С 8 по 13 фераля в гимназии № 1 Ивья прошла тематическая неделя профориентации обучающихся под девизом «Будущий день не любит, когда его поджидают сложа руки. Его нужно делать самим», в рамках которой был проведён ряд мероприятий с целью обучения учащихся основам выбора профессии; развития у ребят профессиональных интересов, склонностей и качеств, важных для профессионального самоопределения; знакомства со способами профессиональной подготовки в учебных заведениях Республики Беларусь; информирования будущих выпускников о подготовительных курсах, приёме в учебные заведения, днях открытых дверей.
Неделя началась с обновления стенда «Уголок профориентации», а также оформления выставки рекламной продукции учебных заведений Беларуси и книжной выставки «Кем быть?». Вся наглядная информация была интересной и востребованной для учащихся разных возрастных групп. Большое внимание при проведении тематической недели отводилось выпуску печатной продукции для будущих выпускников. Выпуск информационных листков под рубрикой «О профессиях разных, нужных и важных» помог раскрыть перед учащимися особенности, преимущества и недостатки профессий «лингвист», «переводчик», «экономист», «социолог», «программист», «врач», «священнослужитель», «дизайнер», «архитектор», позволил выделить профессионально важные качества, которыми должен обладать специалист каждой области.
Среди подростков были распространены буклеты «Шаг в профессию», в которых ребятам рассказывается о том, что представляет собой сознательный профессиональный выбор, соблюдение каких правил способствует выбору профессии по душе, а также какие типичные ошибки чаще всего совершаются при профессиональном самоопределении. «Топ+ Профлайфхак» «Самые необычные и интересные профессии мира» был направлен на расширение кругозора детей и подростков, знакомство с теми видами профессиональной деятельности, о которых пока мало известно.
Во всех классах прошли единые информационные часы «Беларусь – страна твоего будущего. Новые профессии в Республике Беларусь», на которых учащиеся в доступной для их возраста форме узнали о тонкостях профессионального выбора, информационных источниках и сайтах, посвящённых профессиональному самоопределению, обстановке на рынке труда и т.д.
С целью профинформирования подрастающего поколения были проведены различные классные мероприятия. В течение недели прошёл второй этап общегимназической акции «Письмо самому себе», направленной на самопознание и саморефлексию, умение ставить цели и достигать их. Старт акции был положен в рамках тематической профориентационной недели в 2019/2020 учебном году.
Для учащихся 1–4 классов прошёл конкурс стихотворений «Огромный мир профессий». Дети с удовольствием выбирали стихотворения о профессии или роде деятельности, учили, выразительно читали, слушали своих сверстников, многому учились друг у друга. Все чтецы выступили достойно и получили сладкие призы.
В рамках недели для учащихся 9–11 классов прошли встречи со студентами ВУЗов – бывшими выпускниками гимназии. Своим опытом выбора профессии, поступления и дальнейшего обучения со старшеклассниками поделились: Ксения Салей, студентка факультета истории, коммуникации и туризма ГрГУ имени Янки Купалы, выпускница 2020 года; Ольга Тулько, студентка медико-диагностического факультета ГрГМУ, выпускница 2020 года; Роман Ярмош, студент военно-технического факультета БНТУ, выпускник 2019 года; Антоний Седеневский, студент факультета информационных технологий и управления БГУИР, выпускник 2020 года; Полина Богатко, студентка Института бизнеса БГУ, выпускница 2020 года; Александр Клемято, студент факультета компьютерного проектирования БГУИР, выпускник 2020 года; Михаил Михновский, студент машиностроительного факультета БНТУ, выпускник 2020 года; Роман Стаселович, студент электротехнического факультета БелГУТа, выпускник 2020 года.
Таким образом, ребята из первых уст получили много полезной информации о разных учреждениях образования и профессиях. После информационной части для желающих было организовано онлайн-тестирование «Профперспектива», позволившее подросткам оценить их предпочтения и выбрать соответствующую им сферу профессиональной деятельности.
Консультационная работа педагога-психолога и учителей-предметников на протяжении недели была направлена на оказание участникам образовательного процесса помощи по волнующим вопросам профориентации, выбора профессии; проведение индивидуальных и групповых профконсультаций по результатам диагностики склонностей и личностных качеств; информирование о профессиях, об условиях приёма в учебные заведения, конкурсах, потребностях рынка труда и др. В рамках проекта «Родительский университет» на сайте гимназии были размещены советы и рекомендации педагога-психолога о помощи родителей в профессиональном определении несовершеннолетних. Также с целью широкого информирования родительской общественности, взаимодействия с законными представителями несовершеннолетних в вопросах профориентации учащихся гимназии, информация и фотоотчёт о проведении тематической профориентационной недели размещалась на сайте учреждения образования.
В целом неделя профориентации прошла успешно и принесла положительные результаты, помогла многим обучающимся найти ответы на интересующие их вопросы по профессиональному самоопределению, узнать новое о мире профессий, о популярных на сегодняшний день видах труда, о сложностях, которые таят в себе многие профессии, и о положительных сторонах многих видов профессиональной деятельности.
Марина СТАСЕЛОВИЧ,
педагог-психолог гимназии № 1 Ивья