С учащимися 5-го класса Корнадского детского сада – базовой школы Свислочского района прошел не совсем обычный урок по русской литературе – урок обучения литературному творчеству.
Ребята читали и анализировали отрывки из стихотворений И.Северянина, Н.Заболоцкого, Н.Рубцова. Пятиклассники самостоятельно определили тему и цель урока «Человек и природа в стихотворениях русских поэтов XX века». Учащиеся отметили, что картинами природы восхищались не только поэты, но и писатели, композиторы, художники. Дети с интересом рассматривали репродукции картин А.К.Саврасова «Грачи прилетели», К.Ф.Юона «Мартовское солнце», составляли предложения, слушали пьесы из цикла П.И.Чайковского «Времена года».
Школьники вспомнили поэтов, с творчеством которых познакомились в разделе «Пойми живой язык природы», и приняли участие в конкурсе чтецов стихотворений наизусть. Ребят впечатлило стихотворение А.Я.Яшина «Орёл» и 80 % выбрали это стихотворение для конкурса. Они восхищались спокойствием, силой и мужеством гордой птицы.
Далее пятиклассников ждала игра «Горячий стул», с помощью которой они обновили в памяти приёмы, используемые поэтами: «сравнение», «метафора», «эпитет», «олицетворение». Интересными для детей стали литературные игры: «Подбери рифму», «Закончи предложение», после которых они пришли к выводу: чтобы играть успешно, необходимо иметь большой словарный запас. В парах мальчики и девочки попрактиковались в сочинении двустиший и четверостиший на заданные рифмы.
Во время подведения итогов урока ребятам было предложено оценить свою работу и продолжить фразы: «Было интересно…», «Было удивительно…», «Было трудно…», «Я понял…». Для пятиклассников удивительно, что занятие окончилось быстро, им было интересно и трудно подбирать рифмы. Но главное учащиеся поняли, чтобы заниматься литературным творчеством, нужно читать различные произведения и не только на учебных занятиях.
Валентина МЕЩЕРЯКОВА,
учитель
Корнадского детского сада – базовой школы
Свислочского района