Использование песочной терапии для формирования элементарных математических представлений у детей с тяжелыми нарушениями речи

- 16:32Коррекционная педагогика. Игры, Методичка

Авторы делятся опытом работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи по развитию у них познавательных способностей. Для формирования у воспитанников элементарных математических представлений предлагаются некоторые игры с песком.

 

 

Марина ГЕРМАН,
Елена ВЛАСИК,
воспитатели специальной группы для детей с ТНР,
ГУО «Ясли-сад № 16 г. Слонима»,
Гродненская область

 

 

 

Работая воспитателями специальной группы для детей с тяжелыми нарушениями речи, изучая литературу по развитию речи и наблюдая за детьми на протяжении трех лет, заметили, что развитие познавательных способностей детей напрямую зависит от развития мелкой моторики и координации пальцев рук. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты связная речь, память и внимание, то есть, он практически полностью владеет всеми необходимыми для его полноценного развития умениями и навыками. Особенно это важно для детей с различными нарушениями речи. Именно поэтому в свою работу по воспитанию, обучению и развитию детей с тяжелыми нарушениями речи мы начали активно включать песочную терапию.

Игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности, которая не требует специальных навыков и умений. Здесь можно не бояться ошибиться и легко начинать всё заново. Песок, являясь необыкновенно приятным природным материалом, не просто активизирует чувствительные точки на кончиках пальцев и нервные окончания на ладонях, но и обладает способностью снимать агрессивную энергию. В песочнице совершенно мирно «уживается» большое количество детей, они строят совместные планы и осуществляют их, активно общаясь друг с другом. Во время игр с песком ребёнок с помощью органов чувств воспринимает многообразие свойств природных объектов (форму, величину, звуки, оттенки, пространственное расположение), проигрывает, проговаривает, пересказывает всевозможные ситуации, что значительно упрощает процесс понимания, усвоения, запоминания.

Всё это дает возможность использовать игры с песком для достижения определенных задач в образовательной области «Элементарные математические представления». Детям мы предлагаем игры и упражнения с песком, имеющие математическое содержание. Главным условием является то, что повторение заданий происходит в новых ситуациях, что необходимо для того, чтобы у детей не пропадал интерес к деятельности, а их знания и умения становились более прочными и обобщенными.

Представляем некоторые игры с песком, которые используем в работе с детьми нашей группы для формирования элементарных математических представлений.

«Найди цифру». В песке закопаны фигурки-цифры. Ребёнок опускает в песок руки, ищет цифру и отвечает на вопросы педагога: «Посмотри, какая эта цифра?», «Проверь, правильно ли она у тебя лежит?», «Найди столько же камешков, ракушек, пуговиц». Воспитатель следит, чтобы цифры лежали не в зеркальном отображении.

«Что спряталось в песке?» Ребенку предлагается опустить руки в песок и найти то, что ему попадется. Постепенно он находит и достает из песка цифры (из пластика, из дерева, цифры-формочки). Затем педагог просит назвать их.

«Угадай, какая цифра (фигура) попалась в руки». Ребёнку предлагается опустить руки в песок, найти на ощупь цифру или фигуру и, не доставая её из песка, определить, какая цифра или фигура ему попалась.

«Найди в песке нужное количество предметов». Педагог показывает ребенку цифру и просит назвать ее. Далее ребенку предлагается найти в песке нужное количество предметов и объяснить, почему он нашел такое количество предметов.

«Сделай цифру из песка». Перед ребенком на песке лежат шишки. Педагог предлагает сосчитать их и «написать» рядом нужную цифру. Для этого ребенок должен выбрать нужную цифру и формочку и вылепить цифру из песка или выложить её из дополнительных камешков.

«Угадай, где спрятано?». Педагог предлагает поставить свою маленькую игрушку в любой угол, середину или на любую сторону песочницы и сказать, где она находится. Как вариант, можно предложить ребёнку самому придумать, куда «пойдёт» игрушка, или найти спрятанную в песке игрушку (пуговицу, геометрическую фигуру) по словесной инструкции. Здесь же можно предложить разложить предметы в заданные места и по заданному признаку (например, в правый верхний угол – все треугольные пуговицы) и затем сосчитать их, определить, каких больше (меньше). 

«Домик для друзей». Педагог предлагает детям разместить свои игрушки по квартирам в домике. У каждой игрушки свой адрес – в синем квадрате жёлтый круг, в коричневом квадрате жёлтый прямоугольник и так далее. Как вариант, можно попросить назвать фигуру, которая «живет» по заданному адресу.

«Подсказка». Педагог делает из песка пять кучек и в одной из них прячет какой-либо предмет, а затем предлагает ребенку найти его по подсказке (ищи во второй кучке слева, или в четвертой справа. В другой раз пусть ребенок сам прячет предмет и подскажет вам, где его искать. По мере усвоения порядкового счета, количество «кучек-тайничков» может возрастать до десяти.

«Угадай по описанию». Взрослый описывает спрятанный в песок предмет – ребенок должен угадать, что это. Педагог дает ориентиры для поиска предмета – ребенок находит предмет и проверяет правильность ответа.

«Решение логических задач». Педагог предлагает детям угадать, куда спрятана игрушка, используя частицу отрицания «не» (не в жёлтом квадрате, не в красном, а между зелёным и красным).

«Пекарня». Предложите ребенку-повару испечь «пирожки», «торты» разного размера и формы, а потом посчитать их. Угостить кукол, разрезав пирог на две, четыре части. Таким образом, ребенок знакомится в игре с математическими понятиями: половина, четверть.

«Собери бусы». Педагог рисует на песке полукруг, а ребёнок выкладывает по линии «бусинки» по величине.

«Весёлые линии». Ребенок рисует на песке линии заданной длинны и ширины.

«Узор в геометрической фигуре». Дети выбирают рамку геометрической фигуры, природный или бросовый материал и составляют узор на песке. При этом повторяют, где у фигуры углы и сколько их, где стороны и сколько их, где середина. Для того чтобы узор получился красивым, нужно считать и выкладывать одинаковое количество предметов, например, по сторонам, одинаковые предметы по величине по углам, компоновать по цвету. 

«Дорисуй фигуру». Педагог раскладывает в песочнице геометрические фигуры. Предлагает детям назвать их и дорисовать части, чтобы получился какой-нибудь предмет, объект (к квадрату дорисуем треугольник – получился дом). 

Работа по формированию элементарных математических представлений с использованием песочной терапии станет еще более успешной, если с детьми будут играть не только педагоги, но и родители. Мы с этой целью провели родительское собрание, на котором не только рассказали о песочной терапии, но и показали игры, в которые родители могут играть самостоятельно с детьми.

 

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий