Наталья БОЙКО,
руководитель физического воспитания
ГУО «Ясли-сад № 2 г. Свислочь»,
Гродненская область
Слаженное взаимодействие между людьми – залог успешности выполнения групповой задачи. Дошкольный возраст является наиболее значимым для вхождения ребенка в мир социальных отношений, сензитивным периодом развития социальных навыков ребенка. Следовательно, формировать умения взаимодействовать, поддерживать друг друга, договариваться, чтобы совместными усилиями достигать общую цель необходимо начинать именно в этом возрастном периоде.
Педагогам хорошо известно, что дети затрудняются проявлять взаимопомощь, принимать решения, работать в команде в силу своих возрастных особенностей, когда коммуникативные, организаторские и эмпатийные умения находятся только на стадии становления.
В ходе подвижных игр, в которых каждый сам за себя, я неоднократно наблюдала за тем, что некоторые малыши порой попросту боятся быть пойманными, быть менее быстрыми и ловкими, чем другие, очень эмоционально принимают проигрыши. По причине неустойчивости и ранимости детской психики такие игры нередко заканчиваются ссорами между детьми, обидами и слезами, нежеланием продолжать участвовать в игре. Поражения в игре формируют у ребенка низкую самооценку из-за потери веры в свои силы.
Принимая во внимание вышеизложенные факты в поиске эффективного способа решения возникающих подобных педагогических ситуаций, объединяя знания психологии и спорта, у меня возникла идея апробировать в физкультурно-оздоровительной работе с детьми спортивный тимбилдинг.
Тимбилдинг (англ. Team building) – построение команды или командообразование – мероприятия игрового, развлекательного и творческого характера, направленные на улучшение взаимодействия между участниками, повышение сплоченности коллектива на основе осознания общих ценностей и представлений.
Спортивный тимбилдинг – это построение и сплочение команды на основе спортивных игр, которые помогают понять ценность взаимных усилий.
Игры на командообразование могут проводиться в рамках детского тимбилдинга с подключением ведущих, аниматоров, при участии родителей с использованием анимационного, игрового оборудования в соответствии с познавательно-развлекательными программами. Этот формат, на мой взгляд, вполне приемлем для проведения праздничных мероприятий в детском дошкольном учреждении.
С помощью тимбилдинга малыши начинают понимать, что такое командный дух. Тимбилдинг воспитывает у детей эмпатию, так как они учатся понимать и считаться с особенностями друг друга. Ребята начинают общаться, находить компромиссы, принимать чужое мнение, высказывать свое. Благодаря тимбилдингу дети приобретают уверенность в себе и целеустремленность, начинают чувствовать свою собственную значимость.
Основными принципами, которыми я руководствуюсь при использовании спортивного тимбилдинга, являются следующие:
– взаимозависимость всех участников, которая создана на основе единой цели, распределенных функций, общего инвентаря, одного поощрения на всех;
– личная ответственность, как за свои успехи, так и за успехи товарищей;
– равная доля участия каждого;
– рефлексия – обсуждение качества командной работы, эффективности взаимодействия с целью выявления ошибок и неповторения их в будущем.
Первым шагом на пути к реализации выбранного средства по командообразованию стало составление мной картотеки игр к игровому пособию «Чудо-парашют» собственного изготовления (Приложение).
Яркий красочный парашют здорово подходит для объединения детей в команду. Для тихих и застенчивых детей игры с парашютом дают возможность постепенного присоединения к компании. Активные ребята, играя с парашютом, учатся соблюдать правила игры, дожидаться своей очереди, взаимодействовать друг с другом, что позволяет задавать равнозначные позиции: нет первых и нет последних.
Приведу пример одной из них.
«Не урони мяч». Держась за ручки яркого чудо-парашюта и создавая «волны», мальчики и девочки катают по его поверхности мячик, регулируя свои движения таким образом, чтобы не дать мячику упасть за пределы парашюта. Не беда, если мячик упадет на пол. Важно то, что дети бок о бок стараются не дать ему упасть, сообща согласовывают свои действия с партнерами, параллельно общаются, не медля дают советы друг другу.
Наряду с составлением картотеки игр с парашютом мной были подобраны игры разной подвижности и игры-эстафеты, направленные на развитие способности команды организовываться в ситуациях, требующих слаженных совместных действий, способствующие сплочению детского коллектива, формированию командных навыков, воспитанию командного духа (Смотрите презентацию по ссылке https://drive.google.com/file/d/1ngM_cDI80bZFg9Bi9vc53KKAFHOSp0Dn/view?usp=sharing).
Активное использование спортивного тимбилдинга в физкультурно-оздоровительной работе дает мне основание констатировать, что дети становятся более организованными, дружными и внимательными по отношению друг к другу. В таких играх нет успешных или неуспешных участников, оценивается конечный результат. В процессе складывающегося коммуникативного взаимодействия ребята проявляют взаимопомощь, дают советы, сопереживают трудностям и радуются удачам товарищей, что безусловно является наглядным показателем сплоченного коллектива. Возможности одного в соединении с возможностями остальных – это настоящая сила!
Отдельно следует отметить робких и застенчивых игроков, которые в командных играх раскрепощаются, начинают верить в себя, раскрывают свой потенциал. Веселое участие в команде с друзьями, а не в одиночку, позволяет навсегда уйти переживаниям о возможном поражении. Ведь вместе, как известно, не страшно! А проявленная взаимопомощь и взаимовыручка, дружное и согласованное прохождение всех спортивных испытаний обязательно приводит к успешному достижению побед.
Положительный эмоциональный отклик ребят, радость и смех, а также огромный интерес, выражающийся в форме просьб и предложений детей поиграть в командные игры снова, дают мне стимул внедрять спортивный тимбилдинг в дальнейшую физкультурно-оздоровительную работу с малышами.
Примечание. Командные игры, эстафеты на сплочение детского коллектива также могут быть использованы воспитателями, руководителями физического воспитания в учреждениях дошкольного образования с целью реализации воспитательных планов по проведению мероприятий, посвященных Году народного единства (например, спортивный праздник «Когда мы едины, мы непобедимы!», физкультурный досуг «Если с другом вышел в путь», спартакиада «Мы вместе!», «Веселые старты с мамами и папами» и т.п.).
Приложение
Картотека игр к игровому пособию «Чудо-парашют»
-
-
-
- Весёлый мяч
- Утка-гусь
- Раз, два, три – цвет предмета отыщи!
- Угадай, кто спрятался?
- Болото
- Кого позвали?
- Летающие пёрышки
- Непослушный мячик
- Сугроб
- Яблочко по блюдечку
- Перебежки
- Салют
- Будь внимателен
- Воробушки, домой!
- Красный вход, синий выход
- Ветер
- Домик-теремок
- Летает – не летает
- Ветерок для… (имя ребенка)
- Кто под парашютом?
- Займи свое место
- Терем-теремок
- Затейники
- Кого не хватает?
- Спокойной ночи
- Три медведя
- Весна
- Перемена мест
- Мышеловка
- Карусель
- Солнышко и дождик
- Художник
- Цветные птички
- Не урони мяч
- Волшебный сон
- Перемена мест
-
-