Формирование умений строить грамматические конструкции у старших дошкольников

- 8:48ГРОДНЕНЩИНА, Регионы

Практика работы в пункте коррекционно-педагогической помощи показала, что большинство детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи испытывают трудности в построении предложений, что характеризуется нарушением структуры, неправильным употреблением порядка слов, незаконченностью, недостатками в грамматическом оформлении предложений.

Формировать грамматически правильную речь этой категории детей необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.

Работу над формированием умений строить грамматические конструкции осуществляю от простого к сложному. Сначала формирую у детей элементарное представление о предложении и его структуре, знакомлю со схемой предложения, отрабатываем предложные конструкции. Дети учатся составлять предложения по опорным словам, самостоятельно придумывать предложения по картинке и демонстрируемому действию, а также распространять предложения определением, обстоятельством места, дополнением. Далее провожу работу по формированию навыков построения предложений различных конструкций: сложносочиненных с союзом а, и; сложноподчинённых с союзами для того чтобы, потому что; предложений со словами сначала, потом.

Дети хотят играть! Поэтому важным средством формирования у дошкольников навыка построения предложений являются специальные дидактические игры, которые позволяют повысить эффективность коррекционной работы. В практической деятельности я использую такие игры, как «Закончи предложение», «Дополни предложение», «Составь предложение», «В саду или в огороде», «Четвертый лишний», «Что сначала, что потом», «Что вредно, а что полезно», «Кому что нужно?».

Применение таких игр оказывает положительное влияние на развитие не только речевых процессов, но и неречевых: внимания, памяти, мышления, а также активизации их деятельности на занятии. Дети, увлекаясь игрой, не замечают, что их учат. А это значит, что преодоление трудностей проходит быстрее и легче, что определяет ход всей коррекционной работы.

Таким образом, если поэтапно формировать умения строить грамматические конструкции посредством использования дидактических игр (в комплексе), то эффективность коррекционной работы по формированию грамматически правильной речи с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи будет существенно повышена. 

 

Ольга КОЛОЛА
учитель – дефектолог
Дошкольного центра развития ребёнка г. п. Кореличи

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий