Керамические игрушки народов мира. Творческое занятие для детей 8–14 лет

- 17:55Дополнительное образование

Занятие направлено на изучение особенностей белорусской народной игрушки в контексте народных игрушек разных стран мира. На занятии учащиеся знакомятся с историей глиняной игрушки на примере игрушек Индии, Китая, России, Беларуси и создают популярную белорусскую игрушку «барашек».

Занятие рассчитано на учащихся в возрасте 8–14 лет и подходит для кружков, изучающих гончарное ремесло (или рассматривающих гончарное ремесло в рамках своей программы).

Предоставленный опыт может быть интересен педагогам дополнительного образования, классным руководителям, учителям предметникам, методистам.

 

Анастасия БОНДАРЕНКО,
педагог дополнительного образования
ГУО «Сморгонский районный центр творчества детей и молодежи»,
Гродненская область

 

Тема: «Керамические игрушки народов мира».

Цель: изучение особенностей белорусской народной игрушки в контексте народных игрушек разных стран мира.

Задачи:

– знакомить учащихся с историей керамической игрушки;
– знакомить с особенностями истории формирования, формы и внешнего вида керамических игрушек у разных народов мира;
– знакомить с белорусской народной игрушкой, определять ее особенности;
– научить изготавливать из глины игрушку «барашек»;
– развивать внимание, творческое мышление, воображение, художественный вкус, глазомер;
– воспитывать любовь к Родине, трудолюбие, умение работать в команде.

Тип занятия: формирование новых знаний.

Форма занятия: занятие-путешествие.

Ожидаемые результаты: учащиеся должны знать историю керамической игрушки, особенности игрушек разных стран мира и уметь определять по внешнему виду белорусскую игрушку, изготавливать из глины игрушку «барашек».

Оборудование и материалы: материалы для дидактической игры «Волшебный фонарик» (три черных экрана, фонарик), материалы для игры «Сокровищница Индии» (картинки с керамическими игрушками Индии, удочка с магнитом на конце, красные нитки для вязания, музыкальный проигрыватель (можно телефон), материалы для станции «Китай» (рисунки китайской народной игрушки «нинигоу», анаграммы), конверты с картинками для станции «Россия», материалы для станции «Беларусь» (практической части занятия: клеенка на стол, резервуар с водой, глина, инструменты для работы с глиной), распечатанный на бумаге кроссворд, экран настроения с птичками-свистульками из бумаги.

 

План занятия

I Введение в тему занятия.
II Изложение нового материала.
III Практическая работа.
IV Подведение итогов.

 

Ход занятия

 

I Введение в тему занятия

Здравствуйте, ребята! Какой выдался сегодня отличный день! Самый подходящий, чтобы начать наше с вами чудесное путешествие!

Посмотрите внимательно на доску. Тема нашего открытого занятия «Керамические игрушки народов мира» и начнем мы его со стихотворения:

О глине

От Китая до Эллады
Глину мнут, работе рады.
Обретает новый вид
Тесто то, что не горит.
Глина, сделавшись сосудом,
Предстаёт пред нами чудом.
Глина жизни не боится.
В глине вкусная водица.
Дом из глины, печь из глины,
Храм из глины на Неглинной.
Счастлив с глиной человек,
Будь китаец он иль грек.
                            (Вера Авдеева)

О чем это стихотворение? (Ответы учащихся: глина – распространенный материал, встречается повсеместно, поэтому гончарное ремесло есть у многих народов мира. А еще из глины можно вылепить что угодно)
Молодцы, ребята! А какие удивительные вещи можно изготовить из глины? (Ответы учащихся: строительный кирпич для постройки дома, облицовочную керамическую плитку (изразец), посуду, музыкальные инструменты, декоративное панно для интерьера и народную игрушку) Ваши ответы верны.

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, в котором познакомимся с народной керамической игрушкой разных стран. Развиваясь, такая игрушка вобрала в себя все представления народа о мире, труде, красоте, добре и зле, все это нашло свое отражение в форме игрушки и способах ее декорирования. Нам будет интересно узнать про это больше в нашем путешествии!

Посмотрите, ребята, внимательно, как обставлен сегодня наш рабочий кабинет. (Учащиеся осматривают помещение: визуально они находят подготовленные педагогом станции, которые посетят в ходе путешествия). Вы найдете пять станций в кабинете – это наши остановки в сегодняшнем путешествии по регионам изготовления керамической игрушки. Посещая каждую из них, мы будем выполнять различные задания, благодаря которым узнаем много интересного об особенностях игрушек разных стран.

II Изложение нового материала

История керамической игрушки берет свое начало еще в древние времена. Археологи до сих пор на раскопках городов в местах захоронений находят керамические изделия – будь то посуда, инструменты или игрушки. Давайте отправимся с вами в небольшое путешествие.

Станция 1. «Древний мир»

Педагог и учащиеся перемещаются на станцию 1 «Древний мир».

Прочитайте, как называется наша первая станция («Древний мир»). Многие находки этого периода находят при раскопках, поэтому на этой станции мы попробуем себя в роли археологов. Перед вами три темных экрана. При помощи вот такого фонарика (педагог демонстрирует учащимся фонарик) вам предстоит осветить это темное пространство и отыскать потерянные предметы: древние глиняные изделия. Каждый предмет назовите: что он отображает или как используется.

Учащиеся при помощи фонарика «освещают» темное пространство экранов и находят потерянные предметы. Описывают свою находку.

 

Какие из названных вами предметов могут являться игрушками? (Ответы учащихся).

Предположим, что эти керамические игрушки практически ровесники человечества. Самые древние из них были сделаны из доступных природных материалов, среди которых – глина. Помимо своего прямого назначения – предмет для игры – в эпоху древних цивилизаций они часто носили ритуальную функцию: являлись воплощением богов, защищавших детей, служили оберегами, использовались в качестве музыкальных инструментов.

С развитием человечества развивается и игрушка из глины. Она усложняется, в каждой из стран вырабатываются свои правила ее отображения.
Ярким примером этого считаются индийские игрушки из глины. В Индии повсеместно изготавливались фигурки прекрасных небесных музыкантов и танцоров, бравых всадников, фигурки животных и персонажи мифологических историй. Они были ярко и щедро украшены замысловатым орнаментом. Сейчас мы отправимся с вами в рискованное приключение в надежде увидеть редкие образцы таких игрушек.

Станция 2. «Сокровищница Индии»

Переходим на станцию 2. Как называется эта станция? («Сокровищница Индии»). Что мы видим здесь? (На полу размещены бумажные заготовки с изображениями индийских керамических игрушек, над которыми растянуты красные нити, напоминающие охранную систему). Чтобы увидеть, как выглядели индийские игрушки, нам предстоит преодолеть препятствие из нитей с помощью удочки. Каждый из вас достанет по одной игрушке, пока будет играть музыка. Поехали!

Эта станция находится в углу рабочего кабинета. Доставать картинки учащиеся будут при помощи удочки с магнитом на конце, по очереди. Во время выполнения задания играет музыка. Когда последний учащийся заполучит предмет, игра останавливается.

Посмотрите, пожалуйста, на добытые вами предметы. Что они отображают? Опишите их.

Учащиеся описывают внешний вид игрушек, объясняют, что отображено.

Теперь мы знаем, как выглядят индийские игрушки.

Станция 3. «Китай»

Переходим на станцию 3. Эта станция носит название «Китай». И снабжена весьма причудливыми изображениями.

Как вы думаете, что на них? Кого они отображают? (Ответы учащихся).

Рисунки, сопровождающие третью станцию, срисованы с одной из форм китайских свистулек. В центральных районах провинции Хэнань очень популярны такие глиняные игрушки, их называют «нинигоу». Это свистулька черного цвета. Существует множество видов таких свистулек. Обычно они бывают в виде обезьянок, например: «человекообразная обезьяна», «обезьянка с человеческим лицом», «обезьянка с персиком», «кошка тянет за собой обезьянку», «обезьянка с мотыгой», «мама-обезьянка с детенышем на руках» и другие. С учетом давней истории и культуры Китая эти глиняные игрушки наделены глубоким смыслом.

Вы видите, что у каждой рисованной обезьянки в лапках по заданию (Учащиеся изымают из лапок обезьянок по листку бумаги с зашифрованным словом). Для того чтобы перейти на следующую станцию необходимо расшифровать анаграмму. Кто знает, что такое анаграмма? (Анаграмма – это зашифрованное слово, в котором перепутан порядок букв.) Расставив буквы в нужном порядке, вы узнаете слово, которое было зашифровано. Поехали!

В И С Т С У Ь К А Л  (Свистулька)
П О Г Р Ш К А Е М У (Погремушка)

Л И А Н Г (Глина)
О Ж И Г Б (Обжиг)
Л А З Р Ь Г У (Глазурь)
К Л А У К (Кукла)
Б Е Р Е Г О (Оберег)
О С Ь П И Р С (Роспись)

Учащиеся расшифровывают анаграммы.

А теперь внимательно прочитайте слова, которые у нас получились. Все они связаны с народными игрушками из глины. Объясните своими словами, что здесь означает каждое слово. (Учащиеся поясняют слова).

В награду за выполненную работу с этой станции возьмите по конверту. (Педагог раздает конверты: часть из них розового цвета, другая – желтого).

Станция 4. «Россия»

Перемещаемся к станции «Россия». Объединитесь в две команды согласно цвету конвертов. Посмотрите, что внутри. (Учащиеся вскрывают конверты. Рассматривают содержимое). Посмотрите сначала на картинки! Как вы думаете, что за изображения перед вами? (Ответы учащихся: керамическая игрушка, русская народная керамическая игрушка).

На картинках изображены русские народные игрушки. Как вы заметили, они такие разнообразные по форме и росписи! Каждая команда попробует сейчас распределить картинки по нескольким группам, ориентируясь только на внешний вид глиняных изделий! (Учащиеся распределяют картинки по группам).

Гончарство существует в России много веков и столько же – глиняная игрушка. Народные мастера выражают в глиняной игрушке свои представления о мире, природе, людях. Сюжеты этих игрушек разнообразны: традиционные кони, птицы-свистульки, бараны, медведи, скоморохи, женские фигуры, всадники и многие другие образы.

Всё разнообразие красок, формы, украшений, неповторимость в исполнении, способ лепки, неординарность образа можно наблюдать на примере дымковской, каргопольской, филимоновской, абашевской, хлудневской, романовской игрушки и керамики Скопина. (Педагог показывает на образовавшиеся группы картинок). Секреты изготовления народной глиняной игрушки передавались в семьях ремесленников из поколения в поколение. Так была сформирована традиция изготовления этих народных игрушек.

 

Дымковская глиняная игрушка

Дымковская глиняная игрушка возникла в XV столетии недалеко от города Вятка в слободе Дымково. Игрушки изготовлялись и расписывались только руками. Для нанесения орнамента использовали специальная смесь, в составе которой было яйцо, уксус и сухой анилиновый краситель. Главными элементами росписи являлись геометрические фигуры. Для создания узоров обычно использовалось яркие цвета и позолота. Формой дымковской игрушки являются полые внутри фигурки, изображающие животных, птичек, девиц и кавалеров.

 

Каргопольская игрушка

Каргопольская игрушка появилась в г. Каргополь Архангельской области и была практически полностью утрачена. Благодаря мастерице-игрушечнице У.И.Бабкиной сохранились некоторые образцы.

 

Филимоновская игрушка

Филимоновская игрушка относится к середине XVI века. Лепкой таких игрушек занималась в основном женская половина населения и ребятня. Со временем это производство пришло в убыток, и одни из последних мастериц проживали в деревне Филимоново. По своей стилистике фигурки имели вытянутые пропорции, были расписаны орнаментом, состоящим из геометрических фигур.

 

Абашевская игрушка

Абашевская игрушка родом из села Абашево. Игрушки имели в основном религиозные мотивы, например, олень с необычными рогами означал «дорогу к всевышнему». Начиная с 30-х гг. изделия стали раскрашивать маслянистыми красителями, а сверху добавляли бронзовые или серебряные элементы.

 

Хлудневская игрушка

Хлудневская игрушка – это гончарный промысел, который начал своё существование в Калужской области, в деревне Хлуднево. Начиная с XVI века мастера, используя глину этих мест, лепили музыкально-шумовые инструменты и различные фигурки. Ещё одной интересной находкой гончарного промысла является «мокрый соловей» – это сосуд со свистком, звук из которого можно извлечь только налив в него воду. Сегодня такие свистки делают в форме птичек.

Керамика Скопина

Керамика Скопина – это изделия из глины и керамики, представленные в виде посуды, скульптур или игрушек. Это были герои русских сказок, в первую очередь драконы и хищная птица скопа. Появился промысел в XIХ веке в Рязанской области, в городе Скопине.

 

Скажите, пожалуйста, а понравились ли вам образцы русских керамических игрушек? (С учащимися обсуждаются особенности русской игрушки).

Следующая керамическая игрушка, которую мы рассмотрим – это белорусская народная игрушка. Игрушка, которая нам ближе и роднее.

Станция 5. «Беларусь»

Переместимся же к станции 5. Ребята, как она называется? Беларусь». Эта станция расположена у рабочих мест, все садятся за свои места.)

История нашей игрушки из глины начинается в давние времена и на протяжении нескольких столетий она активно развивается. Свистульки разных сортов и мастей, чаще всего в форме птицы – распространённый вид глиняных изделий в Беларуси. Так же белорусские мастера лепили погремушки, по-местному «бразготки», лошадок, фигурки животных и людей. Одной из популярных игрушек была игрушка барана, а игрушка петуха изгоняла злых духов. Они были небольшого размера, простой формы, без лишних подробностей и передавали самое существенное: характерные признаки изображаемого объекта.

Посмотрите внимательно на доску.

Что вы скажете о форме белорусских народных игрушек, способах их декорирования? (Ответы учащихся) Может ли это быть связано с характером белорусов? Расскажите, каким характером обладает наш народ? (Ответы учащихся).

Основное назначение белорусских игрушек для глины – служить для игр детей. Их можно было купить у кочующих торговцев – тряпичников или на ярмарках.

 

III Практическая работа

Ребята, на этой станции мы выполним очередное задание: слепим игрушку барашка. Посмотрите, подготовлены ли у вас рабочие места?

Возьмите в руки кусочек глины, скатайте из него шар. Это туловище нашего животного. Из дополнительных кусочков глины сформируйте ноги, голову и шею, хвостик. Прикрепите к туловищу, не забыв смочить водой. Из двух укрупненных жгутиков делаем завитые рога и размещаем их на голове. Стекой прорезаем глазки, носик и ротик.

Учащиеся делают барашка.

Наш барашек готов!

 

IV Подведение итогов

Наше путешествие подходит к концу. Что интересного вы сегодня узнали на занятии? Что запомнилось больше всего? Все ли задания удалось выполнить?

Для закрепления полученных знаний вам предстоит разгадать кроссворд. Он касается того материала, который мы сегодня рассматривали. Приступайте к разгадке!

Кроссворд: «Глиняная игрушка»

1 В форме какого животного сделаны китайские игрушки-свистульки? (Обезьяна).
2 Самая популярная белорусская глиняная игрушка, на которой можно свистеть? (Свистулька).
3 Страна, где игрушки не очень яркие, гладкие и легко изготавливаются? (Беларусь).
4 Мастер, который изготавливал предметы из глины? (Гончар).
5 Глиняная игрушка, которая теперь будет в вашей коллекции? (Барашек).
6 Из какой страны может быть игрушка слона? (Индия).
7 Из какой страны игрушки оленей с причудливыми рогами? (Россия).

Учащиеся разгадывают кроссворд.

Перед вами экран настроения. Все пространство экрана разделено на этапы изготовления любого глиняного изделия: лепка из глины – самый низкий этап, сушка, обжиг в печи, роспись красками – самый верхний этап. Эти этапы – ваше сегодняшнее настроение во время нашего с вами путешествия. Лепка из глины – самый начальный этап – было много нового, поэтому сложно, что-то не успели доделать, скучно. Сушка означает спокойное настроение, когда все давалось легко. Обжиг – много движения, весело провели время. Роспись красками – ярко, позитивно, впечатления останутся со мною надолго.

 

Педагог раздает учащимся бумажную птичку-свистульку.

На экране настроения вам предстоит разместить свою птичку-свистульку из бумаги ровно в том месте, какое у вас настроение на конец нашего путешествия.

Учащиеся размещают свою птичку свистульку на экране настроения. По желанию объясняют местоположение своих птичек-свистулек.

До скорых встреч!

 

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий