В одну из школьных суббот осенним утром учащиеся 6 «Г» класса средней школы № 37 Гродно отправились на велопрогулку по маршруту Фолюш – водохранилище Юбилейное – Фолюш.
В начале путешествия ребята поняли, что имеют дело с самим Хранителем Фолюша, который обратился к юным любителям велодвижения в письме и поручил им провести велопрогулку по маршруту. Карту же маршрута и задания необходимо было найти у ближайшего к нашей школе мемориала, который сооружен в память событий Великой Отечественной войны.
Ребята поняли, что это ШТАЛАГ-324. Всем жителям нашего микрорайона знакомо это место. «Фашистской фабрикой смерти» называли его в народе в годы войны. Прибыв к памятнику, шестиклассники почтили минутой молчания память погибших советских военнопленных и мирных жителей. Ребят поразило количество людей, уничтоженных фашистами в лагере возле Колбасино.
Далее маршрут проходил вдоль улицы Суворова, а затем наши путешественники свернули на лесную велодорожку. И здесь нас ожидало новое задание от Хранителя Фолюша. Теперь он предложил дать велосипедам немного отдохнуть и побегать по лесу в качестве фоторепортеров. Тема фотографий – «Большой и маленький». Секундное замешательство сменилось желанием всех опередить. И первые фото не заставили себя долго ждать. Оказывается, наши ребята достаточно наблюдательны и в качестве экспонатов могут использовать буквально все вокруг: ветки, листья, грибы и даже меня, своего классного руководителя. Что получилось, то получилось. Все получили сладкие призы!
Теперь, чтобы продвинуться дальше, нужно было угадать слово, которое и стало следующей точкой маршрута. Так ребята узнали новое для себя понятие – ротонда – и увидели своими глазами, что представляет собой это великолепное сооружение, построенное из гродненского песчаника и белого бетона. Ротонда располагается на живописнейшем берегу водохранилища Юбилейное. Подобные сооружения в XVIII веке украшали парки и дворянские усадьбы. Теперь это место отдыха для велосипедистов и великолепная фотозона. Кроме того, рядом с ротондой размещается стенд-карта известного веломаршрута «Путь Тызенгауза», которую разработали в том числе и гродненские историки. На карте отмечены здания эпохи Тызенгауза, места сражений времен войн. Там же – имена известных людей, связанных с городом. На стенде есть рисунки белорусского художника Наполеона Орды.
У этой карты мы нашли свою точку маршрута и провели мини-викторину по теме “Королевский Гродно”. Вспомнили материал недавнего классного часа. У этого места в погожие дни достаточно многолюдно, но нам повезло находиться здесь одним и слелать фото на память.
Следующую точку маршрута Хранитель Фолюша обозначил как место, где река вытекает из озера. И ребята догадались, что это мост с водопадом. Мы старались ехать тихо, чтобы не мешать расположившимся у берега озера рыбакам. Они были удивлены нашему приезду, а некоторые махали нам в знак приветствия. Остановка же была сделана у моста через реку Лососянку. Вопросы мини-викторины «Водные ресурсы Гродно и окрестностей» поставили ребят в достаточно затруднительное положение, к моему удивлению. Викторина сменилась небольшой лекцией, в ходе которой ребята узнали о происхождении названия Фолюш, о том, как давно создано водохранилище Юбилейное и какова его площадь, какие реки протекают в окрестностях Гродно и многое другое. Задавали вопросы, удивлялись фактам и цифрам.
На следующей точке маршрута, а это была спортивная площадка и пляж водохранилища Юбилейное, мы вдоволь побегали, покормили птиц на озере. Среди них были не только лебеди и привычные нам утки, но и лысухи – серо-черного окраса, с белым клювами и лбами.
А затем, в специально отведенном месте, мы даже попытались, и это у нас получилось благодаря стараниям одного из наших родителей, разжечь костер! Мы, немного подкрепясь чаем со всякими вкусняшками, сыграли в игру “Кто пойдет в следующий поход?”. Оказалось, что все присутствующие собираются поехать на следующую велопрогулку по новым маршрутам и интересным местам. Тем более, что их в окрестностях нашего города предостаточно. Преодолев непростой подъем на обратном пути, а затем приятный спуск, в конечной точке маршрута, у школы, мы завершили свое путешествие. Ребят и здесь ждал сюрприз, они узнали, кто такой Хранитель Фолюша… А вы знаете?
Так мы, немного уставшие, но счастливые, вернулись домой. Несколько дней подряд вспоминали потом детали нашего путешествия. Ребята поняли, исходя из собственного опыта, зачем нужен велопутешественнику в дороге хотя бы небольшой набор инструментов, почему нельзя отделяться от группы, отклоняться от маршрута и что такое взаимовыручка. Шестой школьный день прошел на “отлично”!
Светлана СИДОРОВИЧ,
учитель русского языка и литературы
средней школы № 37 Гродно