Лариса ФИРСОВА,
воспитатель дошкольного образования
специальной группы для детей с тяжёлыми нарушениями речи
ГУО «Ясли-сад № 7 г. Мозыря»,
Гомельская область
lar617@yandex.ru
Во всём мире растёт число детей с речевыми нарушениями, с расстройствами школьных навыков (дислексией, дисграфией). Целесообразнее и значительно легче предупреждать эти нарушения педагогам ещё в дошкольном возрасте. К мерам ранней профилактики дислексии и дисграфии относится целенаправленное развитие у детей познавательных процессов, в том числе всех компонентов речи, фонематического восприятия, коррекция нарушений слоговой структуры, формирование графомоторных навыков (развитие крупной и мелкой моторики, пространственных представлений и их речевого обозначения, зрительного восприятия, знакомство с тетрадью; рисование в ней различных линий, узоров, предметов и букв по клеткам). Очевидно, что для развития детей дошкольного возраста очень важны продуктивные виды деятельности (конструирование, лепка, рисование, аппликация).
С воспитанниками, у которых есть признаки дислексии, начинать обучение чтению сто́ит с опережением, ещё в дошкольном возрасте, но не ранее пяти лет. Уже в возрасте 3–4 лет необходимо проверить у ребёнка возможность слуховой дифференциации звуков речи. Если она затруднена, то важно приступить к её развитию.
Эту работу нужно завершить к началу обучения грамоте. Именно в возрасте 3–4 лет у детей появляется интерес к звукам. В этот период и нужно начинать подготавливать ребёнка к звуковому анализу слова. Особенно важна эта работа с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи. Полезными будут игры «Подскажи словечко», «Договори звук», «Добавь слог, скажи слово», «Подбери слова, похожие по звучанию», «Исправь неправильное слово», «Слово развалилось», «Определи первый (последний) звук в слове» и другие.
В своей профессиональной деятельности часто использую авторские стихи, в том числе и те, которые помогают в подготовке детей к обучению грамоте. Предлагаю авторский речевой материал на дифференциацию согласных звуков по звонкости-глухости. Педагог читает детям стихи, а затем предлагает найти в них похожие по звучанию слова. Второй вариант: взрослый недоговаривает одно слово в конце каждой второй строчки, а дети произносят его.
В – Ф
Раз, два, три, четыре, пять. Буду флаг я рисовать: Звёзды, факел, синий фон. Кто не верит – выйди … (вон). |
Говорит считалку Феня – Догоняет Феню … (Веня). Говорит считалку Веня – Догоняет Веню … (Феня). |
Третий вариант: педагог предлагает найти слова со звуком [ф] или [в]. Можно провести в виде физкультминутки: если ребёнок услышал звук [ф], ставит руки на пояс.
Б – П Люблю я танцы и балы. Блестят паркетные … (полы). Мяч прыгал звонко, будто пел, А цветом полностью был … (бел). Принёс посылку, забирай И дверь за мною … (запирай). |
Д – Т Дима и Тима построили дачку, Возле забора поставили … (тачку), А на крылечке лежит книжный том. Книга о том, как построить свой … (дом). Как хорошо, когда сделано дело! Пусть отдохнёт, восстановится … (тело). |
Г – К По двору гуляла кошка, Шёл за нею мальчик … (Гошка). Рядом рос огромный куст. Был он весь колюч и … (густ). За кустом стояла горка, А под ней – лимона … (корка). |
З – С На сосне сидела сойка, Под сосной стояла … (Зойка). Бабуля пекла ароматные сайки. Их запах учуяли серые … (зайки). У Зои разболелся зуб, Когда девчонка ела … (суп). |
Ж – Ш В чаще леса добрый гномик жил. Был портным он, всем одежду … (шил). Но, ребята! Ах, какая жалость! Ведь была у гнома с детства … (шалость). Кушал много он, копил жирок. Стал портной уж чересчур … (широк). |
Р – Л Утром в сад пришла Карина, А в саду росла … (калина). Собрала её в лоток, Ну, а несколько – … (в роток), Миску – для сестрёнки Лады. Ягодам девчонки … (рады)! |