Использование приёма «Облако слов» как дидактического материала для реализации воспитательного потенциала урока (гражданско-патриотическое воспитание)
Татьяна МУССКАЯ, Мария ШУТОВИЧ,
учителя начальных классов
ГУО «Средняя школа № 5 г. Сморгони»,
Гродненская область
У учащихся начальных классов преобладает наглядно-образное мышление. Это зачастую усложняет работу с рассказами, текстами и стихотворениями. Работа с «Облаком слов» подразумевает под собой выбор образов, шрифтов, цветов, визуализируя содержание учебного материала. При анализе какого-либо текста учащимся для аналитической работы и запоминания текста приходится включать воображение, чтобы ключевые слова помогли запомнить содержание учебного материала и потом с легкостью его воспроизвести. Вместе с тем использование «Облака слов» помогает реализовать воспитательный потенциал урока (в частности гражданское и патриотическое воспитание) через содержательное наполнение.
Под гражданским и патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянная готовность к её защите. Оно направлено на формирование у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга по защите интересов Родины. Патриотическое воспитание тесно взаимосвязано со многими учебными предметами, такими, как «Русская литература», «Математика», «Русский язык», «Белорусский язык», «Человек и мир».
На уроках литературного чтения мы знакомим учащихся с известными белорусскими писателями, их произведениями, историей рукописных книг, читаем описание родной природы. Уроки «Человек и мир» вводят понятия Родина, Беларусь, страна, знакомят с государственными символами Республики Беларусь, изучают физическую карты страны, её границы и соседей, историю родного края, его достопримечательности. На уроках белорусского и русского языков учащиеся пишут домашние и классные мини-сочинения на тему «Я патриот своей страны», «Моя школа», «Мой город», изучают словарные слова патриотической тематики (Родина, Беларусь, город, народ, белорусский и другие), подбирают слова на патриотическую тему на изучаемые правила.
«Облако слов» на уроках русского языка
Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка, III класс
Цель использования приема «Облако слов»: повторить словарные слова по теме «Моя Беларусь», содействовать расширению активного словарного запаса и воспитанию любви к Родине, чувства гордости за белорусский народ.
Учитель дает задание: вспомнить словарные слова на тему «Моя Беларусь», создать из них облако. Для слабых учащихся можно использовать готовые шаблоны. Далее дается задание составить словосочетания со словом «Беларусь» для расширения активного словарного запаса по теме. Работа проводится в группах. Каждая группа зачитывает выполненное задание. Затем с самими яркими словосочетаниями составляются предложения.
Синонимы, ІІІ класс
Цель использования приёма «Облако слов»: на этапе закрепления изученного материала подобрать синонимичные пары, через содержательное наполнение создать условия для развития связной речи, творческой самостоятельности и воспитания уважения к своему народу.
Учитель дает задание (работа в группах): подобрать синонимичные пары, выбрать одну пару и составить с ней мини-рассказ. Далее каждая группа защищает свое задание. Учащиеся доказывают свою точку зрения, объясняют, почему именно такие пары они составили. В ходе беседы учащиеся рассказывают о родном крае, его народе, о единении белорусского народа.
Сочинение на тему «Мой город», ІІІ класс
Цель использования приема «Облако слов»: использовать слова для написания сочинения про родной город, содействовать развитию у учащихся познавательного интереса, желания изучать историческое прошлое Сморгони, устной и письменной речи, обогащению активного словарного запаса (лексики), создать условия для воспитания чувства любви к своей Родине, уважения к ее истории, гордости за достижения современной Беларуси.
Учитель дает готовое «Облако слов» учащимся домой для подготовки к написанию сочинения. Сильным учащимся предлагается дополнить это облако своими словами. На уроке при беседе перед написанием сочинения учитель подводит учащихся к выводу о ценности работы каждого учащегося по поиску информации о прошлом нашего города, его достижениях в современности.
«Воблака слоў» на ўроках літаратурнага чытання
Вывучэнне радзела «Чалавек без Радзімы, што салавей без песні», III клас
Мэта выкарыстання прыёму «Воблака слоў»: скласці прыказкі пра адносіны да Радзімы, вызначаць і асэнсоўваць маральна-этычную праблему адносін людзей да Радзімы, праявы чалавечых якасцей, пачуцця любові і гонару за яе, мудрасць і патрыятызм беларускага народа ў прыказках.
Праца па складанні прыказак арганізуецца ў парах. Пасля праверкі тлумачыцца сэнс кожнай прыказкі. На матэрыяле чытання пашыраецца і ўзбагачаецца слоўнікавы запас вучняў, фарміруюцца ўменні звязнага выкладу думак, засвойваюцца літаратурная і маўленчая нормы, развіваецца культура маўлення, культура суразмоўніцтва паміж настаўнікам і вучнямі, адбываецца выхаванне сістэмы нацыянальных і агульначалавечых каштоўнасцей.
Абагульненне па раздзеле «Чалавек без Радзiмы, што салавей без песнi», III клас
Мэта выкарыстання прыёму «Воблака слоў»: пры абагульненні ведаў па раздзеле суаднесці аўтара і яго твор, садзейнічаць развiццю ўмення выкарыстоўваць свае веды на практыцы, фарміраванню ўменняў звязнага выкладу думак, засвойвання маўленчых норм, стварыць умовы для выхавання цікавасці да літаратурнага багацця беларускага народа, мастацкай літаратуры.
Настаўнік арганізуе парную працу для выканання задання. Вучні суадносяць аўтара і яго твор. Потым кожнай пары даецца заданне ўспомніць змест пэўнага твора, даказаць яго ідэю, што хацеў сказаць аўтар, дзеля чаго ён напісаў гэты твор. У канцы ўрока вучні прыходзяць да вываду, што творы радзела дапамагаюць асэнсаваць ролю Радзімы ў жыцці кожнага чалавека, навучыць любіць яе, чытаць творы на беларускай мове.
«Воблака слоў» на ўроках беларускай мовы
Правапіс парных звонкіх і глухіх зычных, Ш клас
Мэта выкарыстання прыёму «Воблака слоў»: аднавіць веданне напісання слоў з парнымі зычнымі па тэме «Мой край», праз змест вывучаемага матэрыялу стварыць умовы для развіцця арфаграфічнай пільнасці, звязнага маўлення і ажыццяўлення камунікацыі на беларускай мове, выхавання грамадзянскай кампетэнтнасці.
На этапе замацавання матэрыялу вучні складаюць “Воблака слоў” з парнымі зычнымі, працуючы ў групах. Для слабейшых вучняў даецца гатовае воблака. Потым даецца дадатковае заданне: падабраць роднасныя словы да пэўнага слова, скласці з ім сказ. Кожная група абараняе сваё заданне. Вучні прыходзяць да асэнсаванага ўспрымання беларускай літаратурнай мовы як сродку замацавання культурных традыцый, маральных каштоўнасцей грамадства.
«Облако слов» на уроках предмета «Человек и мир»
Водные богатства Республики Беларусь, III класс
Цель использования приема «Облако слов»: создать условия для формирования представления о разнообразии водоёмов, знакомства с крупнейшими реками и озёрами Беларуси, через содержание дидактического материала способствовать воспитанию бережного отношения к водоёмам как важнейшим природным богатствам страны.
На этапе закрепления материала учитель предлагает учащимся разбить слова на две группы: реки и озёра Беларуси (работа в группах). Далее учащиеся находят эти реки и озера на карте. Учитель задает вопрос: «Нашу республику называют очень красиво: синеокая, край голубых рек и озер. Почему? Как сохранить это богатство?» Учитель подводит учащихся к осознанию необходимости беречь пресную воду, заботится о местных водоёмах. Каждому это по силам. Охрана воды – долг и обязанность каждого гражданина Республики Беларусь. Так в делах проявляется любовь к Родине.
Выводы: Использование «Облака слов» как одного из дидактических приёмов образовательного процесса повышает воспитательный потенциал уроков для гражданского и патриотического воспитания учащихся с учетом предметной специфики.