- Праекты

Юные экоактивисты из Жлобина в проекте “Зеленые школы”

 

Людмила ЧЕРНОГАЕВА,
заведующий
ГУО “Ясли-сад № 15 г. Жлобина”,
Гомельская область

 

 

Деятельность педагогического коллектива яслей-сада № 15 Жлобина в 2020 году получила высокую оценку Министерства образования Республики Беларусь и Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды. За работу по экологическому воспитанию в рамках образовательного проекта «Зеленые школы» он награжден дипломом степени с присвоением учреждению статуса «Зеленая школа».

Таков результат нашей работы, а вначале мы поставили перед собой цель – формирование экологической культуры, создание условий для реализации познавательных, исследовательских и творческих способностей детей, воспитание бережного отношения к окружающему животному и растительному миру.

К реализации проекта привлекли группы детей 5–7 лет, воспитателей Людмилу Васькову и Екатерину Максименко. Мы создали инициативную группу из числа педагогов и родителей, ознакомились с предложенными заданиями по направлениям проекта «Зеленые школы» и составили свой план работы. При подготовке и проведении мероприятий руководствовались учебно-методическим пособием Е.И.Смолер «Образовательный проект «Зеленые школы» в учреждениях дошкольного образования».

Были созданы места для исследований и сезонных наблюдений, тематические площадки и веранды, на которых изображены карты «Красной книги Беларуси», информационный уголок по «Зелёной школе», домик и клумба для бабочек и для насекомых, экологическая тропа, огород лекарственных и овощных культур, клубы, альпийские горки и многое другое.

Педагогическим коллективом были приобретены интерактивные плакаты «Птушкі Беларусі» и магнитные плакаты «Природные сообщества», изготовлены лэпбуки по теме «Прырода малой Радзімы», дидактические игры на разнообразные экологические темы, коврограф «Зеленая школа», создана картотека гербария двух видов (с засушенными цветами и с QRкодом). В раздевалке группы изготовлено дидактическое дерево, на котором дети размещали картинки птиц, которых изучали или наблюдали на территории. Разнообразие созданных условий помогало организовать места для проведения занятий, развлечений и праздников, а соответственно, качественно обеспечить процесс экологического воспитания.

В выполнение заданий по предлагаемым темам вовлекли всех участников проекта, информировали родителей на общих собраниях о реализуемых в учреждении мероприятиях в рамках проекта «Зелёные школы». Всю деятельность комплексно вели как через специально организованную, так и нерегламентированную деятельность. Использовали разные формы работы по экологическому воспитанию: чтение сказок, дидактические игры «Соотнеси картинку растения с образцом гербария», «Назови, кто в домике живет?», игры по формированию эмоционально-ценностного отношения к природе «Жители красной книги», игры направленные на приобщение воспитанников к экологически ориентированной деятельности «Раздели мусор» и другие.

 

Большое внимание мы уделяли проведению праздников и развлечений. Воспитанникам старшей группы запомнился праздник «Миссия – спасение планеты», занятие «Маленькие исследователи». На мероприятиях дети решали различные проблемные ситуации, вспоминали правила поведения в лесу, читали стихи и исполняли песни о природе, инсценировали произведения. При составлении конспектов педагоги всегда учитывали интересы современных детей. В гости к ребятам приходили герои из мультфильмов «Щенячий патруль», «Фиксики», «Босс-молокосос» и другие.

Мы закрепляли знания о сезонных явлениях и правилах поведения в лесу, воспитывали чувство ответственности за свои действия на экскурсиях к озеру, через наблюдения, опыты, трудовые поручения. На территории воспитанниками были посеяны подсолнухи, овёс, кукуруза, пшеница. Каждый день ребята наблюдали за ростом культур, отмечали изменения в своих дневниках и ухаживали за растениями.

Любимой формой работы стали акции. С целью сохранения окружающей среды и содержания дома в чистоте и порядке, а также для привлечения внимания детей и родителей к повторному использованию ненужных вещей, родилась идея проведения акции «Вторая жизнь вещей». В результате её на территории появились арт-объекты.

Традиционной стала акция «Укрась территорию цветами». В ходе её реализации мы разнообразили участки многолетними и однолетними растениями. Семьи воспитанников присоединились и стали участниками мероприятий «Сделай город чище» (уборка мусора в лесу), «Зимние учеты птиц» – национальная акция, «Помоги птицам» (изготовление кормушек), «Спаси деревья», «Добрые дела для малой родины» (сбор макулатуры), и другие.

С большим удовольствием мы проводили акции «Экологический патруль» среди своих сверстников, учеников близлежащей средней школы, родителей и жителей микрорайона. Они проходили в форме опроса, отгадывания загадок, решения проблемных ситуаций на экологическую тему.

На протяжении всего периода действовала практическая лаборатория «Маленькие исследователи». Дети постоянно выступали в группах перед другими воспитанниками, снимали челленджи и распространяли их через группы в мессенджерах, подключали людей к участию.

Неоднократно участники «Экологического патруля» и «лаборатории» выступали на родительских собраниях на тему «Экологическая мозаика”. Рассказывали о своих достижениях, о результатах проведенных опытов и экспериментов (загрязнение воздуха вблизи дороги и в лесу) и т.д.

Много внимания мы уделяли привлечению родителей воспитанников к конкурсам «Экологический форум» (осенние букеты, оформление экосумок), «Посмотрите, что мы вырастили» (наблюдения за ростом растений в разных условиях, ведение календаря) и другие.

Информация о проведенных мероприятия представлена в учреждении и для родителей в виде выставок рисунков «И зашумит зеленый бор», «Восень бывае розная…», презентаций «Посмотрите, что мы вырастили», фотоотчетов и на сайте.

Коллектив учреждения постоянно искал новые формы, заинтересовывал и привлекал к работе воспитанников, родителей и педагогов. Чтобы определить результативность проведенной работы, мы провели анкетирование. Портрет успешного воспитанника в области экологического образования выглядит следующим образом.

Наш воспитанник обладает основами экологического мышления, т. е. умеет правильно анализировать и устанавливать причинно-следственные связи экологических проблем местности и прогнозировать экологические последствия человеческой деятельности по отношению к природе. Он использует теоретические знания в природоохранной работе, направленной на улучшение экологической ситуации в данной местности. Он понимает личную ответственность за жизнь будущих поколений и учитывает это при принятии решений связанных с воздействием на окружающую действительность, способен анализировать и оценивать экологические последствия собственной деятельности и деятельности человека вообще по отношению к природе. Дошкольник умеет применять экологические знания в повседневных жизненных ситуациях и понимает взаимосвязь компонентов окружающей среды, взаимосвязь экономического, социального, экологического характера современных проблем окружающей среды, проявляет личностное отношение к ценностям экологического характера, моральную ответственность за последствия своих действий в окружающей среде, а также умеет самостоятельно регулировать собственное экологическое поведение. Юный экоактивист участвует в выполнении экологических проектов, направленных на улучшение окружающей среды и в мероприятиях, направленных на повышение уровня знаний окружающих по вопросам экологической безопасности.

Любое наше мероприятие проходило в тесном сотрудничестве с родителями, районным центром краеведения и инспекцией охраны природы и ресурсов. Вместе мы определяли мероприятия, обменивались опытом. Созданные условия помогли решить задачи эстетического, интеллектуального, нравственного и физического воспитания детей, а также организовать образовательный процесс на основе модели формирования экологических компетенций. Территория учреждения дошкольного образования приобрела индивидуальный облик, единое образовательное пространство. Реализуя проект «Зеленые школы», мы получили удовольствие от проведенных мероприятий и полученных знаний. Сегодня продолжаем работу по формированию высокой экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

 

Поделиться ссылкой:

+1

Добавить комментарий