Занятие разработано в рамках авторского проекта «Точка соприкосновения», реализуемого на базе детских библиотек. Проект направлен на продвижение и популяризацию чтения среди детей через синтез элементов искусства и художественного творчества, а также вовлечение семьи в образовательный процесс.
Анастасия РОСТОВЦЕВА,
педагог дополнительного образования,
руководитель творческого объединения «ЭкоЭскиз»,
г. Минск
Метод антиципации (прогнозирования) в контексте литературного обучения детей означает предварительное ожидание, предсказание или предвосхищение событий, персонажей и смысла в тексте на основе информации, доступной читателю до прочтения всего произведения. Акцент на предположениях и предварительных ожиданиях поддерживает интерес к чтению. Ребёнок учится критически оценивать информацию. Развивается литературный вкус и смысловое понимание произведения.
Для творческого применения метода в работе с детьми 1–2-го класса следует уделить особое внимание современным интересам детей и использовать игровой подход.
Предлагаю рассмотреть приём «Музыкальная антиципация». Музыкальная антиципация основывается на стратегическом выборе музыкальных отрывков, способных вызвать определённые эмоции и ассоциации у учащихся. Педагог, используя этот метод, начинает занятие с проигрывания музыки, которая соответствует настроению будущего литературного произведения. Также включение музыкальных отрывков может происходить перед важными главами или действиями произведения. Это позволяет детям войти в нужное эмоциональное состояние и сформировать предварительные представления о содержании текста. Затем педагог задаёт наводящие вопросы. Дети, находясь под воздействием музыки и обсуждая эмоциональные реакции, начинают высказывать предположения о персонажах, сюжете и смысле будущего текста [3].
Цель: научить детей предугадывать содержание литературного произведения с помощью предварительного прослушивания музыкального произведения.
Задачи:
– формировать устойчивый интерес к чтению художественной литературы;
– провести музыкальную антиципацию с использованием музыкальных произведений, соответствующих настроению книги;
– содействовать формированию умения рассуждать, анализировать, делать выводы;
– развивать эмоциональную сферу ребёнка;
– учить связывать эмоции и ассоциации, вызванные музыкой, с сюжетом и персонажами произведения.
Оборудование: серия книг «Анжелина-балерина» Кэтрин Холаберд, вспомогательные материалы для проведения занятия.
Музыкальный репертуар: аудиозаписи музыкальных произведений («Лебединое озеро» П.Чайковского, «Хореографическая миниатюра» Д.Шостаковича, «Рондо» Л.Боккерини, «Adagio cantabile» из фортепианной сонаты № 8 Людвига ван Бетховена, танец феи Драже из балета «Щелкунчик» П.Чайковского, торжественный и церемониальный марш № 1 ре мажор Эдварда Элгара).
Ход занятия
I Организационный этап
Проверка готовности детей к занятию.
II Вводная часть
– «Больше всего на свете она любила танцевать. Она танцевала всё время, и она танцевала везде, и часто она была так занята танцами, что забывала о других вещах, которые она должна была делать».
– Добрый день, дети! Сегодня мы проведём занятие по литературному чтению, но с особенным подходом. Мы будем использовать музыку, чтобы войти в нужное настроение и создать предварительные представления о книге, с которой мы познакомимся на нашем занятии. А вот о какой книге – вам надо будет догадаться.
III Основная часть
Музыкальная антиципация: педагог включает отрывок из балета «Лебединое озеро» П.Чайковского.
– Ребята, какое настроение вызывает у вас это музыкальное произведение? (Предполагаемые ответы учащихся: природа, парк с озером).
– А какие ассоциации у вас вызывает это музыкальное произведение?
Музыкальная антиципация: педагог включает «Хореографическую миниатюру» Д.Шостаковича.
(Предполагаемые ответы учащихся: «Эта музыка такая радостная!», «Мне кажется, что играют весёлые мышки на вечеринке»).
– Вы совершенно верно поняли настроение этой музыки. Она передаёт поведение мышек, которые веселятся. Сегодня мы познакомимся с одной из книг замечательной серии Кэтрин Холаберд о приключениях мышки Анжелины. Наша главная героиня мечтает о чём-то важном и особенном. Давайте прослушаем третье произведение и попытаемся представить, о чём она мечтает, кем она хочет стать.
Музыкальная антиципация: педагог включает «Рондо» Л.Боккерини.
(Предполагаемые ответы учащихся: «Эта музыка то же радостная и веселая», «Мне кажется, что это танец маленьких мышек. Они весело кружатся»).
– Ребята, как вы думаете, мышка любила танцевать? Мышка хотела стать балериной? (Ответы детей). Правильно, вы угадали! Эта музыка и вправду изображает игривое и живое поведение маленьких мышек, которые с удовольствием танцуют и веселятся. И вы совершенно правы, наша героиня, мышка Анжелина, мечтала стать балериной.
Музыкальная пауза-игра «Балет мышек»
Цель игры: создать ассоциативную связь между музыкальными звуками и образами животных, развивая музыкальное восприятие, координацию движений и творческое мышление у детей.
Игровой процесс: дирижер начинает двигаться под музыкальный фон, подражая летящим мышам и указывая детям, какие движения они должны совершать.
Когда музыка замирает, все дети принимают придуманную позу, представляя фигуру животного (например, мышка прячется под шарфом или лентой, изображая, что она спряталась в норку).
Дирижер меняется, давая возможность каждому ребенку испытать роль руководителя балета. Таким методом в памяти ребенка остается ассоциативная связь между музыкальными звуками и созданными им образами.
– Серия «Анжелина» написана Кэтрин Холаберд и представлена следующими книгами: «Новый Год с Анжелиной», «Анжелина-балерина», «Музыкальный театр», «Анжелина – звезда шоу», «Анжелина во дворце», «День рождения Анжелины». Как видите, тематика разнообразная, каждый сможет выбрать что-то по душе.
– Очаровательную историю «Анжелина-балерина» Кэтрин Холаберд придумала в 1983 году, глядя, как танцуют и кружатся её маленькие дочки. Это история о милой мышке, вся жизнь которой была проникнута страстью к танцам. Она танцевала повсюду, куда бы ни шла, даже на пути в школу в её мечтах звучала музыка и возникали балетные па.
Педагог предлагает прочитать вслух фрагмент из книги, обращаясь к цитате, с которой начиналось занятие.
– Давайте представим, какие события и переживания происходят в книге, основываясь на музыке, которую вы сейчас услышите.
Музыкальная антиципация: педагог ставит Adagio cantabile из фортепианной сонаты № 8 Л. ван Бетховена.
(Предполагаемые ответы учащихся: «Мышка грустит?», «Я представляю маленькую грустную мышку, одиноко сидящую в своей комнате»).
Педагог внимательно прислушивается к учащимся и может задавать наводящие вопросы, чтобы узнать больше об ассоциациях и эмоциональном восприятии произведения. Это способствует более глубокому пониманию музыки и стимулирует дальнейший диалог.
– Да, всё верно вы подметили. Эта мелодия передаёт грусть нашей мышки. После того как мы прониклись глубоким и меланхоличным произведением Бетховена, хочу предложить послушать что-то совершенно противоположное. Как вы думаете, что начинает происходить с нашей мышкой теперь? Слушайте внимательно и представляйте.
Музыкальная антиципация: педагог включает танец феи Драже из балета «Щелкунчик» П.Чайковского.
(Предполагаемые ответы учащихся: «Мне кажется, я вижу, как она танцует! Она прыгает и кружится, словно настоящая балерина»).
– Верно! Когда мама просила убраться в комнате или помыть посуду, мышка сперва грустила, а потом начинала танцевать! Её танцы создавали неудобства окружающим: она наступала на лапки другим мышатам, нечаянно сбрасывала посуду со стола. Но в итоге родители мышки подумали и приняли единственно верное решение – отдать дочь на танцы. Давайте прочитаем об этом.
Педагог зачитывает учащимся фрагмент из книги.
– Ребята, а что, как вам кажется, произошло в жизни мышки потом?
Музыкальная антиципация: педагог включает па-де-де из балета «Лебединое озеро» П.Чайковского.
(Учащиеся: Мышка занимается в балетном классе).
– Вы молодцы, совершенно верно! Это произведение называется па-де-де – одна из основных музыкально-танцевальных форм в балете. Оно исполняется в паре, а мышка тренировала индивидуальные па. Давайте послушаем ещё раз внимательно и представим, как мышка совершенствует свои движения, уделяя каждой детали внимание.
Педагог включает па-де-де из балета «Лебединое озеро» П.Чайковского. Затем зачитывает отрывок из книги, где в первый учебный день по балету Анжелина пришла в своём новом костюме и тапочках. Все её одноклассники, включая её лучшую подругу, с удовольствием тренировали реверансы и приседания, а потом весело прыгали и кружились, пока не пришло время разойтись по домам.
– Наша музыка мотивирует. Труд и усердие приводят к такой красоте в танце, это вдохновляет заниматься ещё усерднее. А усердный труд приводит к великим результатам.
Педагог зачитывает фрагмент из книги о тренировках героини.
Музыкальная пауза-игра «До-ре-ми»
Цель игры: игра способствует развитию ритма, координации и внимания у детей.
Подготовка: педагог подготавливает коробочку с цветными нотками; каждая цветная нотка имеет нарисованное на ней определенное действие или движение. (Изображения на нотках, например: красная нотка – потянуться вверх, синяя нотка – покружиться на месте, желтая нотка – подпрыгнуть, зеленая нотка – покачаться из стороны в сторону и т.д.)
Ход игры: педагог запускает музыку и поет гаммы («до-ре-ми-фа-соль-ля-си-до»); в момент, когда ребенок слышит ноту, соответствующую по цвету выбранной им, выполняет действие, нарисованное на ней.
– А теперь прослушаем последнее музыкальное произведение. Дайте волю фантазии. Как вы думаете, что это произведение может символизировать?
Музыкальная антиципация: педагог ставит Торжественный и церемониальный марш № 1 ре мажор Эдварда Элгара.
(Учащиеся: «Это звучит как настоящий концерт!»)
– Именно! Музыка Эдварда Элгара часто ассоциируется с торжественными событиями. Мы можем вообразить, как наша главная героиня даёт собственное представление на великой сцене, воплощая свои мечты. Она проделала огромную работу, чтобы добиться этого успеха.
Педагог зачитывает фрагмент выступления мышки Анжелины на сцене.
– Вы тоже можете достичь своих желаний и целей, если будете усердно работать, как Анжелина, и стремиться к собственной мечте.
IV Итоги. Рефлексия
– Ребята, сегодня вы прекрасно справились! Мы использовали музыку, чтобы войти в мир книги «Анжелины-балерины» и ещё ярче представлять чувства и эмоции от происходящих в произведении событий.
Музыка очень влияет на наши ассоциации и эмоциональные переживания при чтении литературы. Мы узнали, что музыка может усилить наши чувства и помочь лучше понять текст. Мы прочувствовали, что музыка задаёт настроение. Не забывайте использовать этот инструмент в будущем.
Проведите любопытное исследование дома. Выберите любимое произведение и подумайте, какая музыка могла бы сопровождать его. Попробуйте провести занятие со своими родителями или братьями и сёстрами. Дома вы можете нарисовать рисунок на особо понравившийся вами сюжет истории.
До новых встреч, ребята!
Литература
1 Выготский, Л.С. Психология / Л.С.Выготский. – М. : ЭКСМО-Пресс, 2000.
2 Критская, Е.Д. УМК «Музыка» для 1–4 классов / Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. – М. : Просвещение, 2010.
3 Ростовцева, А.С. Современные педагогические практики: инновационная образовательная среда как фактор формирования у детей интереса к чтению: учебно-методическое пособие / А.С.Ростовцева. – Минск : Адукацыя i выхаванне, 2024. – 120с.: ил.