Развивая идею приобщения учащихся к духовным ценностям народа, к культурному наследию нации, на практике автор реализует её через расширение дидактического диапазона уроков путём отбора или составления текстов, отражающих особенности и факты белорусской истории и культуры.
Алла СЛИШКЕВИЧ,
учитель русского языка и литературы
УО «Средняя школа № 5 г. Сморгони»,
Гродненская область
Тема урока: «Стили речи: языковые средства».
Место учебного занятия в учебной программе: 4-й урок в разделе «Текст».
Взаимосвязь с предыдущими уроками: учащиеся знают, что такое текст, основные признаки текста; знакомы с понятиями «внешняя и внутренняя форма текста», «цельность текста»; умеют определять тип речи, находить средства связи предложений в тексте, повторили стили речи.
Воспитательные задачи урока:
– способствовать формированию у учащихся гражданской позиции;
– содействовать воспитанию культуры поведения во время работы в группах;
– создать условия для формирования умения преодолевать трудности;
– содействовать развитию умения воспринимать красоту в природе, бережно относится к наследию родного края.
Компетентностный подход к изучению русского языка требует формирования коммуникативной, языковой и культурологической компетенции. Работа над связным текстом позволяет органично сочетать воспитательный, обучающий, развивающий потенциал педагогического воздействия: разные виды текстов помогают интегрировать содержание урока.
Развивая идею приобщения учащихся к духовным ценностям народа, к культурному наследию нации, на практике я реализую её через расширение дидактического диапазона уроков путём отбора или составления текстов, отражающих особенности и факты белорусской истории и культуры. Это позволяет успешно реализовывать воспитательные задачи учебного занятия, а также даёт возможность каждому учащемуся реализовывать свои возможности и коммуникативные способности, развивать способность к речевому взаимодействию, межличностному общению и сотрудничеству.
На этапе актуализации знаний организуется работа в группах. Учащиеся получают задания на карточках, отводится время на выполнение задания, после чего каждая группа анализирует свой текст (Приложение). Все тексты выведены на экран или же предоставлены группам на карточках. Таким образом, реализуется проверка домашнего задания (повторить стили речи), актуализируются знания учащихся по теме, создаются условия для отработки умения комплексного анализа текста по плану. Затем организуется совместная деятельность по формированию умений выявлять стилистически окрашенные слова; определять вид стилистической окраски языковых единиц и стиль, в котором они функционируют, на примере предложенных текстов.
В конце учебного занятия учащиеся получают домашнее задание: составить текст на одну из предложенных тем: «Мой край», «Мой родной город», «Родная земля», «Беларусь, устремлённая в будущее», «Что такое Родина?»
Приложение
Карточка № 1
По С.Татаринову
Земля с небесными глазами. Земля белорусская… Она неразговорчивая. Скорее, молчунья. Вглядывается в небеса глазами тысяч озёр. Она неброская, ковры, золотом шитые, под стоптанные ноги не постелет. Но она всегда напоит кристальной водой бесчисленных источников, даст поесть и заколышет шёпотом лесов и трав. Она умеет забирать болезни и усталость у того, кто чувствует столетнюю силу одервеневших дубовых ветвей, стройные силуэты стремящихся к небу сосен. Она умеет утешить не только весенним многоголосьем птиц, но и скрипучим токованием тетеревов и даже громким зовом оленей поздней осенью. Будто говорит: «Жизнь не прекращается никогда!» И тогда хочется прикоснуться к этой земле сердцем.
Задание к тексту: проанализируйте текст по плану.
План
Стиль текста (сфера употребления, задача речи), тип речи.
Тема текста, его основная мысль.
Наличие признаков текста (в чём они проявляются).
Особенности построения текста.
Языковые средства.
Карточка № 2
По материалам книги «Я – гражданин Республики Беларусь»
Столица Республики Беларусь – город Минск географически расположен в самом центре страны. Через город протекает река Свислочь.
Минск имеет древнюю историю. К сожалению, это во многом история войн и разрушений. За время своего существования город подвергался нападениям более десяти раз. Благодаря настойчивости, воле и трудолюбию своих жителей он вновь и вновь восставал из пепла и руин.
Сегодняшний Минск – один из прекраснейших городов Европы. Это крупнейший центр экономической, культурной и социальной жизни страны. В городе работают семнадцать музеев, действует двенадцать театров. Большое внимание уделяется развитию науки, культуры, образовательных и специальных услуг. Столица имеет свой устав и свои символы – герб, флаг, гимн.
Задание к тексту: проанализируйте текст по плану.
План
Стиль текста (сфера употребления, задача речи), тип речи.
Тема текста, его основная мысль.
Наличие признаков текста (в чём они проявляются).
Особенности построения текста.
Языковые средства.
Карточка № 3
По материалам сайта Сморгонского районного исполнительного комитета
Сморгонский район расположен в северо-восточной части Гродненской области, на западе Восточно-Европейской равнины. Большая часть территории района находится на Нарочанско-Вилейской низине, южная – на Ошмянской возвышенности. Сморгонский район расположен между 54°12’30» и 54°50’00» северной широты, в умеренном поясе, в условиях умеренного континентального климата. Район вытянут с севера на юг на 67 км и с запада на восток на 35 км. Наибольшая протяженность территории района – с юго-запада на северо-восток – 68 км. Площадь района составляет 1487,5 кв. километров, из них 35 % покрыто лесами. По территории района протекает река Вилия и ее многочисленные притоки. Расстояние до Балтийского моря – 360 км, до Черного – 925 км. Административным центром района является город Сморгонь, расположенный в 260 км на северо-восток от областного центра Гродно и в 115 км на северо-западе от столицы республики города Минска. (По материалам сайта Сморгонского районного исполнительного комитета)
Задание к тексту: проанализируйте текст по плану.
План
Стиль текста (сфера употребления, задача речи), тип речи.
Тема текста, его основная мысль.
Наличие признаков текста (в чём они проявляются).
Особенности построения текста.
Языковые средства.
Карточка № 4
Конституция Республики Беларусь
Статья 49.
Каждый имеет право на образование. Гарантируются доступность и бесплатность общего среднего и профессионально-технического образования.
Среднее специальное и высшее образование доступно для всех в соответствии со способностями каждого. Каждый может на конкурсной основе бесплатно получить соответствующее образование в государственных учреждениях образования.
Статья 50.
Каждый имеет право сохранять свою национальную принадлежность, равно как никто не может быть принужден к определению и указанию национальной принадлежности.
Оскорбление национального достоинства преследуется согласно закону.
Каждый имеет право пользоваться родным языком, выбирать язык общения. Государство гарантирует в соответствии с законом свободу выбора языка воспитания и обучения.
Задание к тексту: проанализируйте текст по плану.
План
Стиль текста (сфера употребления, задача речи), тип речи.
Тема текста, его основная мысль.
Наличие признаков текста (в чём они проявляются).
Особенности построения текста.
Языковые средства.
Карточка № 5
– Пробовала? – я взглядом указала на драники. – Все говорят, что вкусные.
– Конечно, вкусные, раз ты уплетаешь их за обе щеки!
– А сама-то сейчас не хомячишь так, будто в последний раз обедаешь, – рассмеялась я.
– Завтра ещё клёцки закажем, тож оторвёмся.
– Сдаётся мне, ты сюда только поесть примчала.
– Факт. Сытый турист – счастливый турист!
– Ну, у белорусов не заголодаешь.
– Из мешка бери картошку
И питайся понемножку.
Можешь есть её варёной
Иль в мундире запеченной.
Трам, там, там, та-ра… рам,
Без картохи худо нам!
Задание к тексту: проанализируйте текст по плану.
План
Стиль текста (сфера употребления, задача речи), тип речи.
Тема текста, его основная мысль.
Наличие признаков текста (в чём они проявляются).
Особенности построения текста.
Языковые средства.