Вместе в школу мы пойдем. Проект по внедрению современных технологий в работу с родителями учащихся объединения по интересам «Познавай-ка»

- 17:44Проекты

В проекте представлена работа по взаимодействию педагога и родителей при подготовке учащихся к обучению в школе в учреждении дополнительного образования.
Проект включает несколько этапов, которые помогают выявить существующие проблемы, а затем целенаправленно и последовательно искать пути их решения.
Организованная таким образом работа позволяет учащимся не только получить простейшие знания, которые помогут успешно адаптировать к обучению в школе, но и развить свои творческие способности. А совместная работа с родителями учащихся позволяем установить более доверительные, дружеские отношения в системе «педагог – родители – учащиеся».

 

Юлия ЩЕГЕЛЬ,
педагог дополнительного образования
ГУО «Жлобинский городской центр творчества детей и молодежи «Эврика»,
Гомельская область

 

Содержание проекта

Актуальность
Цель, задачи
Основная идея
Этапы и сроки реализации
Содержание и механизм реализации
План реализации
Критерии результативности проекта
Ресурсное обеспечение проекта
Перспективы проекта
Список литературы и информационных источников
Приложения

 

Актуальность

Сегодня учреждение дополнительного образования рассматривается родителями учащихся не только как место организации свободного времени, где проводятся занятия, которые нацелены на образовательный результат.

Поэтому педагогу дополнительного образования очень важно установить партнерские отношений с родителями, создать атмосферу поддержки и общности интересов, взаимопонимания, сотрудничества и взаимодействия.

Обучение в школе требует максимальной концентрации всех познавательных психических процессов, самостоятельности и ответственности. И очень часто многие дошкольники оказываются не готовы к такому переходу. А еще чаще родители не готовы к тому, что их ребенок прошел определенный этап взросления.

Как сделать так, чтобы переход из дошкольного детства к школьной жизни прошел наиболее безболезненно и мягко? Как не загасить в ребенке искру творчества, как сохранить в нем жажду к познанию нового?

Подготовка ребенка к школе должна осуществляться в едином неразрывном процессе родителей и учреждения образования. И если работа проводится в целостной системе, то она имеет огромное значение и положительный результат.

Родители могут значительно повлиять на успех своего ребенка, если будут выступать в содружестве с ним, верить в него и никогда не отказывать в помощи. Очень важно и педагогу найти индивидуальный подход к родителям своих учеников, а затем правильно организовать работу. Это станет путем повышения его профессионального уровня и мастерства, совершенствования личных качеств и развития педагогического творчества.

Школа раннего развития стала той ступенькой, на которой проходит переходный период от детства к взрослению и становлению личности. Востребованность такого вида деятельности стала необходимостью в учреждениях дополнительного образования.

Практика показывает, что активное сотрудничество с родителями помогает целенаправленно подготовить учащихся к школе, укрепить связь родителей и детей, а у детей развить способность к сотрудничеству, творческому самовыражению и уверенности в себе.

 

Цель: содействовать тесному взаимодействию родителей и учащихся при подготовке к школе в интересах творческого и свободного развития личности.

 

Задачи:

– вовлечь родителей в образовательный процесс в учреждении дополнительного образования;
– создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки родителей и детей;
– объединить усилия педагога и родителей для полноценного развития и воспитания учащихся;
– воспитывать умение родителей и учащихся работать в команде, самостоятельность, ответственность при выборе решений.

 

Основная идея проекта

Современная образовательная школьная программа требует от будущих первоклассников определенной подготовки и багажа знаний. Это помогает в дальнейшем успешно пройти адаптационный период в школе и справиться с требованиями программы.

Для эффективной подготовки к школе недостаточно научить дошкольника математике, чтению, письму. На самом деле, чтобы будущий первоклассник был готов к обучению, ему необходимо развивать память и мышление, внимание и воображение, восприятие и речь. Учиться надо уметь!

В учреждении дополнительного образования созданы условия для подготовки учащихся к обучению в школе. Но один педагог не может справиться с поставленными задачами. Необходима помощь и взаимодействие с родителями, которые должны стать не только союзниками педагога, но и товарищами для своего ребенка. Оказывать ему практическую и психологическую поддержку.

Основная идея проекта – помочь родителям и учащимся успешно адаптироваться к обучению в школе.

 

Этапы и сроки реализации проекта

Сроки реализации проекта: действующий.

Тип проекта: практико-ориентированный

Продолжительность: в течение учебного года

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап (сентябрь):

– комплектование групп учащихся для подготовки к обучению в школе.

Диагностический (сентябрь – октябрь)

– проведение анкетирования среди учащихся для выявления уровня готовности к обучению к школе;
– проведение анкетирования среди родителей для выявления знаний об эмоциональной и психологической готовности своего ребенка к обучению в школе.

Практический этап (октябрь – май)

– реализация образовательной программы дополнительного образования при подготовке учащихся к школе;
– реализация совместных мероприятий для родителей и учащихся.

Обобщающий этап (май)

– подведение итогов выполненной работы;
– оценка уровня достигнутого результата в сравнении с целями и задачами проекта.

Содержание и механизм реализации

При реализации проекта использовались разнообразные формы и методы работы с учащимися и их родителями.

В нашем центре творчества, в школе раннего развития, работает объединение по интересам «Познавай-ка», которое включает занятия по подготовке учащихся к обучению в школе.

 

Модель сотрудничества родителей и школы раннего развития
«Познавай-ка»

 

Программа объединения по интересам включает разделы:

– обучение основам грамоты: изучение звуков, букв, чтение по слогам;
– обучение основам математики: изучение цифр, простейшие вычислительные операции, решение задач;
– отработка графических навыков письма: написание элементов букв, букв, слогов и слов.

Наряду с обучающими занятиями проходят творческие занятия, где учащиеся знакомятся с нетрадиционными техниками рисования и другими видами декоративно-прикладного творчества.

Основным видом деятельности дошкольного возраста остается игра. Поэтому, на занятиях применяются игровые формы и методы работы, соответствующие возрасту учащихся и их индивидуальным особенностей. С родителями также используются индивидуальные, групповые и коллективные формы работы с учетом проведенного анкетирования.

 

Подготовительный этап включает комплектование групп учащихся, которым необходима помощь по подготовке к школе.

На диагностическом этапе проводится анкетирование учащихся с целью определения уровня готовности к школе, а также их родителей, для выявления знаний об эмоциональной и психологической готовности своего ребенка к обучению в школе.

Реализация практического этапа включает в себя непосредственную подготовку учащихся на занятии по программе объединения по интересам, выполнение заданий с родителями дома, а также совместные занятия родителей и учащихся.

Наиболее удачной формой работы стали групповые учебные и творческие занятия в форме игры с элементами тренинга, где учащиеся совместно с родителями ищут пути решения тех или иных вопросов или создают вместе творческие работы.

Проводились отдельно занятия и с родителями учащихся, где каждый может получить ответы на волнующие вопросы по успешной адаптации ребенка к школе, а также попробовать себя в роли ученика.

Работа осуществлялась на протяжении учебного года. Итог работы – совместный творческий проект учащихся и родителей «Семейные ценности и традиции», который был представляется в виде книги. Содержание книги – рассказ семьи о своих увлечениях, традициях, совместных делах и праздниках.

 

 

План реализации проекта

 

Этап

Сроки

Виды деятельности

Форма регистрации результата

Ответственные

1 Подготовительный

Сентябрь

Комплектование групп учащихся
для подготовки
к обучению в школе

Список учащихся

Педагог дополнительного образования

2 Диагностический

Сентябрь –октябрь

Проведение анкетирования среди учащихся для выявления уровня готовности
к обучению к школе.
Проведение анкетирования среди родителей
для выявления знаний
об эмоциональной
и психологической готовности своего ребенка к обучению
в школе

Анкеты учащихся
и родителей

Педагог дополнительного образования

3 Практический

 

Реализация основных видов деятельности.
Сентябрь.
День открытых дверей «Будущий первоклассник»

Устный журнал
для родителей «Возрастные особенности старшего дошкольного возраста»
Октябрь.
Деловая игра для родителей и учащихся «Я и мой ребенок».
Ноябрь.
Совместная творческая мастерская «Волшебный сувенир»
Декабрь.
Гостиная «Новогодние чудеса»
Январь.
Конкурсно-игровая программа «Наши именинники»
Февраль.
Совместное тренинговое занятие «Вместе в школу мы идем»
Март.
Презентация книги «Семейные ценности и традиции»
Апрель.
Творческий отчет родителей и учащихся «Мир детства»
Май.
Открытое занятие «Путешествие в страну Знаний»
На протяжении всего проекта:
– реализация
образовательной программы дополнительного образования
«Познавай-ка» (подготовка к школе);

– интернет-консультации для родителей




Буклет

Памятка








Выставка творческих работ



Фотоотчет


Фотоотчет







Фотоотчет



Выставка творческих работ

Фотоотчет

Педагог дополнительного образования

4 Обобщающий

Май

Подведение итогов выполненной работы.
Оценка уровня достигнутого результата в сравнении с целями
и задачами проекта

Анализ проведенной работы

Педагог дополнительного образования

 

Критерии результативности проекта

Для полной реализации проекта необходимо выполнение поставленных задач и получение конкретных результатов путем включения родителей в процесс подготовки их ребенка к обучению в школе.

В проекте приняли участие 42 учащихся и их родители, которые стали активными участниками совместных дел и программ. Ежемесячно были организованы встречи с родителями учащихся, совместные тренинговые занятия, на которых учащиеся со своими родителями выполняли задания и находили пути их решения.

В ходе реализации проекта учащиеся получили простейшие знания и умения для более успешной адаптации к школе. А родители смогли лучше понять своего ребенка, его психологической настрой, требования, предъявляемые школьной программой. Научились вместе создавать творческие работы.

 

Ресурсное обеспечение проекта

Для успешной реализации проекта необходимо выполнение определенных условий:
– наличие квалифицированного педагога, который сможет полноценно подготовить учащихся к обучению в школе и найти подход к каждому из родителей;
– программа работы с учащимися, соответствующая с их возрастным особенностям и уровню знаний;
– творческие задания, которые будут направлены на развитие творческого мышления учащихся и их родителей;
– наличие информационно-методических и дидактических материалов для реализации проекта (методические рекомендации, памятки, опыт работы).

 

Перспективы проекта

За время реализации проекта учащиеся совместно с родителями выполняли обучающие и творческие задания. Это способствовало сплочению, взаимопониманию между родителями и детьми. А также стремлению помогать друг другу в решении поставленных задач.

Проанализировав результаты проекта, в следующем году решили создать родительский клуб, где не только родители наших учащихся, но и все желающие родители смогут получить необходимую информацию об успешной подготовке и адаптации ребенка к школе.

 

Список литературы и информационных источников

1 Акутина, С.П. О направлениях работы с семьей / С.П.Акутина. – М.,2007.
2 Каргина, З.А. Практическое пособие для педагога дополнительного образования / З.А.Каргина. – М. : Школьная Пресса, 2006.
3 Дополнительное образование [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library.

 

 

Приложение 1

Презентация книги «Семейные ценности и традиции»

 

Цель: укрепить взаимоотношения между учащимися и их родителями.

Задачи:

– образовательная – обучить навыкам совместной деятельности родителей и детей;
– развивающая – развивать сотрудничество и сотворчество родителей и детей;
– воспитательная – воспитывать самостоятельность, доброжелательность, отзывчивость.

Оборудование: Книга «Семейные ценности и традиции». Материал для конкурсов (ватман, краски).

 

Подготовительная работа

Работа над книгой проходила в течение года. Родители с детьми собирали фотоматериал о совместных делах, отдыхе, увлечениях, традициях.

На занятии мы выбирали фотографии по темам, подбирали к ним описание и придумывали оформление. Все материалы решили представить в виде большой книги, где каждая страница – это маленькая история жизни одной семьи со своими правилами, традициями, праздниками.

Когда книга была готова, подготовили и провели творческую презентацию.

 

Ход презентации

Семья – это там, где любишь и веришь,
Картинка из счастья, заботы, покой…
Татьяна Григорьева

 

Открытие презентации

На столе стоит книга «Семейные ценности и традиции». Выходят дети и читают стихи.

Ребенок 1.

Семья – это важно,
Семья – это круто,

В семье однозначно
Ты нужен кому-то
Всегда береги и цени
Что имеешь.
Ведь если сломаешь –
Потом уж не склеишь.

Ребенок 2.

У меня есть семья
Мама, папа, брат и я
Лучше всех мы живем
Песни громко мы поем.
Никому не разрешу
Обижать семью свою
Пусть всегда живет семья –
Мама, папа, брат и я.

Ребенок 3.

Скворцы живут в скворечнике,
Очки живут в очечнике,
Лиса живет в своей норе,
Живут деревья на горе…
И у меня есть тоже дом,
Он самый лучший:
Мама в нём!

 

Ребенок 4.

Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая ваша семья!

 

Конкурсно-игровая программа для родителей и детей

Конкурс «Рисуем вместе». Каждая команда получает ватман и краски. Но рисовать нужно не кисточками, а пальцами и ладошками. Участники оставляют свои отпечатки, а затем дорисовывают то, что подсказывает фантазия. Придумывают название своей картине и представляют ее зрителям. Чья команда ярче и красочней изобразить картину, та и победит.

Команды выполняют задание в течение 5 минут. По окончании работы вывешиваются и оцениваются.

Конкурс «Стекло». Родители и дети садятся напротив друг друга. Ведущий говорит фразы, а участники должны по очереди объяснить при помощи мимики и жестов.

Примеры фраз: «На улице холодно, ты забыл надеть шапку», «Иди домой – уже поздно»; «Принеси мне стакан воды» и т.п.

Конкурс «Узнать маму». Мамы садятся в ряд спиной к детям и распускают волосы. Дети не видят, в каком порядке сидят их мамы. Помощники ведущего завязывают детям глаза и поочередно проводят к мамам. Дети должны узнать свою маму по волосам.

Конкурс «Кутюрье». Конкурс модельеров. На середину зала приглашается мама и ребенок. Сбоку лежит куча одежды и обуви. Маме завязывают глаза. Ведущий выбирает любую вещь и спрашивает, на какую часть тела ее нужно одеть. Мама с завязанными глазами берет элемент одежды и одевает на ребенка, на ту часть тела, котурую выбрала. Конечный результат показывают маме и жюри. Побеждает самый стильный образ.

 

Презентация книги «Семейные ценности и традиции»

Учащиеся вместе с родителями творчески рассказывают о страницах книги.

 

Подведение итогов

Награждение по номинациям. Примеры номинаций: «Самая дружная семья», «Самая спортивная семья», «Самая творческая семья», «Самая хозяйственная» и т.д.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2: ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ФОТО

 

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий