Ольга СОВКО,
учитель математики
ГУО «Средняя школа № 3 г. Островца»,
Гродненская область
Цели: сформировать у учащихся интерес к математике как науке и на основе соответствующих заданий развить их математические способности и внутреннюю мотивацию к предмету; содействовать воспитанию культуры общения.
Оборудование: два чемодана с кодовыми замками, шкатулка (коробка) со свитками, четыре свитка (обожжённая бумага), задания, угощение.
Ход мероприятия
1 Организационный момент
Проверка санитарного состояния класса, самочувствия учащихся.
2 Вступительное слово учителя
– Добрый день ребята! Сегодня у нас необычное занятие. Это будет математический квест «Тропинками математики» – очень увлекательное путешествие в мир математики. Оно позволит раскрыть ваши таланты и развить математические способности каждого из вас. Только дружно и слаженно, работая в команде, вы успешно справитесь со всеми заданиями квеста.
3 Основная часть
Итак, начинаем! Ребята, по почте на нашу школу доставили для вас – пятиклассников – два чемодана. Давайте их внимательнее рассмотрим. А что же это здесь? – Кодовые замки! Давайте подумаем, как их открыть… (Пауза, выслушать ответ учащихся).
Догадались, нужно подобрать код из трех цифр. Итак, ребята, ищем код от первого замка: посмотрите вокруг в классе и найдите изображения древнегреческих предметов. Находим и будем узнавать, что делать дальше. (Ищут изображения).
Первая цифра: ___чудес света Древнего Мира. (7).
Вторая цифра: Перевернутая ∞. (8).
Третья цифра: Наименьшее натуральное число? (1.)
– Мы получили код от первого чемодана – 781. Попробуем его открыть? (Предлагается установить код на замок и попробовать его открыть. Когда открыли чемодан – нашли шкатулку (коробку).
– Ребята, внимательно рассмотрите шкатулку и попробуйте предположить, что может быть внутри?! Предположений много и догадок, откроем и посмотрим, что же там внутри. (Рассматривают внутреннее содержимое шкатулки).
– Ребята, подскажите, с какого числа всё всегда начинается? (Отвечают: 1).
– Предлагаю найти свиток с номером 1 и ознакомиться с заданием. (Знакомятся и рассматривают, что внутри коробки с цифрой 1. Внутри свитка – «геометрическое уравнение» (56 – ∆ = □).
– Ура, вы нашли геометрическое уравнение. Ваша задача внимательно рассмотреть его, а я вывешу его на отдельную доску (Ребята должны проговорить, что решить его сейчас невозможно, т.к. в нем много неизвестных).
Задание внутри свитка 1
Сколько нужно поставить знаков «+» в записи
1 2 3 4 5 6 7,
чтобы получить сумму равную 100? (Полученный ответ – это номер следующего свитка).
Ответ: 1 + 23 + 4 + 5 + 67 = 100 (4 знака «+»). Когда учащийся (-еся) решили данное задание, рекомендуется записать его на доске, чтобы все могли разобраться с решением.
– Молодцы! Вы успешно справились с первым заданием! Давайте искать следующий свиток с номером 4. (Ищут свиток с номером 4. Внутри еще одно «геометрическое уравнение» (□ – 15 = ○).
Задание внутри свитка 4
Запишите число, являющееся суммой 13 тысяч, 12 сотен и 11 единиц.
Ответ: 13000 + 1200 + 11 = 14211. Когда учащийся (-еся) решили данное задание рекомендуется записать его на доске, чтобы все могли разобраться с решением.
– Как же вы справились быстро с таким сложным заданием! Давайте всем вам поаплодируем.
– Продолжим путешествие. Следующий свиток – 14211. На территории Беларуси жили древние славяне, и от них сохранились необычные задания для ребят нашего времени. (Ищут свиток с номером 14211. Внутри еще одно «геометрическое уравнение» 18 + 6 = Δ. Славянские цифры вывешены на доске заранее).
Задание внутри свитка 14211
(χ + T – ς*Г) : B. Чтобы решить данный пример необходимо обратиться к славянским цифрам.
Ответ: (600 + 300 – 6*3) : 2 = 441. Когда учащийся (-еся) решили данное задание рекомендуется записать его на доске, чтобы все могли разобраться с решением.
– Какие вы талантливые! Поздравляю, вы справились еще с одним заданием. Найдем свиток 441. (Ищут свиток с номером 441. Внутри геометрическое уравнение ○ + 1 = ►).
– Необычное задание, здесь еще есть и конверт к нему.
Задание внутри свитка 441
Великая мудрость! Расшифруйте высказывание о математике. Шифр прилагается.
Ответ: МАТЕМАТИКА ЦАРИЦА ВСЕХ НАУК. Учащиеся выполняют задание все вместе у доски.
– Это высказывание принадлежит Иоганну Карлу Фридриху Гауссу – известному немецкому ученому математику.
Запомни то, что Гаусс всем сказал:
«Наука математика – царица всех наук»,
Не зря поэтому он завещал –
Творить в огне трудов и мук.
Безмерна роль ее в открытии законов,
В создании машин, воздушных кораблей,
Пожалуй, трудно нам пришлось бы без Ньютонов,
Каких дала история до наших дней.
Пусть ты не станешь Пифагором,
Каким хотел бы, может, быть!
Но будешь ты рабочим, может, и ученым,
И будешь честно Родине служить.
– Ребята, остался у нас последний свиток. Давайте посмотрим, что там такое загадочное. (Итоговое геометрическое уравнение ► + 243 * 2 – Δ – ○ + 2□ = ?).
На отдельной доске вывешены все геометрические уравнения.
56 – ∆ = □
□ – 15 = ○
18 + 6 = Δ
○ + 1 = ►
► + 243 * 2 – Δ – ○ + 2□ = ?
– А теперь, ребята, нам нужно отыскать неизвестные, зашифрованные геометрическими фигурами.
Ответ:
Δ = 18 + 6 = 24
□ = 56 – Δ = 56 – 24 = 32
○= □ – 15 = 32 – 15 = 17
► = ○ + 1 = 18
► + 243 * 2 – Δ – ○ + 2□ – 28 = 18 + 243 * 2 – 24 – 17 + 2 * 32 = 527
– Ура-а-а-а-а! Мы нашли код от замка второго чемодана! Давайте скорее открывать его. (Внутри – сладкие угощения).
4 Подведение итогов. Рефлексия
Дети награждаются дипломами «За высокое мастерство».