Инна КОПАЧ,
учитель английского языка
ГУО «Средняя школа № 5 г. Сморгони»,
Гродненская область
Обучение английскому языку в начальной школе имеет свои особенности. Несмотря на то что ведущей деятельностью для учащихся уже является учебная, игровая деятельность не теряет своей роли. В средней школе № 5 Сморгони учащиеся третьих классов на уроках активно используют пальчиковые куклы.
Пальчиковые куклы – это небольшие по размеру куклы, выполненные из различных материалов, чаще всего бумаги или ткани. Миниатюрные фигурки надеваются на один-два пальца, а также их можно надеть на ручку или фломастер.
Такие куклы могут быть использованы на любом этапе урока (речевой зарядке, в учебных диалогах, различных речевых ситуациях, на этапе рефлексии), а также при обучении диалогической и монологической речи. Этот метод дает хорошую возможность ребенку запоминать лексический и грамматический материал.
Присутствуя на уроке со своей куклой, учащийся перестает быть пассивным зрителем, а непосредственно сам участвует в процессе коммуникации. Куклы дают возможность перевоплотиться, «примерить» на себя практически любой образ сюжетной истории. Знания, приобретенные в игре, становятся значимыми для каждого учащегося, эмоционально-окрашенными, что способствует более глубокому и осознанному усвоению.
Так, например, в 3-м классе при изучении темы «Продукты питания» с помощью пальчиковых кукол учащиеся совершенствовали навыки диалогической речи. Сначала они отметили на картинках, что им нравится есть, а что – нет. А затем от имени своих героев вели беседу, отвечая на вопросы друг друга о вкусовых предпочтениях.
Пальчиковые куклы в виде различных животных помогли учащимся совершенствовать навыки употребления модального глагола can. Они задавали друг другу вопросы и отвечали на них в зависимости от того, с какими животными играли: Can you fly? – No, I can’t. / Yes, I can.
В разделе «Моя комната» учащиеся раскрасили комнаты на свой вкус, а затем пальчиковые куклы «ходили» в гости друг к другу и «описывали» их.
Пальчиковые куклы также могут быть использованы и во внеклассной работе по предмету. Например, во время проведения внеклассного мероприятия по теме «Halloween», учащиеся изготовили пальчиковые куклы в виде вампиров, мумий, скелетов и т. д., а затем поиграли во всеми любимую игру «Trick or treat» («Кошелек или жизнь»).
Таким образом, использование пальчиковых кукол на уроках английского языка делает его увлекательным, интересным, поощряет к диалогу, самовыражению и совершенствуют разговорные навыки у детей.