В специальном яслях-саду № 30 для детей с нарушением зрения Мозыря реализован проект «С бумагой играй – себя развивай!», в ходе которого воспитанники, путешествуя по Бумажной стране, узнали, как бумага пришла к нам на стол, из чего ее делают, какой бывает, и экспериментально изучили ее свойства.
В игре «Потрогай меня!» дети знакомились с бумагой различных фактур: с картоном, салфетками, офисной бумагой, бархатной, цветной, гофрированной. Соприкасаясь с кусочками такой бумаги, одновременно задействовав тактильные рецепторы, дети получили наиболее полные представления о ее внешних свойствах.
Затем ребята в ходе экспериментальной деятельности изучали свойства бумаги. Так, в игре «Сомни меня», они узнали о том, что, чем тоньше бумага, тем легче она мнется и распрямить ее до первоначального состояния невозможно. В игре «Волшебный веер» ребята сгибали лист гармошкой, проглаживая каждый сгиб, и убедились, что в таком положении бумага держит форму и на основе ее можно делать разные поделки. В игре «Цветочная поляна» дети разрывали бумагу разной плотности и пробовали восстановить разрыв. Тем самым самостоятельно определили, что тонкую бумагу разорвать легче, чем толстую, и чем тоньше бумага, тем лучше она клеится. Экспериментируя с водой в игре «Радужные балерины», ребята пришли к выводу – чем бумага тоньше, тем быстрее она размокает, а если бумага соприкасается с водой частично, то она не тонет и размокает дольше.
Несмотря на то, что бумага является самым узнаваемым и доступным материалом для детей, их надо знакомить с ее свойствами. Тогда ребята легко находят ей применение, лучше выполняют поделки. Детям очень понравилось мастерить и экспериментировать с бумагой. Использование этого универсального материала дает возможность развивать моторику, творческую фантазию, а также обеспечивает социализацию ребенка с нарушением зрения.
Елена ШЕВЧУК,
учитель-дефектолог
специального яслей-сада № 30 Мозыря