Заинтересовать младшего школьника чтением помогает такое важнейшее читательское умение, как антиципация, т. е. умение предполагать, предвосхищать. До прочтения произведения учащиеся высказывают предположения о развитии событий, рассказывают о своих ассоциациях, чувствах, ожиданиях.
Елена БАЙРАШЕВСКАЯ,
учитель начальных классов, учитель-методист
ГУО «Средняя школа № 4 г. Новогрудка»,
Гродненская область
«Никогда никакими силами вы не заставите читателя познать мир через скуку. Читать должно быть интересно», – утверждал А.Н.Толстой. Заинтересовать младшего школьника чтением помогает такое важнейшее читательское умение, как антиципация, т. е. умение предполагать, предвосхищать. До прочтения произведения учащиеся высказывают предположения о развитии событий, рассказывают о своих ассоциациях, чувствах, ожиданиях.
Рассмотрим реализацию различных приемов антиципации на предтекстовом этапе.
Прием «Рассечение вопроса» (смысловая догадка о возможном содержании текста на основе его заглавия)
Ученикам предлагается прочитать название и предположить, о чем пойдет речь в сказке Б.Заходера «Серая Звездочка».
Учитель. Кто может быть главным героем сказки?
Варианты фиксируются на доске.
Стратегия «Ключевые слова»
Учитель. Предположите, как могут разворачиваться события в рассказе Е.Чарушина «Страшный рассказ», опираясь на слова, которые встретятся тексте.
Шура и Петя
одни
легли спать
кто-то топает
прижались друг к другу
мама и папа
ежик
уснули
все лето
«Соревнуемся с писателем»
Учитель. Составьте рассказ по серии картинок и предположите, как будут развиваться события в сказке В.Сутеева «Палочка-выручалочка».
«Стратегия одного предложения»
Учитель. Прочитайте предложение из произведения Г.Снегирева «Бобренок». Составьте рассказ, опираясь на имеющуюся информацию.
С тех пор как встречу в лесу поваленное бобрами дерево, так сразу подумаю про бобренка, который подгрыз мой стол.
Работа с пословицами
1) Восстановите пословицы и объясните их смысл.
Торопливый дважды и сделано на смех.
Дело мастера одно дело делает.
Делано наспех боится.
2) Закончите пословицу.
Терпение и труд …
Любишь кататься…
Сделал дело…
Учитель. Чему учат эти пословицы? Какова тема урока?
Отсроченная отгадка
В начале урока учитель задает вопрос (загадку), сообщает удивительный факт. В процессе работы над новым материалом школьники ищут ответы на вопросы, подбирают ключик для понимания идейного содержания произведения. Например, перед прочтением рассказа А.Владимирова «Сторожа в коробочках» педагог организует небольшую беседу.
Учитель. Как люди охраняют свой дом? (С помощью собак, сигнализации, системы «Умный дом».) В Японии для охраны жилища используют животных. Они такие маленькие, что могут поместиться в коробочку. Догадайтесь, кто это?
Учащиеся выдвигают свои версии, после первичного чтения проверяют догадки.
Прием «Верите ли вы, что…»
При знакомстве со сказкой Б.Заходера «Серая Звездочка» учитель предлагает утверждения, с которыми учащиеся работают дважды: до чтения текста и после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются.
Верите ли вы, что… | В начале урока | В конце урока |
Главным героем будет девочка | ||
Серой Звездочкой может быть жаба | ||
Жаба может быть красивой | ||
Жаба приносит пользу | ||
Жабы охотятся днем |
«Вспомни название. Найди неизвестное»
Перед прочтением рассказа В.Осеевой «Потерянный день» учитель организует коллективную работу. На доске размещены заголовки. В первом столбике пропущены слова, во втором все названия прикрыты листом бумаги.
Учитель. Вспомните названия рассказов В.Осеевой. Какое произведение нам неизвестно? Проверьте себя. Как вы думаете, что может быть потерянным?
«Волшебное…» | «Волшебное слово» |
«Синие…» | «Синие листья» |
«Просто…» | «Просто так» |
«Кто всех…» | «Кто всех глупее» |
«Потерянный…» | «Потерянный день» |
Использование цветных геометрических моделей для определения жанров и тематики литературных произведений
На доске размещается таблица с геометрическими фигурами, форма которых символизирует жанр, цвет – тематику произведения.
Учитель демонстрирует геометрическую фигуру (коричневый круг).
Учитель. Определите тему и жанр произведения В.Сутеева «Палочка-выручалочка». (Сказка о животных.)
Выделение фамилии автора из данного ряда по какому-либо признаку
Учитель предлагает прочитать фамилии авторов (Е.Чарушин, С.Михалков, Н.Сладков), вспомнить, кто из них писал о животных, о детях и т.д. (С.Михалков писал произведения о детях, Е.Чарушин и Н.Сладков – о животных.)
Работа с буквами, символами, шифрами, схемами
1) Составьте из пропущенных букв фамилию автора, с рассказом которого мы сегодня познакомимся.
Ба…ов, Уш…нский, Паус…овский, Биан…и, …сеева, …ысоцкая (Житков)
2) Зачеркните буквы, которых нет в русском алфавите, озвучьте название рассказа.
QМLАRЛSЬWЧFИGКN – ЗVВZЕЗJSДQАF («Мальчик-звезда»)
3) Прочитайте заголовок справа налево.
«ценедеЛ» («Леденец»)
4) Расставьте буквы по «росту.
нпеьееч («Печенье»)
5) Разгадайте ребус.
зал – л + платок – о + а = … («Заплатка»)
6) Восстановите названия сказок.
«ПРНЦСС Н ГРШН» («Принцесса на горошине»)
«ГДКЙ ТНК» («Гадкий утенок»)
«Угадай через “Отгадай”»
Перед прочтением произведения Л.Толстого «Белка и волк» учитель предлагает отгадать загадки, предположить, что могло произойти между главными героями, затем проверить прогнозы.
Пушистый маленький зверек
По деревьям прыг да скок.
Мелькнет меж ветвей –
Всех проворней и быстрей (Белка).
День и ночь по лесу рыщет,
День и ночь добычу ищет.
Ходит-бродит… молчком,
Уши серые торчком (Волк).
Игра «Разведчики»
Учитель. А сейчас вы отправляетесь на разведку. После чтения рассказа А.Раскина «Как папа выбирал профессию» необходимо рассказать, о каких профессиях мечтал отец.
Прием «Ассоциация»
Перед чтением стихотворения Л.Станчева «Осенняя гамма» учитель демонстрирует осенний лист, просит назвать образы, которые он вызывает (Осень, листопад, парк и т. д.). Затем педагог показывает нотный стан.
Учитель. А какие ассоциации возникают у вас сейчас? (Мелодия, музыка, песня). Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?
Учитель предлагает послушать музыкальное произведение Ф.Шопена «Капли дождя» (прелюдия № 15), представить картины осени, затем пояснить, что повлияло на формирование образа (характер музыки, темп и т. д.). После знакомства со стихотворением «Осенняя гамма» учитель просит охарактеризовать музыку, которую можно подобрать (сочинить) к этому стихотворению, на каком музыкальном инструменте ее исполнить.
Стать субъектом учебной деятельности – значит стать личностью, которая может и хочет осознавать цели своих учебных действий, самостоятельно их определять, преднамеренно искать и находить нужные средства, способы их достижения, предвидеть результаты своей деятельности, осуществлять действия, преодолевая встречающиеся трудности. Решению данной задачи способствует антиципирующая деятельность младших школьников.