Валентина ВАЛЮКЕВИЧ,
учитель-дефектолог
ГУО “УПК Начские ясли-сад – средняя школа»
Вороновского района,
Гродненская область
mail: valyukevich.valya@mail.ru
Работаю учителем-дефектологом больше десяти лет. В процессе работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью столкнулась с проблемой применения изученных правил при письме под диктовку, а также с трудностями распознания орфограмм на уроках русского языка. Богатый опыт обучения орфографии накоплен в начальной школе, творчески работающие учителя внедряют современные образовательные технологии и добиваются прочного освоения учащимися программного материала по своему предмету. Имея потребность в практических разработках по данной теме, занялась созданием дидактического пособия, которое включает занимательные дидактические игры и игровые приемы, которые взяты из практики работы учителей начальных классов.
Пособие состоит из тем, соответствующих учебной программе по русскому языку для VI–VIII классов первого отделения вспомогательной школы с белорусским языком обучения для детей с интеллектуальной недостаточностью с привлечением дидактических игр и игр занимательного характера – кроссвордов, шарад, ребусов, загадок, орфографических сказок, схем, таблиц. Для повышения интереса к изучаемому материалу на помощь приходят сказочные герои Знайка и Незнайка, которые сопровождают ребят на протяжении изучения всей темы: интересуются, спорят, доказывают друг другу свою точку зрения при объяснении нового материала, помогают выполнять задания и упражнения при закреплении изученного материала.
Одним из условий формирования правописания является усвоение правила, поэтому при изучении каждой темы использую моделирование орфографических понятий и действий, применяя такие формы наглядности, которые позволили бы ученику “материализовать” орфографическое понятие, например, опорные схемы. Они должны быть компактными, читаемыми “на бегу”, понятными каждому ребёнку.
Повышает интерес к учебному материалу и является одним из основных учебных средств, с помощью которых возможно пробуждение познавательной активности и более полное понимание содержания текстов учебника – работа с таблицами. Различные условные обозначения: стрелки, подчеркивания, цветовое разграничение, рисунки – всё это требует определённой мыслительной деятельности.
Вызывают интерес у детей орфографические сказки, представленные в дидактическом пособии по каждой теме, они помогают учить детей не только видеть орфограммы, определять их тип, но и выполнять орфографические действия. Как известно, многие сложные вещи запоминаются достаточно легко (иногда на всю жизнь), если они представлены в увлекательной форме. Подача материала в форме сказки вполне соответствует особенностям учащихся с интеллектуальной недостаточностью, способствует проявлению интереса к предмету, развитию связной речи, имеют воспитательный потенциал.
Сказка о звонких и глухих согласных
Жили-были парные звонкие и глухие согласные. Жили дружно, но однажды при составлении слов звонкие согласные оказались в конце слов. И началась между ними ссора, потому что звонкие согласные потеряли свою звонкость и стали слышаться как глухие.
Эту ссору услышали гласные, они пришли на помощь, помирили парные согласные. Стоило гласным встать около согласных, как согласные стали слышаться чётко и никто не стал сомневаться в их написании.
Помните, дети! Чтобы правильно написать парные звонкие и глухие согласные на конце слов, надо позвать на помощь гласные.
Рифмованные упражнения использую при изучении всех тем по обучению правописанию, так как они развивают внимание, логическое мышление, память и способствуют снятию усталости, вместе с другими дидактическими материалами занимают полноправное место на уроках русского языка.
С ПРИ – приставкой присесть,
с ПО – приставкой подняться,
с ПОД – подпрыгнуть, подмигнуть,
с ПО – приставкой посмеяться,
с ВЫ – вытягиваем руки,
с О – опустим их опять,
вот и всё настало время
с ПО – зарядку повторять,
с ЗА – зарядку завершать
Точный, скучный и мучной,
Мощный, хищный и речной,
Кочки, бочки, точки. Дочки и сыночки.
Есть в словах ЧК, ЧН и встречается ЩН.
Знаем точно: в тех словах мы не пишем Ь.
Для облегчения процесса усвоения и применения знаний и умений ведётся поэтапная работа с алгоритмами-памятками, благодаря которым дети приобретают навыки последовательного выполнения практических и умственных действий, необходимых для решения определенных учебных заданий. Памятки значительно помогают учащимся развивать навыки самоконтроля.
Как проверить безударную гласную в корне слова
1 Поставь в слове ударение.
2 Выдели корень.
3 Подчеркни гласную, которую нужно проверить.
4 Проверь гласную изменением слова.
Образец: леса – лес, дома – дом.
Помни: В проверяемом и проверочном словах пишется одна и та же буква.
Для выработки у детей умения выделять в тексте слова на изучаемое правило подбираю разнообразные упражнения, чтобы они не наскучили детям, и интерес к ним возрастал.
Это письмо к тебе от Пёсика. Найди ошибки и исправь красным цветом.
«Дорогой друг, здравствуй! Пишэт тебе Пёс. Как ты жывешь? Я жыву весело, много гуляю и не люблю делать уроки. Зато чясто бываю в зоопарке, в кино, на речке. Вот все новости. Напишы и ты мне письмо. Пока. Пёс»
Найди в записи имена собственные и выпиши их через запятую. Подчеркни орфограмму.
РЕКИСОЖНЯБЛОКОЛЯГУШКИЛИДА
ТИХИЙОКЕАНТОНЯКОВАЛЁШАРИК
Напиши имя отчество ребенка.
Олиного папу зовут Юра –
Витиного папу зовут Игорь –
Папу Светы зовут Семен Петрович –
Наташиного папу зовут Пётр –
Папу Лены зовут Василий Иванович –
У Зои папа Коля –
Также оживляют уроки кроссворды, их использую при изучении непроизносимых согласных, удвоенных согласных, парных согласных в середине слова, правописании сочетаний букв и т. д. Прежде чем вписать слово в кроссворд, детям необходимо не только отгадать это слово, но и предварительно подобрать к нему проверочное, в некоторых кроссвордах надо подобрать синонимы, в других – антонимы, но при этом детям надо вспомнить правописание, выполняя подобные задания, обучающиеся применяют правила проверки и правописания слов с данной орфограммой, закрепляя уже приобретенные навыки не обычным способом, а в процессе игры.
Для снятия эмоционального напряжения на уроке, развития внимания, воображения, логического мышления, использую ребусы.
В качестве дидактического материала также использую пословицы, поговорки, включаю их в упражнения.
Пословицы и поговорки
1 В зимний холод всякий молод.
2 Кошке игрушки, да мышке слёзки.
3 Каков рыбак, такова и рыбка.
4 Кому пироги да пышки, а кому синяки и шишки.
5 Нос вытащил – хвост увяз, хвост вытащил – нос увяз.
6 Береги нос в сильный мороз.
Немаловажное значение для выработки орфографической зоркости придаю игровым моментам, время для игр отвожу не на определенном этапе урока, а в зависимости от степени усталости детей или отсутствия интереса. В ходе игры дети незаметно для себя выполняют упражнения, где им необходимо сравнивать свою работу с образцом учителя, в процессе игры незаметно для себя учащиеся приобретают новые знания, повторяют пройденный материал.
Собери из букв слова
Эффективным видом работы на уроке считаю самостоятельную работу, так как только самостоятельное выполнение заданий дает учителю повседневную информацию о фактических умениях и знаниях детей. Закрепление изученного и проверку знаний организую при помощи заданий с выборочным ответом – теста, который составлен на доступном и знакомом материале.
Выбери правильный ответ
1 Разделительный ъ пишется
а) после согласного перед буквами е, ё, ю, я, и,
б) после приставок, которые оканчиваются на согласный, перед буквами е, ё, я.
2 Разделительный ъ показывает, что
а) согласный звук, после которого он стоит, произносится твердо,
б) согласный звук и следующий за ним гласный произносятся раздельно.
3 Подчеркни слова с разделительным ь знаком.
Коньки, воробьи, соловьи, друзья, счастье, мальчик, полька.
4 Распредели слова в три столбика:
а) с разделительным твёрдым знаком,
б) с разделительным мягким знаком,
в) с ь – показателем мягкости.
Об…яление, вороб…и, ден…ки, коп…ё, с…зд, олен…
5 В каком слове пропущен разделительный мягкий знак?
а) Нел…зя, б) сем…я, в) доч…ка, г) ден…ки.
6 В каком слове пропущен разделительный твёрдый знак?
а) солов…и; б) с…езд; в) по…явление; г) под…ёмник.
7 Укажи слово с правильным переносом:
а) вь – юга, б)крыль – я, в) маль – чик, г) воро – бьи.
8 Выбери слова, в написании которого допущена ошибка:
а) друзья, б) стуля, в) очки, г) солови.
Использование данного комплекса позволяет расширить возможности формирования орфографического навыка и обеспечивает большую эффективность работы у детей с интеллектуальной недостаточностью, систематизированные задания и упражнения дают дополнительные возможности в работе по коррекции и развитии распределения внимания, зрительной памяти, наглядно-образного мышления, также повышают познавательную активность.
Урок русского языка в 7-м классе (8-й год обучения) интегрированного обучения и воспитания 1-го отделения вспомогательной школы
Тема: Правописание безударных гласных в корне слова
Задачи:
– формировать умение находить проверочное слово путём изменения формы слова и подбора однокоренных слов;
– совершенствовать алгоритм правописания слов с безударными гласными;
– развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление, орфографическую зоркость;
– формировать положительную мотивацию обучения, положительные качества личности.
Регулятивные умения:
– применять правила проверки безударных гласных в корне слова;
– соотносить учебные действия с изученным правилом;
– выполнять учебное задание в соответствии с алгоритмом.
Оборудование: презентация, алгоритм, предложение «Выходи играть с мечом», обучающая программа по русскому языку.
Ход урока
I Организационный момент
Сегодня на уроке мы будем изучать слова, которым нужна помощь и помогать им будем мы. Как мы это будем делать, узнаем позже.
Постановка целей и задач к уроку
Я хочу рассказать одну историю про двух друзей, Сергея и Колю. Ребята решили поиграть во дворе вечером в мяч, и Коля написал Сергею записку: «Приходи играть с мечом». Сергей принёс меч, а ребята очень расстроились. Где допустил Сергей ошибку и какого правила он не знал? Чтобы не случалось таких историй, надо знать, как пишется безударная гласная в корне слова. Это и будет тема сегодняшнего урока.
II Актуализация знаний
Выделить корень в словах, поставить ударение (работа у доски):
лес, лесной, лесник, перелесок.
– Сегодня на уроке мы будем постоянно обращаться к корню слова, а именно тренироваться правильно писать слова с безударными гласными в корне слова.
– А какие гласные называются безударными?
– И ударные гласные – это …
Хорошо живётся ударной гласной: все её отчётливо слышат и правильно пишут. А как же быть безударной бедняжке? Помогите ей.
– Как мы можем помочь безударной гласной?
И тогда она в благодарность так отчётливо зазвучит, что правильно написать её не составит никакого труда.
Безударных гласных пять
Тех, что надо проверять
Вы запомните, друзья,
Буквы А, О, Е, И, Я!
III Основная часть. Закрепление изученного материала
– Вспомните, как проверить написание безударной гласной в корне слова? (Чтение правила).
– Сейчас мы будем помогать словам.
Игра «Буквы спорят»
Работа с интерактивной презентацией «Развитие орфографической зоркости». Вставляем пропущенные буквы и записываем в тетрадь слова.
– Буквы в этих словах заспорили. Какая буква победила в споре?
– Чтобы проверить правильность ваших ответов и окончательно разрешить спор между буквами, воспользуемся алгоритмом.
Выставляется алгоритм (порядок) работы над орфограммой, по которому будем работать, по ответам детей, а потом в том порядке, в котором нужно.
а) Читаю слово.
б) Ставлю ударение.
в) Выделяю корень.
г) Подбираю проверочные слова.
д) Пишу гласную.
Физкультминутка
Самостоятельная работа
Работа в учебнике. Упр. 75, с. 51
– Читаем текст упражнения.
– О каком растении идёт речь?
Словарная работа
Перекати-поле – степное растение в виде шаровидного кустика, при созревании семян отрывающееся от корня и переносимое ветром на большие расстояния.
Вставляем в слова буквы, проверяя их написание с помощью однокоренных слов.
IV Обобщение и систематизация изученного материала
– Как мы проверяем безударную гласную в корне слова?
– Давайте взглянем на слайды презентации и прочитаем стихотворение:
Безударный гласный звук
Причиняет много мук
Как писать гора, трава,
И слова моря, дела?
Чтобы не было сомненья
Ставим звук под ударенье:
Горе, травы, море, дело
Мы теперь напишем смело!
V Домашнее задание
– Читаем, что нужно сделать в домашнем упражнении.
– Составим устно предложения, а дома запишете два предложения в тетрадь.
Составь из слов предложения, запиши их, вставляя в слова буквы безударных гласных.
Однажды, бабушка, вернулась, леса, б…льшой, из, с, корзинкой.
В, кр…снели, корзине, рыжики.
VI Оценка деятельности
VII Подведение итогов. Рефлексия
– Какая была тема сегодняшнего урока?
– Справились ли мы с задачами сегодняшнего урока?
– Вспоминайте, кому мы обещали помогать?
– Хорошо ли это, помогать, выручать, приходить на помощь?