Елена КОВАЛЬЧУК, Юлия КОЛОМИНА,
воспитатели дошкольного образования
ГУО «Ясли-сад № 47 г. Гродно»
Одним из средств экологического воспитания стала экологическая сказка – такая сказка, в которой в доступной форме детям рассказывается о живой и неживой природе. На основе авторской экологической сказки «Приключение короля Эльфия на планете Земля» авторы разработали различные занятия с детьми 5–6 лет, которые будут интересны всем, кого интересуют вопросы дошкольного воспитания.
Целью экологической сказки является воспитание основ экологической культуры.
Осуществляется эта цель решением следующих задач:
— развитие интереса к объектам живой и неживой природы;
— формирование умения выделять общие свойства объектов и явлений природы; установления связи и зависимости между объектами и явлениями живой и неживой природы; определения потребностей растений и животных; умения правильного взаимодействия с миром природы, а также бережного использования природных ресурсов;
— воспитание ответственности за состояние природы ближайшего окружения.
В настоящее время проблема экологического воспитания детей дошкольного возраста особенно актуальна. Современным родителям не хватает времени остановиться, оглянуться, понаблюдать за природой вокруг. Нехватка общения детей с природой оборачивается впоследствии чёрствостью, безнравственностью и неуважительным отношением ко всему живому. А ведь именно приобретённые в детстве умения наблюдать и понимать природу способствуют формированию характера, интересов, облагораживают, делают людей чуткими и добрыми. Всё это побудило нас к написанию экологической сказки «Приключение короля Эльфия на планете Земля» (Приложение 1).
Ознакомление (повторение, закрепление) с этой сказкой можно осуществлять через образовательный процесс, опираясь на учебную программу дошкольного образования, по следующим образовательным областям:
– «Художественная литература» (Приложение 2)
Цель: расширение представления о литературных произведениях разных жанров (авторская сказка); формирование умения понимать эмоционально-образное содержание произведения; умение давать оценку действиям героев; воспитание любви к художественному слову.
– «Ребёнок и природа» (Приложение 3)
Цель: ознакомление детей с водными ресурсами ближайшего окружения; формирование представления о потребности растений и животных в воде; воспитание стремления активно участвовать в охране природы.
– «Развитие речи и культура речевого общения» (Приложение 4)
Цель: формирование умения поддерживать общую беседу, говорить по очереди, не перебивая собеседника; передавать с помощью образных средств языка эмоциональные состояния персонажей сказки (мышка грустит, дракончик расстроен, смущен и т.д.); обогащение словарного запаса детей на основе представлений об окружающей жизни; развитие умения различать структуру связного текста (начало, середина, конец); воспитание интереса к экологическим сказкам.
– «Изобразительное искусство. Компонент рисование» (Приложение 5)
Цель: формирование умения использовать способы рисования предметов (объектов), отображая их характерные признаки, выражать в рисунке свое отношение к образам; развитие творческих способностей, интереса к экспериментированию с изобразительными техниками; воспитание устойчивого интереса к созданию выразительных образов в рисовании.
Реализация этих целей может осуществляться через такие приёмы, как беседа, рассуждение, решение проблемных ситуаций.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Список использованных источников
1 Ладутько, Л.К. Природа в развитии и воспитании детей дошкольного возраста (от 5 до 6 лет) : учеб.-метод. пособ. для педагогов учреждений дошк. образ. с белорус. и русс. яз. обуч. / Л.К.Ладутько, С.В.Шкляр. – Мн. : Нац. ин-т образ., 2014. – 255 с.
2 Мухина, В.С. Детская психология : учеб. пособ. / Под ред. Л.А.Венгера. – М. : Просвещение, 1985. – 272 с.
3 Учебная программа дошкольного образования (для учреждений дошкольного образования с русским языком обучения и воспитания). – Мн. : Нац. ин-т образования, 2019. – 479 с.