8 сентября во многих странах, в том числе и в Беларуси, отмечают Международный день грамотности. Мозырский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации не стал исключением.
В учреждении обучаются ребята, имеющие различные тяжёлые и множественные нарушения. Овладение грамотностью в классическом понимании, как «степенью владения навыками чтения и письма на родном языке», для большинства ребят центра в силу имеющихся физических и психических нарушений недоступно. Акцент в работе педагога с такими учащимися делается на формирование у ребят функциональной грамотности – способности использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения жизненных задач, общения и социальных отношений. Именно функциональная грамотность учащихся с тяжёлыми множественными нарушениями является критерием адекватности выбранного образовательного маршрута и показателем качества образования в целом.
Так, с ребятами класса «Г» прошло тематическое занятие «Уроки безопасности». Детям был представлен мультфильм, где наглядно демонстрировались различные жизненные ситуации: мальчик, который играл с ножницами и поранился, незнакомец, который постучал в дверь, девочка, которая играла со спичками, мальчик, который очень быстро ехал на велосипеде и упал, и так далее. Каждая ситуация обсуждалась, ребята давали оценку героям доступным им способом: слово, мимика, жест (хорошо – плохо), цветовые сигналы (красный – плохо, зелёный – хорошо). Также учащиеся обсуждали сюжетные картинки, рисовали и раскрашивали предложенные сюжеты с различными видами помощи, разыгрывали разные жизненные ситуации, вызывали службы спасения, просили о помощи. Каждый из ребят смог проявить себя и поучаствовать в предложенных видах деятельности.
Именно практическая направленность занятия, учёт особенностей каждого ребёнка, смена и разнообразие предложенных видов деятельности позволило ребятам максимально погрузиться в тему и стать на ступеньку выше и функционально грамотнее.
Юлия ТАТАРИНОВА,
учитель-дефектолог класса «Г»
Мозырского районного ЦКРОиР