Создание школьной бизнес-компании или Start-up для Корелич (Внеклассное мероприятие по обществоведению)

- 20:20История и обществоведение. Внеклассная работа, Методичка

 

Жанна СВИРИД,
учитель истории и обществоведения
ГУО «Средняя школа № 2 г.п. Кореличи»

zhanna.cvirid@gmail.com

 

 

Цель: формирование экономического мышления учащихся и повышения экономической грамотности, активизация учащихся к предпринимательской деятельности как части профессиональной подготовки.

Задачи:

обучающие:
     – способствовать формированию знаний и умений учащихся в области предпринимательской деятельности;

     – способствовать формированию знаний учащихся о разработке идей школьной бизнес-компании, их месте и значении в предпринимательской деятельности;

развивающие:
     – способствовать развитию креативного, логического мышления учащихся, развитию пространственного представления, умению выделять главное;

     – совершенствовать коммуникативные навыки и опыт сотрудничества в группе, коллективе через совместную деятельность;

воспитывающие:     
     – способствовать воспитанию экономической культуры как составной части общей культуры;

     – пробудить учащихся к деловой активности.

Оборудование: компьютер, экран, презентация к занятию, раздаточный материал (бумага А4 и А2 формата, маркеры, цветные карандаши, картинки предполагаемой продукции школьных компаний, воздушные шары).

 

Ход занятия

1 Вступительное слово (2 мин)

Учитель: В этом году мы с вами начали изучать новый предмет –обществоведение. Новый предмет, новые знания. Для чего они вам нужны? Вы стоите на пороге выбора будущей профессии и выбора дальнейшего учреждения образования. Многие думают, что обществоведение пригодится только тем, кто будет получать профессию юриста. Поэтому я попросила одного из вас подготовить информацию о том, при поступлении на какие специальности, необходимо обществоведение. (Анализ сайта «Куда поступать». Выступление учащегося).

«Проанализировав информацию сайта «Куда поступать», я пришла к выводу, что обществоведение необходимо сдавать для поступления не только на специальности правоведение или международное право. Знания по обществоведению смогут пригодиться и для поступления на специальности, связанные с экономикой. Например, в Академии МВД готовят специалистов по экономическому праву и хозяйственному праву, в Гродненском университете имени Я.Купалы и Барановичском университете можно получить специальность юриста в сфере экономики, в Белорусском государственном университете культуры и искусства – культурологии (менеджмент рекламы и общественных связей). Таким образом, я думаю, что знания, полученные на уроках обществоведения, смогут нам пригодиться при выборе будущей профессии».

Предпринимательство стало естественной составной частью белорусской экономики. Изучая основы экономики и бизнеса, вы можете не только разобраться в том, как устроен мир предпринимательства, но и научиться успешно действовать в этом мире.

Успех в области бизнеса зависит от множества факторов. Одним из непременных условий достижения высокой результативности в бизнесе является получение необходимых знаний о формах и методах ведения предпринимательской деятельности.

Эпиграфом к нашему занятию стали слова незнакомого автора:

Заниматься бизнесом – то же самое,
что ехать на велосипеде: либо вы движетесь, либо падаете.

 

2 Мотивация на активную работу (5 мин)

Учитель: Большинство из нас стремится добиться жизненного успеха и благополучия. Люди выбирают разные способы достижения успеха в жизни, например, ждут богатого наследства, надеются на удачу, выигрыш в лотерею. Один из наиболее эффективных путей достижения личного благосостояния – это открытие собственного дела, т.е. занятие предпринимательской деятельностью.

Учащимся предлагается ответить на вопросы:

«Как вы думаете, почему одни имеют успех в бизнесе, а другие нет? Какими качествами должен обладать предприниматель?»

Учащиеся в группах обсуждают и называют качества, пишут на листах и вывешивают на доске в виде кластера, рядом с фигурой предпринимателя. Примерные ответы:

1) способность придумывать или находить новые идеи;
2) трудолюбие;
3) коммуникабельность или общительность;
4) решительность, способность идти на риск;
5) изобретательность;
6) одержимость, полная увлеченность своим делом;
7) целеустремленность;
8) постоянное стремление к реальным делам.

Надеюсь, что все эти качества вы проявите в полной мере на сегодняшнем занятии. Без веры в успех и готовности ради достижения своей цели все поставить на карту и идти до конца нечего и думать о создании своего дела. Успеха добиваются те, кто одержим идеей, уверен в себе. Предпринимательство не для подозрительных людей, не для тех, кто ленив и замкнут.

 

3 Информационный блок. Выступление команды бизнес-аналитиков (3 мин)

Предпринимательство – одна из важнейших составляющих современной экономики. За последние десять лет в Беларуси появились тысячи предпринимателей и собственников.

Основную часть белорусского предпринимательства составляет малый и средний бизнес. Какое внимание уделяется в Республике Беларусь развитию малого бизнеса? (Выступление учащегося о развитии малого и среднего бизнеса в Беларуси. Приложение 1)

Также я просила вас проанализировать состояние малого предпринимательства в Кореличском районе. Какие предприятия малого и среднего бизнеса созданы в нашем поселке и районе? (Анализ информации сайта Кореличского райисполкома, выступление учащегося)

«На начало нынешнего года в районе зарегистрировано 280 индивидуальных предпринимателей, 61 малое предприятие. Из них 31 предприятие работает в сфере розничной торговли, 10 – по производству промышленной продукции, 5 – в строительстве, 7 предприятий транспорта и связи, 6 предприятий оказывающих услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств».

В современном обществе развитие молодежного предпринимательства как социального и экономического явления очень важно, поскольку именно молодые люди в большей степени склонны к инновационной деятельности, построению бизнесов с малобюджетных стартов и имеют большой запас энергии и времени на долгосрочное развитие своих бизнесов. Очень популярным становится в последнее время создание Start-up. Что это такое и почему стартапы популярны в молодежной среде? (Выступление учащегося. Приложение 2).

 

4 Упражнение «Работа в команде» (5 мин)

Как сегодня уже было сказано, одним из основных критериев успешной стартап-компании является умение работать в команде. Вам пришлось поработать над проектами дома в команде, будет командная работа и на занятии. А вот умеете ли вы работать совместно, сможете ли согласовать свои действия, сейчас мы и проверим.

Группы распределяются равномерно по всей комнате так, чтобы каждая не мешала соседней, и берутся за руки. Каждая команда получает воздушный шар. Задача участников – удерживать шар в воздухе, помогая себе только плечами и локтями. Команды получают минуту на тренировку. После тренировки начинается сама игра. Ведущий называет часть тела, при помощи которой участники должны удерживать шар (голова, локти, плечи, грудь и т.д.). Между командами ведущего участники тоже должны удерживать шарик. Звучит последняя команда: «А теперь удержите шар, не используя при этом никакие части тела!» Это можно сделать, только дуя на шар. Но догадаются ли игроки? Если нет, то шар у всех наверняка упадет и игра сама собой завершится.

 

5 Маркетинговое исследование (2 мин)

Каждый школьник мечтает зарабатывать собственные карманные деньги, чтобы не зависеть от родителей. Одним из вариантов зарабатывания денег может стать школьная бизнес-компания. Но прежде чем начать бизнес, необходимо провести маркетинговое исследование спроса покупателей и рынка продукции. Наши ребята, как начинающие маркетологи, провели социальный опрос, с результатами которого сейчас вас ознакомят (Приложение 3).

Выступления учащихся:

«Нами было проведено маркетинговое исследование, в результате которого мы определили продукцию для школьной компании. Мы выяснили, что школьники предпочитают приобретать канцелярские товары для школы, сладости, сувениры. При этом среди учащихся 8–10 лет преобладают сладости, среди учащихся 11–13 лет – сувениры, а учащиеся 14–16 лет предпочитают приобрести канцтовары.

Преимущественно они покупают продукцию по цене от 50 копеек до 5 рублей в районе дома. Готовы приобретать продукцию в школе 75 % опрошенных. При этом основным критерием покупок является то, что можно изготовить продукцию на заказ. Таким образом, потенциальными потребителями продукции школьной компании будут являться учащиеся нашей школы и жители микрорайона в возрасте от десяти до шестнадцати лет с доходом не менее 50 копеек в день, готовые тратить на покупку канцтоваров, сувениров и сладостей около 5 рублей в месяц».

 

6 Защита бизнес-проектов (Startup) (до 10 мин)

Для создания стартапа необходима идея. Для внедрения бизнес-идеи в жизнь составляется бизнес-план. Вам было предложено создать в группах заранее бизнес-проекты будущих школьных компаний, по определенным критериям.

Оценка идей для школьной бизнес-компании:

     1 Кто? На какую аудиторию рассчитан наш товар (услуга)? Главное – определить, кто будет главным клиентом, чего он хочет, какие интересы преследует. Если знать своего потребителя и его желания, то вероятность предложить качественную и нужную услугу намного выше.

     2 Что? Нужен ли рынку новый товар или услуга, которые мы хотим предложить? Этот вопрос требует анализа еще на этапе разработки. Лучший способ проверки – закинуть «пробную удочку». Можно подать объявление в интернете (газете) и подсчитать, сколько будет звонков за месяц. Если спрос на услугу есть, то можно работать в этом направлении.

     3 Когда? и Где? Вопросы вполне решенные для нашей школьной бизнес-компании.

     4 Как? В чем преимущества нашей бизнес-идеи? Важно не просто придумать хорошую идею, но и сделать ее лучше, чем у конкурентов. На данном этапе проводится анализ, что нового принесет идея, чем она отличается от уже существующих, какие преимущества будут перед конкурентами и так далее.

     5 Почему? Есть ли потенциал у нашей бизнес-идеи? Хорошая бизнес-идея та, которую можно развивать почти бесконечно. При этом стратегия должна разрабатываться наперед.

     6 Сколько потребуется денег для реализации нашей бизнес-идеи? Финансовая часть бизнеса – одна из основных. Вы должны понимать, сколько необходимо денег, где они будут браться, будет ли возможность своевременного возврата средств (при оформлении кредита).

Выступление представителей групп (каждая до 3 минут)

 

7 Работа в группах. Мозговой штурм «Реклама компании» (10–15 мин)

Бизнес-проекты оказались интересными. Но чтобы найти потенциальных покупателей и рынки сбыта продукции, необходимо придумать название компании или логотип, девиз или рекламный слоган, который будет отражать ее деятельность, то, чем она отличается от любой другой компании.

«Как вы яхту назовете, так она и поплывет»

Требования к названию:

– короткое
– звучное
– информативное
– запоминающееся
– отражающее род деятельности компании.

Требования к логотипу:

– простота;
– индивидуальность;
– привлекательный внешний вид.

Требования к девизу:

– лаконичность
– читабельность
– ясность
– должен отражать направление деятельности фирмы.

Защита названия и девиза (до трех минут).

 

8 Рефлексия. Упражнение «Чемодан» (5 мин).

В заключение сегодняшнего занятия я предлагаю вам оценить, какие качества помогали в сегодняшней работе, а какие мешали.

Инструкция: Наша работа подходит к концу. Мы расстаемся. Однако перед тем как разойтись, соберем «чемодан». Мы работали вместе, поэтому и «чемодан» собирать будем вместе. Содержимое «чемодана» будет особым, туда мы положим то, что помогало сегодня нам в эффективной работе команды, и то, что мешало ей. Собирая «чемодан», мы будем придерживаться следующих правил:

      1 В «чемодан» надо положить одинаковое количество помогающих и мешающих качеств.

     2 Каждое качество будет укладываться в «чемодан» только с согласия всей группы.

     3 Положить в «чемодан» можно только те качества, которые проявились в ходе работы группы.

     4 Положить в «чемодан» можно только те качества, которые поддаются коррекции.

– Я думаю, каждый из вас оценил свои способности, попробовал себя в роли бизнесмена, а также определил свои возможности и желание работать в данном профессиональном направлении. И, делая настоящий профессиональный выбор вашего личного жизненного пути, вы вспомните об этом опыте и примете правильное решение.

– Всем спасибо за участие в работе. И удачи на профессиональном пути! 

 

Приложение 1 PDF

Приложение 2 PDF

Приложение 3 PDF

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий