В специальном яслях-саду Слонима уделяется большое внимание театрализованным играм. Ребята совместно с воспитателями дошкольного образования регулярно разыгрывают театрализованные постановки по мотивам стихов, потешек, сказок.
Детям очень нравится исполнять различные роли. При распределении ролей обязательно учитываются желания и способности воспитанников, а также их личностные и индивидуальные особенности.
В процессе специально-организованной и нерегламентированной деятельности дети совместно со взрослыми сочиняют сказки: «Сказки в заданном ключе», «Перевирание сказок», «Сказки наизнанку», «Салат из сказок» и другие. При этом используются атрибуты пальчикового, настольного театров, театра на ложках и другие виды театра, сюжетные и предметные картинки.
Начало сказки озвучивает воспитатель или по желанию кто-то из воспитанников. Затем ребята продолжают сочинять сказку «по цепочке». Совместно дети сочинили множество сказок: «Маленькая Снежинка», «Путешествие звёздочки», «На далёкой планете», «Что было бы, если…» и другие. Такой метод работы развивает у детей воображение, фантазию, навыки связной речи.
Педагогические работники активно используют в работе этюды на развитие мимики и пластики. Поскольку развитие ребенка идёт от движений и эмоций к слову, вполне естественно, что воспитанникам с особенностями психофизического развития легче выразить свои чувства через пластику тела. Особенно интересные пластические образы возникают под музыку. Различные по характеру и настроению музыкальные произведения стимулируют фантазию ребенка, помогают творчески использовать пластическую выразительность. Совместно с ребятами были проведены инсценировки-пантомимы «Как люди дерево обидели», «Одуванчик», «Мы в космосе», «Встреча звёздочки и метеорита», «Изобрази любое животное», «Покажи, как ты чистишь зубы, умываешься», «Гуляешь в саду и рвешь цветы», «Смотришься в зеркало». Разыграны музыкально-пластические импровизации «Радость», «Подготовка к празднику», «В стране цветов», «Бабочки», «По лесным дорожкам», «Парусник в море».
В работе с воспитанниками также активно используются игры-превращения («Превращение комнаты», «Превращение предмета», «Превращение детей») и игры на действия с воображаемым предметом («Король», «День рождения», «Что мы делали, не скажем»), игры на развитие двигательных способностей («Муравьи», «Соломинка и воробей», «Мокрые щенята», «Пузырь»), игры и упражнения на развитие речевого дыхания («Игра со свечой», «Мыльные пузыри»).
Сложившаяся система работы позволяет раскрыть творческий и духовный потенциал каждого ребенка и даёт реальную возможность детям адаптироваться к социальной среде. Посредством организации театрально-игровой деятельности воспитанники с особенностями психофизического развития освоили невербальные и вербальные средства общения (жесты, мимику, движения), их речь стала более связной, выразительной, обогатился словарный запас, уровень коммуникативных способностей стал выше, дети научились выражать свои эмоции и понимать чувства других.
Наталья КИСЛЯК,
заведующий специальным яслями-садом Слонима