В рамках реализации инновационного проекта «Внедрение разных моделей проектирования развивающей предметно-пространственной среды в учреждениях дошкольного образования» педагоги яслей-сада № 34 Лиды используют музейную педагогику.
Использование мини-музеев в регламентированной и нерегламентированной деятельности позволяет педагогам-инноваторам эффективно воздействовать на познавательную активность детей, развивать сенсорные процессы, память, внимание, мышление, воображение у детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Мини-музеи начинаются в группах с малого тематического уголка, посвящённого какой-либо интересной теме. По мере пополнения коллекции формируется полноценная музейная экспозиция. Дети получают возможность попробовать себя в роли экскурсоводов, почувствовать свою причастность к процессу.
В группе «Непоседы» яслей-сада № 34 Лиды стало традицией создавать мини-музеи. «Ходит осень по дорожкам» – так назвали воспитанники мини-музей, посвящённый осени. Хозяин мини-музеев – ай-стоппер домовёнок Музейкин – с удовольствием принимал экспонаты от детей и их родителей. Он расставлял на полочки поделки из шишек «Ёжик на прогулке в лесу», «Гордый олень», из листьев – «Золотое дерево», «Букет роз», «Рыбка». Все дары осени Музейкин собрал в корзиночки: овощи и фрукты, связанные умелыми руками мам и бабушек, грибы, выполненные воспитанниками с использованием техники папье-маше.
Вечерами дети играли в дизайнерские игры и дополняли мини-музей своими работами. Они изготовили новую подвеску-модуль для развития дыхания и украшения группы. В течение недели мини-музей посещали воспитанники других групп, а юные экскурсоводы проводили презентации, и осенние сказки оживали в их руках, звучали стихи об осени.
Участники инновационной деятельности отмечают, что использование мини-музеев способствует расширению кругозора, повышению речевой активности, интеллектуальному развитию детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Лилия ЛИТАВОР,
воспитатель дошкольного образования
яслей-сада № 34 Лиды