Классный час «Знать и помнить, нельзя забыть!»

- 16:21История и обществоведение. Внеклассная работа, Методичка

Это бинарное занятие, направленное на погружение в историю Холокоста, на эмоционально-критическое восприятие событий и фактов через погружение в ситуацию выбора, на формирование коммуникативных навыков и создание совместных компьютерных проектов. В основу урока положен ряд интерактивных приемов. Занятие состоит из двух частей. Первая – это погружение в историю еврейской общины Минска в довоенный и военный период. Вторая – прохождение квеста, создание совместного продукта, рефлексия полученных знаний.

 

Елена РАДОМСКАЯ,
учитель истории, обществоведения, учитель-методист
Светлана КЕТКО,
учитель информатики и математики, учитель-методист
ГУО «Гимназия № 1 г. Дятлово»,
Гродненская область

 

Целевая аудитория: учащиеся 9–11-х классов.

Продолжительность занятия: 90 минут.

Используемые фильмы и материалы:

Мультимедийный фильм о бывшей узнице Минского гетто Елене Драпкиной (https://pamjat.centropa.org/films/)

Мінскае гета: дыдактычны дапаможнік/Аўт.-скл І.П.Бернант [і інш.]. – 2-е выд.: зм. і дап. – Мн., 2021. – 16 карт + 1 бр.

Блог (создан для выполнения квеста) https://holocaustminsk.blogspot.com/

Необходимые материалы и ресурсы: мультиборд, 10 компьютеров, аудитория со столами-трансформерами, доступ в интернет.

Цели, связанные с контентом:

– учащиеся будут знать особенности жизни еврейского народа до войны, суть проблемы Холокоста, историю уничтожения Минского гетто и понимать особенности культуры памяти о жертвах и героях Холокоста в Беларуси.

Цели, связанные с навыками:

– развивающие: создать условия для развития умений анализировать медиатексты, воспоминания очевидцев, исторические документы; сопоставлять факты, делать выводы, определять собственную позицию по отношению к событию; создавать и публично представлять творческие проекты;

– воспитательные: создать условия для понимания сложности нравственного выбора человека, который возникает в ситуации угнетения, давления, подавления; для воспитания толерантности и гуманизма; формирования уважительного отношения к правам человека, к правам меньшинства.

Методы обучения: беседа, дискуссия, игра-погружение, тест, творческое задание.

Образовательные технологии: информационно-коммуникационная, технология развития критического мышления, квест-технология. 

 

Ход классного часа

Организационный этап. Историческая справка

Классный руководитель: Евреи – народ семитского происхождения, появившийся на белорусских землях в XIV веке, традиционная религия – иудаизм. В современном русском языке еврей – это национальность, а иудей – вероисповедание. Согласно переписи 1897 г. в Беларуси проживали более 900 тысяч евреев. При этом они являлись второй по значимости группой на белорусских землях. В 1897 г. в Витебске жили 34 440 евреев (52 % населения города), в Бресте – 30 260 (65 %), в Гродно – 22 684 (48 %), в Минске – 47 652 (52 %). Они жили по всему Минску, смешиваясь с местными жителями. Занимались ремеслом, торговлей, содержали банковские конторы, кафе, гостиницы, швейные и обувные мастерские.

Они стали настолько естественной частью жизни города, что их роль заметили только в 1943 году, когда оказалось, что за войну в Минском гетто было уничтожено около 100 000 человек. Очень показательными являются воспоминания 91-летней минчанки Маины Густавны Стырнэ, пережившей войну: «Я доўга думала пасля вайны, чаму ва ўсіх сябры, знаёмыя, а ў мяне нікога – я засталася зусім адна. А потым зразумела, што неяк так склалася, што ўсе яны былі габрэямі».

 

Работа с воспоминаниями очевидцев. Задание «Свидетели времени»

Классный руководитель: Прочитайте воспоминание о жителях Минска, ответьте на вопросы.

Воспоминание 1. Саул Гинзбург: «Население моего города было довольно пестрое. Значительнейшее большинство составляли евреи, затем католики – поляки, православное население было невелико. Существовала немноголюдная немецкая колония, имевшая свою церковь с прилегавшей к ней тенистым садом. Была еще на окраине города Татарская слобода, где находилась мечеть. Все эти группы жили обособленно, не соприкасаясь между собой».

Воспоминание 2. Лейвик Хальперн: «Проходя по улицам, я вижу… изменения…. Вижу и всевозможные притеснения, слышу жалобы, вижу, в какой бедности многие живут… Люди одеты скромно, и я даже стесняюсь ходить по улице в своем ярком костюме… От голода тут никто не страдает, еды и питья достает… стоит съестное недорого… Бедность прежде всего заметна в одежде. Впрочем, в Минской губернии и местечках никогда особенно не следили за модой – в любой семье имелась одна пара башмаков.

 

Вопросы:

1. Какое описание очевидцы дают жителям Минска?
2. Какие отношения между жителями города?
3. Какие проблемы были у жителей Минска в межвоенный период?
4. Чем они могли быть вызваны?

 

Этап актуализации знаний

 

Учитель информатики: Вторая мировая война нарушила привычный уклад жизни. Геноцид, Новый порядок, Холокост ворвались в историю многих стран, в том числе и нашей Беларуси, и уничтожили, перечеркнули, стерли с лица земли людей, их законы, традиции, их жизнь.

 

Прием «Облако слов»  

Класс делится на три группы.

Ключевые слова: Новый порядок, Геноцид, Холокост.

Сервис для создания https://wordart.com/

Задание: ключевые слова окружить характеристиками из предложенного раздаточного материала (Приложение 1), создать «облака слов».

Ответы учащихся: презентация созданных «облаков». Анализ выполнения задания.

 

Классный руководитель: Холокост – беспрецедентный акт вандализма ХХ века.

Скажите, когда и где вы впервые услышали это понятие?
Какие книги или кинофильмы, посвященные этой теме, вы знаете?
Какие места памяти о Катастрофе существуют в нашей стране?

Классный руководитель: Одной из главных страниц Холокоста в нашей стране стала история Минского гетто.

 

Прием «Хронограф» (Приложение 2)

Классный руководитель: Вы видите разложенные в аудитории листы с датами из истории Минского гетто. Ваша задача: взять по одному листу, выстроиться в ряд в соответствии с хронологической последовательностью событий, прокомментировать событие и его вероятные последствия.

Выполнение задания.

Классный руководитель: Вот таким образом в Минске был решен «еврейский вопрос». В результате этих ужасных, последовательно организованных мероприятий погибли около 100 тысяч евреев из 250 тысяч довоенного населения Минска. Исчезли портные, врачи, учителя, сапожники, парикмахеры, фотографы, лавочники, дантисты, одним словом, живущие рядом добрые соседи.

 

Прием «Добрые соседи»

Классный руководитель: Какие три условные группы людей можно выделить в истории Катастрофы еврейского народа?

Ответы учащихся: Жертвы, палачи, наблюдатели.

Классный руководитель: С первыми двумя группами все понятно. Одни стремятся спастись, другие – найти и уничтожить, выполнить возложенную миссию. А что можно сказать о третьей группе?

Ответы учащихся: Это обычные люди, живущие с евреями в одном городе, на одной улице. Эта группа неоднородна. Она может делиться на пассивных наблюдателей, на сочувствующих и помогающим евреям, на готовых выдать, если это будет выгодно.

 

Ролевое погружение «Добрые соседи»

Цель: ввести группу в ситуацию нравственного выбора, которая возникает при угнетении, давлении, подавлении.

Установка:

1. Учащиеся делятся на две группы, которые располагаются по диагонали, условно, оставив свободным центр аудитории.
2. Выделяются две локации пространства, которые учащиеся могут менять в зависимости от ситуации.
Первая – «Выполню обязательно» (плакат в углу класса).
Вторая – «Не буду выполнять ни при каких обстоятельствах» (плакат в углу класса).
Центр – поле сомнения (здесь можно расположиться, если не можешь принять однозначное решение)
3. За то время, пока читается текст, можно менять свою позицию сколько угодно раз.

Классный руководитель: Вы – жители оккупированного Минска. Вечер…. Стук в дверь. На пороге незнакомец, который передаёт записку от вашей соседки, спешно уехавшей из дома несколько недель назад. Она пишет, что нужна помощь. Она просит вас пойти к ней в дом (у вас есть запасной ключ), залезть в подпол, достать мешок сахара, продать его, а деньги принести ей по указанному адресу.

Определите свою позицию (Выполню – Не выполню – Не определился). Анализ позиции (почему ты в этом месте)

Классный руководитель: В городе зверствуют фашисты, введен комендантский час и целый рад законов, запрещающих торговлю продуктами питания.

Определите позицию… Анализ позиции (почему ты в этом месте)

Классный руководитель: У вас большая семья. Муж на фронте… Дети болеют и постоянно просят кушать…

Определите позицию… Анализ позиции (почему ты в этом месте)

Классный руководитель: У вашей соседки трое детей и эти деньги помогут ей решить сложный жизненный вопрос…

Определите позицию…. Анализ позиции (почему ты в этом месте)

Классный руководитель: С каждым днем фашисты зверствуют все сильнее. Участились расстрелы, еду достать невозможно, появилась информация о первой расстрельной акции в гетто, говорят, убили очень много евреев….

Определите позицию… Анализ позиции (почему ты в этом месте)

Классный руководитель: Ваша соседка Мира Разович погибла именно в этот день… Всё… текста больше нет, свою позицию больше не изменишь…

Рефлексия погружения

Классный руководитель:

Скажите, к какой категории наблюдателей вы относитесь теперь?
Какие чувства и мысли у вас появились, когда произошла развязка?
Можем ли мы осуждать или винить людей, боявшихся помогать евреям?
Легко ли вам было сделать выбор?
Вам стыдно за принятое решение?

Классный руководитель: Желающих спасти евреев было мало.

В людях страх за жизнь своей семьи боролся с сочувствием и состраданием. Были и те, кто готов был рискнуть жизнью во имя спасения человека человеком.

Праведник народов мира – это почетное звание, присуждаемое организацей Яд Вашем (https://www.yadvashem.org/ru.html), людям нееврейской национальности, которые осознанно спасали евреев в годы Холокоста. При присвоении звания Праведника учитываются четыре вида помощи евреям: помощь в осуществлении бегства в безопастное место, усыновление еврейских детей, предоставление евреям фальшивых документов, предоставление убежища, укрытия и защиты. Большинство людей, спасавших евреев, – это обычные соседи, сохранившие человечность, не ставшие равнодушными к чужой беде. В Беларуси около 650 человек удостоены звания Праведник народов мира.

 

Задание:

1) Познакомьтесь с историей Раисы Семашко (Приложение 3). Можно ли считать маленькую Раю Праведником народов мира?
2) Узнайте на сайте Яд Вашем, получила ли Рая звание Праведник народов мира.
3) Найдите имена людей, получивших звание Праведников народов мира из вашего населенного пункта.
4) Как вы думаете, насколько полон этот список?

 

Этап квест-действий

 

Учитель информатики: Сейчас я предлагаю просмотреть мультимедийный фильм об узнице Минского гетто Елене Драпкиной.

После просмотра фильма – деление на группы.

 

Прием «Геометрические фигуры»

Время работы – 15 минут. Время презентации 2–4 минуты.

Учитель информатики: В соответствии с тем, какую геометрическую фигуру вы получили, объединитесь в группы и займите место у компьютеров.

Зайдите на сайт веб-квеста «Знать и помнить» по ссылке https://holocaustminsk.blogspot.com/

Вам необходимо «примерить» на себя роли архивариусов, историков, журналистов и экскурсоводов, создать творческие продукты и презентовать историю угнетения, сопротивления и хранения памяти через собственное видение и понимание. Мы желаем вам глубины созерцания этой не простой проблемы – проблемы Холокоста.

 

Учащиеся проходят этапы веб-квеста и выполнят творческие проектные задания в соответствии с ролями: архивариусы, историки, журналисты, экскурсоводы.

 

Типы заданий

– архивариусыhttps://holocaustminsk.blogspot.com/p/blog-page_82.html
необходимо изучить фотоархивы, создать и презентовать кроссенс на тему «Минское гетто глазами Елены Драпкиной»;

– историкиhttps://holocaustminsk.blogspot.com/p/blog-page_65.html
необходимо изучить особенности подпольной и партизанской борьбы, сопротивления еврейского населения оккупантам, создать и представить презентацию на эту тему, отразив участие Елены Драпкиной и её друзей;

– журналистыhttps://holocaustminsk.blogspot.com/p/blog-page.html
необходимо провести журналистское расследование и подготовить репортаж на тему «Спасающий одну жизнь спасает человечество»;

– экскурсоводыhttps://holocaustminsk.blogspot.com/p/blog-page_7.html
необходимо изучить места памяти в городе Минске о Холокосте, нанести их на гугл-карту и провести экскурсию. 

 

Архивариусы:

Историки:

Журналисты:

Экскурсоводы:

 

Классный руководитель: Я надеюсь, что в рамках двухчасового занятия вы узнали много новых исторических фактов, получили неизвестные ранее свидетельства о войне и Холокосте, которые запомнили и прочувствовали.

 

Этап контроля знаний

 

Учащиеся проходят тест по истории Минского гетто. Время – 8 минут.

http://tests.gwminsk.com/testRus/testRus.html.

Учитель информатики просит поднять руки, кто удовлетворен итогами теста и знаниями истории Минского гетто.

(В нашем случае 15 % учащихся показали 100 % результат; 35 % учащихся – 75 %; 40 % учащихся – 60 % и 10 % учащихся – 50%)

 

Рефлексия

1. Какие новые знания вы получили об истории еврейского народа в довоенный период и годы военного лихолетья?
2. Какие факты вас поразили, удивили, ошеломили?
3. Над какими жизненными позициями вы задумались, просмотрев историю Е.Драпкиной?
4. Толерантности и человеколюбию стоит ли учиться современным людям?
5. Какие уроки Второй мировой и Великой Отечественной войны кажутся вам наиболее важными?
6. Какую главную жизненную ценность пронесла через всю жизнь Елена Драпкина?

 

Рефлексивные комментарии учителя на уроке

1. Важно чередование работы двух педагогов в рамках урока.
2. При работе с приемом «Хронограф» проговорить дату из истории Минского гетто должен каждый ученик. Учитель должен прочертить логическую линию, что с течением времени растет угроза, увеличивается объём страданий людей и даты ведут к уничтожению.
3. При работе с приемом «Добрые соседи» каждый ученик должен почувствовать себя жителем Минска 1941года, постараться размышлять, как живущий в годы оккупации. Учитель должен вызвать ситуацию дискуссии или даже спора, но не допустить ситуацию осуждения  выбора учащихся.
4. При работе по прохождению веб – квеста необходимо четко контролировать временные рамки выполнения заданий, презентации творческих работ.
5. Педагоги должны чередовать эмоциональные потоки.

 

Домашнее задание: В любой творческой форме (рисунок, стихи, эссе и т. д) отразить чувства и эмоции, которые возникли после изучения темы.

 

Приложение 1

Раздаточный материал для приема “Облако слов”

Убийство, уничтожение, причинения морального и физического вреда, изъятие детей, предотвращение деторождения, акт жестокой агрессии, концепция переустройства жизни, способ управления захваченными территориями, установления особых законов, контроль всех сфер, всесожжение, уничтожение, преследование евреев, учёт, ограничение в правах, создание гетто. 

Приложение 2

Даты для рабочих листов «Хронограф»

28 июня 1941 – регистрация мужского населения Минска.

13 июля 1941 – еврейское население обязали носить желтые Латы.

19 июля 1941 – приказ о введении запретов для евреев на использование тротуаров, автотранспорта, нахождения в парках, кафе.

20 июля 1941 – создание гетто в Минске.

7 августа 1941 – первая облава, убийство 800 мужчин-евреев.

Август 1941 – возникновение подполья в Минском гетто.

17 октября 1941 – приказ о запрете посещения школ для еврейских детей.

7 ноября 1941 – первый погром в Минском гетто с массовым убийством людей.

Ноябрь–декабрь1941 – заселение «зондергетто» узниками-евреями из Европы.

20 ноября 1941– крупный дневной погром в гетто.

2–3 марта 1942 – Пуримский погром в Минском гетто.

Июнь 1942 – введение газовых автомобилей «душегубок» для уничтожения людей.

28–31 июля1943 – крупнейшая акция по уничтожению нетрудоспособных в Минском гетто.

21–23 октября 1943 – окончательное уничтожение Минского гетто.

 

Приложение 3

История Раисы Семашко 1930 г.р.

«Война навсегда связала меня с двумя еврейскими девочками, которые были моими одноклассницами. Ида осталась совсем одна: её отец, музыкант, накануне войны уехал на гастроли, мать, сотрудницу НКВД, эвакуировали, не позволив даже забежать домой за ребенком. Ида пришла к нам, и мама разрешила ей остаться. В июне 1941 Ида ушла в гетто, где оказалась в детском доме, так как никто из узников не мог взять её в свою семью. Числилась там она лишь номинально, так как почти все время проводила у нас. Я часто носила в гетто продукты для наших друзей, бывших соседей, которые давала мама. После первых погромов к нам стала приходить и Нина Цейтлина, еще одна моя подруга. Во время третьего погрома мама и сестра Нины погибли, сама она выжила, потому что была у нас. Так до 1943 года девочки жили в нашей семье.

В 1943 году в нашем доме поселились полицаи, и прятать девочек стало невозможно. Папа передал Иду своему знакомому Орлову, который курировал детские дома в Минске. Там она жила до самого освобождения. Меня же с Ниной, у которой еврейская внешность была менее выражена, отправили за 30 километров от Минска в деревню Невеличи, откуда Нину переправили к партизанам.

 

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий