер, и было утро: день второй.
И создал Бог светила на небе для управления днем и ночью. (Глазами следить за перемещением светил).
И был вечер, и было утро: день третий.
И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую (Вытянуть руки перед собой, кистями изображаем плеск рыб); и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. (Руки в стороны, изображаем взмахи крыльев).
И был вечер, и было утро: день четвертый.
И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так. (Изобразите свое любимое животное).
И был вечер, и было утро: день пятый.
И сотворил Бог человека по образу Своему. И сделал его владыкой над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею. (Повороты туловища).
И был вечер, и было утро: день шестой.
И почил Бог в день седьмой от всех дел Своих. (Встали, руки вверх, потянулись).

– Мы преодолели уже больше половины пути. А сейчас мы с вами подплываем к следующему острову. Перед нами Остров Великих Людей.

 

Остров Великих Людей (Слайд 10)

– Клио оставила нам несколько посланий от великих людей того времени. Ваша задача – определить, кому они принадлежат. А чтобы вас чуть-чуть запутать, посланий у меня четыре, а «портретов» – 5 (Саргон I Аккадский, Хаммурапи, Ашшурбанапал, Дарий I Великий, Моисей).

1) Я самый известный из царей Старовавилонского царства. Правил с 1792 по 1750 год до н.э. За это время успел добиться грандиозных результатов как в области внешней политики, так и внутренней. Я первейший из царей, кого Мардук направил справедливо руководить людьми и дать им счастья. Для этой цели он вложил в уста мои законы, которые использовали еще много веков после моей смерти. (Хаммурапи)

2) Я великий царь Ассирии. При мне Ассирийская держава достигла наивысшего могущества. Я энергичный и властный правитель, расчетливый, лицемерный и коварный политик. В то же время я один из самых образованных людей своего времени: знаю клинопись, помимо аккадского, владею шумерским языком, обладаю литературным талантом, знаком с искусством архитектуры, приобрел математические и астрономические познания. Я постиг мудрость Набу, все искусство писцов, усвоил знания всех мастеров, сколько их есть. В Ниневии я собрал библиотеку, содержащую более 30000 глиняных табличек: собрание мифов, литературных произведений, молитв, магических формул, медицинских и магических формул, географических и ботанических справочников, словарей. (Ашшурбанапал)

3) Я древнеиранский царь из великого рода Ахеменидов. После убийства своего дяди я получил большою по территории страну. Мне было этого мало и я, благодаря своему таланту военачальника, сделал её огромной. В состав моей империи входит 22 царства. Для удобства управления я разделил свою державу на сатрапии и назначил в них наместников. После моей смерти империя просуществует еще 200 лет и, в конце концов, падет к ногам Великого Александра Македонского. (Дарий І Великий)

4) Меня хотели уничтожить еще при рождении, но мать положила меня в корзину и отдала на милость Нила. Так я попал во дворец фараона, где стал для будущего фараона Рамсеса II и другом, и братом. Но я – еврей. Мой народ – раб Египта. Бог приказал мне вывести свой народ в земли Палестины. Но Рамсес II отказал мне, и Бог наслал на них «казни египетские». И нас отпустили. Я осушил Красное море, получил от Бога скрижали с заповедями и 40 лет водил свой народ по пустыне, прежде чем мы пришли в Палестину. (Моисей)                         

– Клио очень вами довольна. Она передает вам очередную часть послания – «СКАЗОЧНУЮ».

– На горизонте уже следующий остров – Остров Раздора.

 

Остров Раздора (Слайды 11–12)

– На этом острове живет народ, который плохо знает историю, и они никак не могут ответить на вопросы Клио. По этой причине они постоянно ругаются. Давайте поможем им помириться.

Игра «Кто лишний? Что лишнее?». Найдите лишнее слово, неподходящее по смыслу, и объясните, почему вы его выбрали:

НИЛ – ЕВФРАТ – ТИГР (НИЛ – река в Египте)
УР – ВАВИЛОН – МЕМФИС – УРУК (МЕМФИС – египетский город)
ЭА – ИШТАР – СИН – ШАМАШ – ОСИРИС (ОСИРИС – египетский бог)
ХАММУРАПИ – ТУТМОС – АШШУРБАНАПАЛ – КИР – ДАРИЙ (ТУТМОС – египетский фараон)

– Молодцы. Вам удалось помирить жителей острова. За это вы получаете очередную часть послания Клио – «СТРАНУ».

Жители острова в благодарность решили вас покормить. Сейчас я буду зачитывать названия блюд и продуктов, а вы должны выбрать те, которые были известны в Передней Азии. Если «да» – хлопок в ладоши, если «нет» – тишина:

– виноград (да)
– сушеная рыба (да)
– помидоры (нет)
– финики (да)
– земляника (нет)
– картофель (нет)
– инжир (да)
– огурцы (нет)
– мед (да)
– тыква (нет)
– дыня (да)
– пироги с инжиром (да)
– печеный картофель (нет)
– ячменные лепешки (да)
– пиво (нет)
– молоко (да)
– ржаной хлеб (нет)
– салат из фасоли (да)
– отварное мясо (да)

– А сейчас мы приближаемся к последнему острову Архитектурный.

 

Остров Архитектурный (Слайды 13–14)

– Здесь перед нами предстают четыре великих строения. Каждое из них имеет свою историю. Скажите, что это за здания и какую тайну они хранят (Висячие сады Семирамиды. Вавилонская башня. Ворота богини Иштар).

– А вот и последняя часть послания Клио – «ИНДИЮ». Что же хотела нам сказать Клио? Верно! «Добро пожаловать в сказочную страну Индию!» А историю этой страны мы начнем изучать со следующего урока.

 

3 Контрольно-оценочный этап

Учащиеся проводят подсчет баллов и, опираясь на оценочную шкалу, выставляют себе оценку.

Оценочная шкала

 

4 Рефлексия (Слайд 15)

В зависимости от полученных баллов учащиеся получают послание от Клио (красный, желтый, зелёный и синий пергамент).

– Наш урок подошел к концу. Вы сегодня очень хорошо поработали. Клио вами очень довольна. Она с большим нетерпением будет ждать очередной встречи с вами. Но ей хочется знать, понравилось ли вам это путешествие. Клио просит вас поведать ей об этом в любой удобной для вас форме – рисунок, стихотворение, рассказ о путешествии по Передней Азии и т. д. Она будет ждать их к следующему уроку. (Слайд 16)

 

Приложение 1

 

Оценочный лист

Название команды_______________________________

Класс: 5

Предмет: история

 

Приложение 2

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий