Автор представляет использование технологии смешанного обучения, при котором различия в способностях детей не имеют особого значения. Каждый ребёнок интересен на таком уроке как личность со своими чувствами и мыслями, со своим пониманием мира.
Маргарита КАРАТУНОВА,
учитель учебного предмета «Искусство (ОМХК)»
ГУО «Средняя школа № 1 г. Петрикова»,
Гомельская область
Учебный предмет «Искусство» содержит в себе огромный творческий потенциал и вместе с другими учебными предметами оказывает заметное развивающее воздействие на ребенка. Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех ребят в силу их индивидуальных особенностей, но всё же я стараюсь дать каждому ребенку возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творческого труда.
Одной из современных концепций образования является «смешанное обучение», которое обеспечивает индивидуальность, адаптивность, интерактивность и доступность образовательных программ с учетом познавательных потребностей учащихся.
Существует несколько эффективных моделей смешанного обучения, способных повысить уровень образовательных, метапредметных и личностных результатов учащихся в сравнении с традиционным обучением. Хочу остановиться на моделях «Перевёрнутый урок» и «Ротация станций».
Технологию «Перевернутый урок» определяет следующий подход: учащимся предлагается освоить некий теоретический материал посредством интернет-ресурсов, а в классе организуется активное обсуждение учебной темы, уточняются ключевые вопросы, организуется практическая работа по отработке навыков применения учебного материала.
Так, при изучении в 8-м классе темы «Титаны Возрождения: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль» я заранее разделила класс на три группы, по количеству изучаемых художников. Каждая группа получила свою ссылку на видеоматериал и на интернет-сайт. Учащимся необходимо было просмотреть и изучить предложенный материал. Работа на самом уроке проходила тоже в группах, каждая работала с карточкой «Опорный конспект». Выполняя задания, учащиеся закрепляли изученный самостоятельно материал. Кроме того, каждая группа готовилась представить своего художника одноклассникам.
Чтобы заинтересовать учащихся прослушиванием информации, предлагаю им визуализировать услышанное, используя технологию «скрайбинг». Скрайбинг – это процесс визуализации сложного смысла простыми образами. Скрайбинг превращает тезисы в слова и образы, обрисовывает связи и подчеркивает ключевые моменты.
Известно, что 80 % информации человек воспринимает визуально. Устный рассказ «с картинками» запоминается намного лучше, чем обычная лекция.
Информация выступающей группы иллюстрируется на лету рисунками фломастером на белом листе бумаги. В скрайбинге не нужно быть великим художником, ведь для скрайба (информации в рисунках) используются линии, точки, квадраты, круги, треугольники, стрелки, вензеля и человечки.
Учащиеся всегда положительно воспринимают такой вид работы, потому что творчество – это то, что приносит радость. Скрайбинг – это увлекательно, динамично, необычно, весело. Он мотивирует, стимулирует и активизирует познавательные процессы учащихся. Другое его достоинство – творчество: визуализация образовательного материала – это увлекательный эстетический процесс.
Бесспорное преимущество технологии «Ротация станций» – это реализация дифференцированного подхода через организацию групповой работы и использование интерактивных форм взаимодействия. Суть технологии заключается в следующем: учащиеся делятся на три группы по видам учебной деятельности, каждая группа работает в своей части класса (станции): станция работы с учителем, станция онлайн-обучения и станция проектной работы. В течение урока группы перемещаются между станциями так, чтобы побывать на каждой из них.
Так, на заключительном уроке по разделу «Художественные эксперименты XX века» в 9-м классе учащиеся разделились на группы по результатам мини-опроса «Удивительное в искусстве XX века». Каждая группа следовала от станции к станции согласно своему маршрутному листу.
На станции «Учитель» учащиеся, отвечая на мои проблемные вопросы, заполняли пробелы в предложенном тексте, опираясь на материал учебника.
На станции «Онлайн» ребята углубили свои знания по теме, работая с раздаточным материалом и интернет-сервисами LearningApps и Quizizz.
На станции «Проект» каждая команда выполняла свой мини-проект, воплощая свои знания и мысли по теме в виде коллажа, ментальной карты и реди-мейда.
Таким образом, за 45 минут урока мне удалось не только обобщить и систематизировать учебный материал по всему разделу, но и расширить знания учащихся по этой теме, а еще оценить степень усвоения материала всеми учащимися класса.
Также широко использую в своей работе проектную технологию. Конечно, проектная технология не является принципиально новой, но детям очень нравится выполнять групповые и индивидуальные проекты разной направленности.
Так, учащиеся 5-го класса самостоятельно готовят презентации к следующему уроку, например, по теме «Жилище современного человека».
Учащиеся 6-го класса после изучения тем «Анимационное кино», «Компьютерная анимация» создают свои короткометражные мультфильмы. Ребята используют совершенно любые материалы: конструктор «Лего», пластилин, рисунки или специальные компьютерные программы. Эта групповая творческая работа очень нравится детям.
В качестве проекта после изучения темы «Идеи вечной жизни в древнеегипетской архитектуре» я предложила учащимся 7-го класса провести небольшое исследование и ответить на вопрос: «Используется ли форма пирамиды в современной архитектуре и где?» В результате появилась проектно-исследовательская работа «Пирамида в архитектуре. От древности до наших времён». Изучая литературу и информацию интернет-сайтов, учащиеся не только углубили знания о пирамидах Египта, но, что важно, изучили некоторые особенности архитектуры Беларуси.
Подводя итоги изученного в 8-м классе, ребята участвовали в конкурсе проектов. Для этой работы понадобилась длительная подготовка, каждая группа работала над своим проектом, некоторые учащиеся получили индивидуальное задание, например, нарисовать один из замков Беларуси и сделать небольшое описание этого замка.
Конкурс проектов я провожу и на итоговых уроках, после изучения целого раздела, и во время урока-зачёта.
Урок искусства стремлюсь сделать для каждого ребёнка ярким событием в жизни, побуждающим к самостоятельному творчеству.
Для меня технологии смешанного обучения привлекательны тем, что различия в способностях детей для них не имеют особого значения. Каждый ребёнок интересен на таком уроке как личность со своими чувствами и мыслями, со своим пониманием мира. К тому же, учащиеся на таких уроках приобретают качества, которые в будущем будут их опорой. Это логическое, образное, креативное мышление, способность эффективно работать в команде, принимать быстрые практические решения.
На уроках искусства дети могут быть путешественниками, открывателями, творцами, они могут думать, рассуждать, творить красоту и находят в этом творении счастье.