Сетевой проект «Назад в будущее»

- 16:34Проекты

 

Ещё недавно интернет рассматривался как источник различного рода информации и возможность общения людей на расстоянии. Сегодня он становится полем для обучения, образовательным пространством с большими возможностями. В основе этого, в том числе, лежит развитие дистанционного образования с использованием новых подходов в обучении и воспитании. Именно с этой целью в 2015 году было создано творческое объединение педагогов Гомельской области IТ-club, инициатором и организатором которого выступил Гомельский областной институт развития образования.

Целью творческого объединения ставилось выявление наиболее содержательных и значимых образовательных информационных ресурсов,популяризация использования современных информационно-коммуникационных технологий в образовании, распространение передового опыта и повышение качества образовательного процесса.Безусловно, работа в этом направлении предусматривала выявление и развитие интеллектуального, творческого потенциала учащихся и педагогов и должна была служить стимулом длявнедрения информационно-коммуникационных технологий в общеобразовательных учреждениях.

Сейчас можно смело говорить о том, что эти цели достигнуты. Как результат – постоянное успешное участие педагогов Гомельщины в республиканском конкурсе «Компьютер. Образование. Интернет», создание собственных образовательных проектов, интернет-ресурсов и т.д.

Одним из интересных проектов, созданных в рамках работы творческого объединенияIТ-club,является проект«Назад в будущее», ставший победителемобластного этапа конкурса «Компьютер. Образование. Интернет – 2019». Авторы проекта – учителя начальных классов гимназии № 51 Гомеля Оксана Ткаченко и Анжела Цымбалова, учитель начальных классов средней школы № 11 Гомеля Ирина Голованова – создали поистине деятельный, «живой» сетевой проект, к которому присоединились многие учреждения образования области.

Сергей БЫКОВСКИЙ,
методист учебно-методического отдела
информационных технологий и издательской деятельности
Гомельского областного ИРО

 

 

Оксана ТКАЧЕНКО,
учитель начальных классов
гимназии № 51 Гомеля

 

Сетевой проект «Назад в будущее» создан в соответствии с требованиями образовательного стандарта «Человек и мир» (IV классы), учебной программы, программы факультативных занятий «Моё Отечество». Он тесно связан с Программой непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи на 2016–2020 гг. и направлен на самостоятельную деятельность, в результате которой учащиеся ищут ответ на проблемный вопрос: «Может ли наше прошлое влиять на успешное будущее?»

 

Проект «Назад в будущее» отлично вписался в ряд мероприятий, посвященных Году малой родины. Он направлен на развитие познавательного интереса учащихся к истории Отечества, их творческих, интеллектуальных, коммуникативных, исследовательских способностей, а также на формированиекак у школьников, так и учителей навыков владения современными информационно-коммуникационными технологиями.

Участниками сетевого проекта стали педагоги и учащиеся III–V классов из Гомеля и Гомельской области – всего 104 участника из 16 команд.

87 % участников впервые принимали участие в сетевом проекте. По итогам окончания проекта 100 % участников изъявили желание продолжить участие в подобных проектах.

Нужно сказать, что за время участия в проекте мы, его авторы, настолько сблизились со всеми участниками, что стали настоящей командой. С невероятным интересом в работу включились родители. Они не только оказывали помощь в организации экскурсий, но и с огромным удовольствием вместе со своими детьми выполняли задания всех этапов проекта. А самое главное – делали не вместо, а вместе с детьми.

На каждом этапе команды искали ответы на один проблемный вопрос и три учебных. Работа проходила в несколько этапов:

          — подготовительный этап;
          — первый этап «В прошлое до самой глубины»;
          — второй этап «Благодарное сердце»;
          — третий этап «Гости на порог»;
          — четвертый этап «Экспрессом в будущее»;
          — заключительный этап (участие в электронной квест-игре «Золотое кольцо Гомельщины»).

 

В прошлое до самой глубины

Знакомство с человеком начинается с имени, а знакомство с городом – с его названия. Участники сетевого проекта выступили в роли историков и погрузились в глубины веков, отвечали на проблемный вопрос «Повлияли ли исторические события прошлого на современный облик родного края?» и учебные вопросы «Откуда взялось название родного края?», «Какова символика (если она есть) родного края и почему она так выглядит?», «Кто даёт название улицам и площадям, и почему они так названы?»

Работа закипела. Чтобы ответить на проблемный вопрос, искали информацию в интернете, осваивали новые сервисы, работали с архивами и документами и т.д.

Результатом первого этапа стали совместные творческие продукты: коллажи «Моя малая родина», «История моей малой родины», интерактивная презентация «Геральдический глоссарий», видеоролики «Посмотри, как хорош край, в котором ты живёшь», кроссворды и ребусы «Копилка народной мудрости», «Мой край вчера и сегодня», лэпбук «Я ганаруся, што я з Беларусі». Также ребята проявили свое творчество пробой пера, а свои работы разместили в интерактивном буклете «Вдохновение».

 

Благодарное сердце

Этот этап проекта был посвящен событиям Великой Отечественной войны.

Время всегда сложно для того, кто в нём живет. Но бывают особенно сложные периоды, словно бы предназначенные для испытания людей на прочность, на мужество, на способность сохранить в себе достоинство и лучшие человеческие качества. Именно таким периодом была для нашего народа Великая Отечественная война. Безусловно, мы, авторы проекта, не могли обойти стороной эту тему, ведь она и сегодня не перестанет волновать человечество, а в историю навсегда вписаны пережитые ужасы тех лет и подвиги солдат-героев.

На этом этапе участники отвечали на проблемный вопрос «Почему благодарность называют памятью сердца?» и учебные вопросы «Какие места хранят память о событиях Великой Отечественной войны?», «Какие улицы и площади помнят трагические события минувшей войны?», «О ком помнят и кем гордятся в вашей семье?».

В рамках этапа «Благодарное сердце» школьники приняли участие в онлайн-викторине «Что дети должны знать о Великой Отечественной войне?», посетили памятные места, возложили цветы у подножия монументов тем, кто отдал свою жизнь за победу.

Самым запоминающимся стало изучение семейных архивов. Ребят не оставили равнодушными рассказы об их прадедушках и прабабушках, испытавших на себе весь ужас военных лет. Педагоги совместно с родителями организовали классные часы, где каждый рассказал о своих родных, о тех, кто воевал на фронте и кто оказывал помощь в тылу; о тех, кто был в партизанах и кого угнали в фашистское рабство; о страшной жизни тех, кто оказался в оккупации.

Был проведен конкурс стихотворений о войне, а после участники создали совместную презентацию, в которую поместили видеоролики каждой команды «О ком помнят и кем гордятся в наших семьях».

Следующим шагом на данном этапе стало семейное чтение. Ребята вместе с родителями прочитали книгу С.Алексеева «Сто рассказов о войне» – книгу, в которой описаны судьбоносные истории сверстников, принимавших участие в боевых сражениях. Результатом этого было проведение онлайн-викторины «Дети-герои» и создание буктрейлеров к рассказам, которые мы разместили в презентации «Читаем детям о войне».

В ходе работы над этой частью сетевого проекта участники убедились, что все, кто сражался за свободу нашей страны – герои. Поэтому важно знать историю своей семьи, страны, помнить, кто ценой своей жизни и здоровья подарил нам мирное небо над головой. Но мало знать и помнить самим, надо передавать эту память из поколения в поколение.

 

Гости на порог

Путешествия способны дарить нам новые эмоции и впечатления постоянно! Находясь в другой стране, другом городе, мы попадаем в совершенно другие условия природы, быта, общества. Мы видим других людей, мы впитываем в себя все особенности того места, где находимся. Будь то морской курорт, на котором мы наслаждаемся морем и отдыхом, или обогащающая наш культурный уровень экскурсионная поездка, в которой мы знакомимся с городом и его достопримечательностями. Абсолютно любая поездка дарит нам незабываемые воспоминания и ощущения.

На этапе «Гости на порог»участники искали ответ на проблемный вопрос «Как влюбить гостей в свой город?»и учебные вопросы:«О чем должен знать экскурсовод?», «Какие бывают экскурсии?», «Каким может быть содержание экскурсии по нашему городу?»

Участники проекта изучали виды экскурсий, составляли экскурсионные карты в соответствии с предложенными авторами критериями, создавали видеоролики «Сердцу милые места», которые затем разместили в совместной презентации «По тропинкам малой Родины».

Беларусь – европейское государство, Гомельскую область часто посещают иностранные туристы. Поэтому перед участниками на данном этапе было поставлено задание создать ролик на английском языке «Приезжайте в наш Гомельский край», в котором участники рассказывали о нашем белорусском гостеприимстве, об удивительных местах, которые дороги не только жителям Гомельской области, но и славят нашу родную Беларусь.

 

Экспрессом в будущее

Будущее непредсказуемо и мы не знаем, что от него можно ожидать, не знаем, к чему нужно себя готовить. Будущее неизвестно, но желаний много, возможных вариантов развития событий – сотни, и нужно быть готовым ко всему, даже к самым неожиданным поворотам.

Четвертый этап требовал от участников проекта ответить на проблемный вопрос «Надо ли сегодня думать о завтрашнем дне?» и рассмотреть учебные вопросы «Каким я вижу свой родной край в будущем?», «Какие напоминания мы хотим оставить потомкам?», «Что делать в настоящем, чтобы о наших добрых делах помнили в будущем?».

Ребята также писали письма-напоминания потомкам. Так появились «Письма в будущее». А дальше создали совместную презентацию «Капсула времени» и разместили скриншоты на страницах команд. Каждая команда на территории своей школы закопала капсулу времени и на этом месте разбили клумбы. Такна территории школ образовались цветущие островки. Дети будут ухаживать за своими «письмами», а чудесные цветы радовать учащихся и учителей в разных уголках Гомеля и Гомельской области.

А вот выдержки из детских писем в будущее:

«Очень важно научиться делать выводы на основе своих и чужих ошибок. А научившись, уже не повторять их никогда. Люди будущего, не допускайте войн и смертей, помните тех, кто отдал жизни, чтобы вы появились на свет…»

«Сегодня все меньше и меньше остается людей, которые пережили Великую Отечественную войну. Когда мы будем читать это письмо, их совсем не останется на свете. Обязанность потомков – хранить эту память…»

 

Квест-игра «Золотое кольцо Гомельщины»

В рамках сетевого проекта была разработана электронная квест-игра «Золотое кольцо Гомельщины». С целью продвижения развития одаренных учащихся и реализации потенциала, который заложен в одаренном ребенке, был расширен коллектив авторов проекта. Нашим соавтором стал учащийся 6-го класса гимназии № 51 Гомеля Тимофей Сосновский, который выполнял техническую часть электронной квест-игры. В период разработки игры, мы поменялись местами: Тимофей стал нашим учителем в «оживлении» заданий игры. С детским интересом и неподдельным восторгом мы – учителя –превратились во внимательных учеников, прислушивались к советам Тимофея, чтобы игра и задания, разработанные нами, были интересны будущим участникам.

Электронная квест-ига «Золотое кольцо Гомельщины» – результат сплочённой совместной творческой работы. Игра требует от игрока решения умственных задач для продвижения по сюжету. Отправной точкой выступает карта Гомельской области с обозначенными на ней девятью точками –местами, входящими в состав Золотого кольца Гомельской области: Гомель, Лоев, Речица, Юровичи, Мозырь, Туров, Красный Берег, Чечерск, Ветка. Для того чтобы узнать, куда попали игроки, необходимо разгадать ребус. Участникам предлагается видеокейс, в котором содержится следующая информация: история возникновения, памятные события, основные достопримечательности, известные люди, промышленность. Участникам игры предлагается выполнить задания различных типов: восстановить недостающий текст, выбрать верное высказывание, задания на классификацию, шифры в виде знаков, указателей, направлений, двоичного кода и многое другое. В результате правильного выполнения заданий игрок получает фрагмент пазла, который участники должны будут собрать в конце игры.

Электронную квест-игру прошли не только участники проекта, но и 368 учащихся III–V классов Гомельской области в рамках дистанционного образовательного процесса.

 

Нужны ли сетевые проекты школе? Почему?

Ответ однозначен: сетевые проекты школе необходимы. В таких проектах создается сетевая среда, которая дает возможность каждому участнику продвигаться в определенном им самим темпе, находить и размещать информацию в оптимальном объеме, участвовать в коммуникации с участниками проекта в реальном и отсроченном времени, взаимодействовать с учениками других школ, городов, стран. При этом все участники имеют определенную степень свободы, достаточную для возможности определять приоритеты по характеру и направленности собственной деятельности, и нести ответственность за конечный результат. Каждый может стать лидером, готовым к использованию своего ресурса для достижения общих целей проекта.

Сетевой проект – это то место, где встречаются учителя,учащиеся и родители для совместной деятельности, где происходит сотворчество и где образовываются не только дети, но и их педагоги, где в процессе работы учащиеся обмениваются информацией, результатами собственных и совместных разработок, совместно редактируют документы, таблицы, презентации, получая таким образом сетевые образовательные продукты.

При этом педагог повышает свою квалификацию, осваивает новые сервисы, проводит мониторинг сформированных метапредметных умений. А также меняет свою позицию учителя: он становится координатором, наставником, другом, помогая участникам проекта продвигаться в нем.

 

Финалистами проекта стали:

 

команда «Следопыты», ГУО «Средняя школа № 3 г. Житковичи», координаторы команды – Наталья Ивановна Деренговская, Марина Сергеевна Ефимова;

 

 

команда «Звёздочки», ГУО “Мышанская средняя школа”, координатор команды – Елена Анатольевна Попок;

 

 

 

команда «Машина времени», ГУО “Ясли-сад – средняя школа № 73 Гомеля”, координатор команды – Татьяна Александровна Сотникова;

 

 

 

 

 

 

команда «Снежные рыси», ГУО «Гимназия № 51 Гомеля», координатор команды – Виктория Владимировна Конопляная;

 

 

 

 

команда «Зорачкі Беларусі», ГУО «Гимназия № 51 Гомеля», координатор команды – Елена Михайловна Павленко;

 

 

 

 

команда «Родник», ГУО «Конковичский детский сад – средняя школа», координатор команды – Елена Павловна Поддубная;

 

 

 

команда «Ромашка», ГУО «Сметаничская средняя школа», координатор команды –Татьяна Николаевна Кулеш;

 

 

 

 

команда «Буслики», ГУО «Средняя школа № 11 Гомеля», координатор команды – Сергей Павлович Корнев.

 

 

 

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий