Интегрированное занятие «Путешествие на весеннюю полянку» по образовательной области «Музыкальное искусство» для детей средней группы (4–5 лет)

- 11:29ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, Дошкольное образование. Сценарии, Методичка

Занятие способствует развитию интереса к живой природе, к конструктивной и творческой деятельности, желанию участвовать в музыкально-исполнительской деятельности через игровой сюжет.

 

Ирина КЛЕПАЦКАЯ,
музыкальный руководитель
ГУО «Сморгонский дошкольный центр развития ребёнка»,
Гродненская область

 

Интеграция с другими образовательными областями: «Художественная литература», «Ребёнок и природа», «Изобразительное искусство» (конструирование).

 

Программные задачи:

– закреплять представление о весенних явлениях природы и их образах в музыке, умение передавать содержание музыки при помощи ритмопластики, слушать инструментальное произведение и определять настроение и характер музыки;
– закреплять представление о музицировании в оркестре, пении хором, знания о шумовых инструментах и их звукоизвлечении; понятие полька, вальс;
– развивать эмоциональную отзывчивость на вокальную и инструментальную музыку, воображение, правильное речевое дыхание (короткий вдох и длинный выдох), умение петь без крика, следить за осанкой, исполнять песню ритмично, в спокойном темпе;
– воспитывать любовь к живой природе, желание участвовать в музыкально-исполнительской деятельности.

 

Материал и оборудование: фортепиано, компьютер, колонка, мультимедийная установка, презентация о весенних явлениях природы, заготовки поделок подснежников, импровизированная весенняя полянка, декорация «Автобус» , детские шумовые инструменты (бубен, маракасы, трещотка, ксилофон, бубенцы, треугольник), мольберт с солнышком и тучкой (капельки, лучики).

 

Ход занятия

Дети под музыку (https://disk.yandex.ru/d/GSkLfteh6fJ5zw) входят парами в зал.

Музыкально-ритмическое приветствие «Привет, как твои дела?»

Привет, привет, (ритмичный мах правой рукой)
Как твои дела?
Привет, привет
Как твои дела?
Давай с тобою вместе(марш)
Не стоять на месте.
Потанцуем, попоём (лодочка, кружимся),
И к соседу перейдём.
Привет, привет, (ритмичный мах правой рукой)
Как твои дела?
Привет, привет,
Как твои дела?
Давай с тобою вместе (каблучок)
Не стоять на месте.
Потанцуем, попоём (лодочка, кружимся),
И к соседу перейдём.
Привет, привет, (ритмичный мах правой рукой)
Как твои дела?
Привет, привет,
Как твои дела?
Давай с тобою вместе (пружинка)
Не стоять на месте.
Потанцуем, попоём (лодочка, кружимся),
И к соседу перейдём.

 

Музыкальный руководитель. Ребята, обратите внимание, сегодня в музыкальном зале нас ожидает автобус. Давайте прокатимся на нём и увидим, куда он нас привезёт.

 

Е.Железнова «Автобус» (https://disk.yandex.ru/d/0U1G8DlTKxng8g) (стулья выставлены парно, впереди макет автобуса)

Вот мы в автобусе сидим,
И сидим, и сидим,
И из окошечка глядим,
Всё глядим (полочка, кулачок под подбородок, как бы поддерживая голову).
Колёса закружились (круговые движения вперёд руками)
Вот так вот, вот так вот
Вперёд мы покатились,
Вот так вот.
А щётки по стеклу шуршат (изображаем движение щёток),
«Вжик-вжик, вжик,
Вжик-вжик-вжик»
Все капельки смести хотят,
«Вжик-вжик-вжик».
Пускай автобус нас трясёт (трясём плечиками)
Вот так вот, вот так вот
Мы едем, едем всё вперёд
Вот так вот.

 

Музыкальный руководитель. Стоп, приехали мы в лес.

Звучит фонограмма «Пение птиц» (https://disk.yandex.ru/d/wT_pZ5_YMlIC0g)

Сколько он таит чудес! Ребята, посмотрите, какая красивая поляна.

Что вы здесь видите? (Берёзка, ручей, ёжик, птички, ёлочка)

Давайте присядем на полянку и послушаем небольшой отрывок из рассказа и подумаем, о каком растении в нём говорится.

Музыкальный фон (https://disk.yandex.ru/d/Y9cLaIipwejYhw)

Воспитатель. Растопило снежинку на верхушке сосны. Упала горячая капля на снег, пробила сугроб и сухую листву. Там, где она упала, показалась зелёная стрелочка. А на ней цветок. Смотрит на снег и удивляется: «А не рано ли я проснулся?» «Нет, не рано, пора-пора», – запели птицы.

Музыкальный руководитель. О каком цветке говорится в рассказе? (Подснежник) Почему он так называется? (Появляется из-под снега, очень ранней весной)

Воспитатель. Подснежники появляются весной, в лесу на проталинах, растут на полянках.

Скажите, ребята, можно ли рвать подснежники? (Нет)

Правильно, их в природе осталось очень мало. Если мы их будем рвать, то наступит день, когда подснежников не останется на земле. А как можно порадовать себя подснежниками? (Можно нарисовать, сделать самим или просто сходить в лес и полюбоваться ими).

Музыкальный руководитель. Ребята, я поняла, чего нам не хватает на нашей весенней полянке. Нам не хватает подснежников.

Воспитатель. Мы сейчас, всё исправим. Давайте подойдём к столикам и закончим наши поделки подснежников. (Прикрепляют бутончики)

Музыкальный фон (https://disk.yandex.ru/d/Ix24f1pRZtbhvg)

А сейчас давайте украсим нашу полянку. (Дети расставляют цветочки на полянке).

Музыкальный руководитель. Давайте присядем на полянку и вспомним, какое музыкальное произведение Дмитрия Шостаковича мы слушали на прошлом занятии? Вальс, польку или марш?

Дети. «Весенний вальс».

Музыкальный руководитель. Что такое вальс?

Дети. Танец.

Музыкальный руководитель. Танец весенней природы.

Слушая отрывок «Весеннего вальса», поразмышляйте, что происходит в природе, какой характер и настроение музыки.

Слушание «Весенний вальс» Д.Шостаковича + презентация (https://disk.yandex.by/i/8-XI0vxzOmVzwA; https://disk.yandex.by/d/LQZbYWsTbcB7ng)

Музыкальный руководитель. Что происходит в природе, какой характер и настроение музыки? (Ответы на вопрос).

Почему характер робкий, взволнованный, ласковый? (Солнышко ещё только просыпается, капают сосульки, пробивается сквозь сухую листву первая травка и первый весенний, на тонкой ножке, цветок, ветерок покачивает их).

Музыкальный руководитель. А вы заметили, что когда вы украсили нашу полянку подснежниками, стало легко и ароматно дышать…

Чтобы не замёрзнуть в весеннем лесу, погреем ладошки и подышим на них.

(Дыхательное упражнение)

На прошлом занятии, мы с вами разучивали песню «Подснежник», давайте её исполним хором. Кто напомнит, что такое хор? (Поют все вместе)

Какие движения можно добавить во втором куплете?

«Закачался, слабенький и гибкий» (Покачивание). 

Исполнение песни «Подснежник» муз.и сл. Н.Елисеева (журнал «Музыкальный руководитель» № 2, 2005 г.)

Музыкальный руководитель. На нашу полянку я взяла корзину с инструментами. Какие это инструменты? Музыкальные или шумовые?

Дети. Шумовые.

Музыкальный руководитель. Верно, они издают звук шума. Сейчас мы с вами будем играть в оркестре, исполним белорусский народный танец «Полька-Янка»

Что такое полька? (Танец)

Весёлый или грустный? (Весёлый)

Значит, исполнять будем весело, задорно.

Белорусский народный танец «Полька-Янка» в исполнении воспитанников на шумовых инструментах (https://disk.yandex.ru/i/uTO53lU8BcIA5g)

Музыкальный руководитель. Ребята, наша прогулка на весеннюю полянку завершается. Пора возвращаться. Садитесь в автобус.

Вспомним, куда мы сегодня ездили на нашем автобусе? (На полянку в весенний лес)

Где в лесу растут подснежники? (На полянках)

Дмитрий Шостакович сочинил «Весеннюю польку»? («Весенний вальс»)

Народный танец «Полька-Янка» – это русский или народный белорусский танец? (Народный белорусский танец).

Полька – это грустный танец? (Весёлый)

А настроение у вас какое сейчас?

На нашем мольберте не хватает у солнышка лучиков, а у тучки – капелек. Если у вас весёлое настроение, прикрепите желтый лучик, если грустное – добавьте капельку тучке. (Магнитные капельки и лучики).

Музыкальный фон (https://disk.yandex.ru/d/JfUfjYsNzZkI6g)

Музыкальный руководитель. Какое красивое, солнечное настроение!

Прощание и выход из зала.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий