Организация обратной связи на учебных занятиях    

- 19:32Стиль работы

 

Мария ГОВИЧ,
учитель русского языка и литературы
ГУО «Средняя школа № 7 г. Сморгони»,
Гродненская область

 

 

 

Современные требования к уроку построены таким образом, что главным условием эффективного обучения становится не сам процесс передачи знаний от учителя к ученику, а обучение детей приемам самоконтроля и самообучения. То есть современный педагог учит детей не науке, а учит учиться.

Используя в своей педагогической практике метод активной оценки, одним из важнейших её приёмов считаю обратную связь. Обратная связь – процесс сообщения и получения комментариев о конкретных действиях, ситуациях, спорных вопросах, которые ведут к достижению цели. Обратная связь – это инструмент, дающий представление о том, как идет процесс обучения, информирует учителя о достижениях и проблемах учащихся, позволяя определить уровень достижения цели и решения учебных задач.

Обратная связь должна проходить в атмосфере взаимоуважения и доброжелательности, представлять время для того, чтобы учащиеся исправили ошибки или сменили направление мышления и деятельности. Посредством обратной связи ученик получает информацию, которая помогает осознать собственные пробелы в учении и конкретные рекомендации для продвижения вперед, а учитель – информацию, помогающую осознать пробелы в обучении и внесения изменений в свою деятельность (подбор новых методов, техник обучения, внесение изменений в распределение времени урока и др.). Обучение учащихся становится более эффективным в случае, если им предоставляется частая и значимая обратная связь.

 

Способы взаимодействия:

– учитель – ученики,
– ученик – ученики,
– учитель – ученик,
– ученик – ученик.

 

Инструменты обратной связи:

– письменные комментарии,
– наблюдения,
– опросы-молнии,
– фронтальный опрос,
– вопросы,
– дневники обратной связи,
– тетради самоконтроля и др.

Помимо традиционного учительского комментария в устной или письменной форме на стикере в тетради или на карточке, я применяю такие формы обратной связи, как написание комментариев в личных сообщениях в социальной сети «В контакте» или в электронном журнале.

 

Примеры обратной связи:

– обратная связь на карточке

 

– обратная связь в тетради

 

– обратная связь в электронном журнале

 

На мой взгляд, описанный приём оценивания позволяет учителю создать ситуацию успешности, а это непременно приводит к активизации познавательной деятельности учащегося. При этом его внимание не рассеивается на многочисленные правила, а направляется на конкретный параграф или страницу учебника. Данный приём помогает учащемуся наиболее эффективно усвоить тот материал, в работе над которым он допустил ошибку.

При использовании приёма обратной связи, важно помнить, что, сколько бы ни было ошибок в работе, в ней нужно найти положительные моменты и только потом указать на недочёты и показать способы их исправления. Давая устный или письменный комментарий, я оставляю за собой право решать, выставлять «откорректированную» отметку в журнал или ограничиться устной информацией о правильности выполнения задания. Всё зависит от конкретного учащегося, темы и вида работы.

 

 

Список использованных источников

1 Запрудскі, М.І. Актыўная ацэнка – новая стратэгія навучання / М.І. Запрудскі // Кіраванне ў адукацыі. – 2011. – № 12. – С. 15–20.

2 Подласый, И.П. Педагогика: Новый курс: учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 2 кн. Ч. 1 / И.П.Подласый. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 527 с.

3 Стэрна, Д. Ацэнка, непадобная ні да чаго / Д.Стэрна. – Мінск, 2011. – 84 с.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий