Турнир эрудитов «Знатоки права». Сценарий мероприятия для учащихся 15–16 лет

- 12:07Внеклассная работа

Сценарий «Знатоки права» разработан с целью формирования представлений учащихся о правах в форме познавательного турнира эрудитов. Мероприятие учитывает возрастные особенности детей, носит занимательный и развивающий характер.

 

Алла МИЗУЛО,
заведующая отделом художественного творчества и досуга
ГУО «Сморгонский районный центр творчества детей и молодёжи»,
Гродненская область

 

 

 

Сценарий «Знатоки права» разработан с целью формирования представлений учащихся о правах в форме познавательного турнира эрудитов. Мероприятие рекомендуется проводить в форме познавательного турнира эрудитов среди команд. Каждая из команд представлена участниками в возрасте 15–16 лет, так как разработка учитывает возрастные особенности детей, носит занимательный и развивающий характер. В турнире могут принимать участие от трёх до шести команд в составе четырёх человек. В процессе всей программы участников оценивает жюри, в состав которого приглашаются взрослые. Каждый этап оценивается по пятибалльной системе.

Продолжительность программы – 1 час 30 минут.

Задачи:

– расширять знания детей в детской правовой области через привлечение внимания к проблемам соблюдения прав человека;
– развитие логики и мышления;
– формирование культуры межличностных отношений и навыков сотрудничества в детском коллективе.

 

Ход турнира

 

Ведущий:

Как хорошо, что есть права!
Закон нас строго защищает.
И в нём важны нам все права,
Они великой силой обладают…

Здравствуйте, дорогие друзья! Мы рады приветствовать зрителей и многоуважаемое жюри. Наша встреча посвящена серьёзной и важной для каждого из нас теме – праву.

Правовые знания составляют основу нашей жизни. Не зря говорят: «Бесправен тот, кто прав не знает! Кто знает, тот всегда и прав!» В наше время очень важно быть юридически грамотным. Тот, кто знает свои права и уважает права других людей, способен стать достойным гражданином своей страны.

Сегодня в своих правовых познаниях будут соревноваться три (до шести команд) команды. И сейчас пришло время представить участников нашего познавательного турнира, в котором мы увидим, как хорошо наши команды знают свои права и обязанности.

 

Участники входят в зал под музыку. Ведущий по очереди представляет все команды.

 

Первый этап «Интеллектуальная разминка»

Ведущий: Первым этапом нашего турнира будет интеллектуальная разминка. В этом конкурсе каждый участник должен ответить на один из вопросов, зарабатывая таким образом баллы для своей команды. Итак, начнём…

1. Это слово латинского происхождения, означает законодательный акт, в котором объединены нормы права, регулирующие целую область общественных отношений. (Кодекс)
2. Человек, принадлежащий к постоянному населению государства. (Гражданин)
3. Нормативный акт, принятый высшим представительным органом власти и регулирующий наиболее важные общественные отношения. (Закон)
4. Это слово не сходит со страниц газет, звучит по радио и телевидению. Знакомо оно и вам: это способ формирования власти. (Выборы)
5. Это документ, удостоверяющий личность гражданина. (Паспорт)
6. Какой международный документ закрепляет основные права ребенка? (Конвенция о правах ребенка и Декларация о правах ребенка)
7. Определенный круг возложенных на человека действий, безусловных для выполнения (Обязанности)
8. Как называют административное взыскание за нарушение трудовой дисциплины? (Выговор)
9. Совершение преступления совместно с двумя или несколькими лицами. (Соучастие)
10. Один из видов наказания в уголовном, административном, гражданском праве, предполагающий материальное возмещение со стороны виновного. (Штраф)
11. Так называют гражданско-правовые требования, с которыми частное лицо или целая организация могут обратиться в суд. (Иск)
12. Денежный сбор, взимаемый соответствующими государственными органами – судом, арбитражем, нотариусом – для выполнения ими определённых функций. (Пошлина)

 

Жюри оценивает участников. Объявляются результаты разминки.

 

Второй этап «Кто есть кто»

Ведущий: Следующий конкурс, в котором команды смогут проявить свои знания в правовой сфере, называется «Кто есть кто?». Все мы любим читать детективы и приключения. Многие не раз представляли себя в роли Мисс Марпл или Шерлока Холмса. Эти люди были не просто сыщиками… Их уникальный дар – это широкий спектр знаний в различных областях нашей жизни, высокий уровень образованности и эрудиция. Каждый детектив должен быть образованным человеком, читать научные издания и произведения всемирно известных писателей. А знаете ли вы классиков мировой литературы? Вам предстоит по описанию узнать их. Каждой команде детективов даётся по три попытки. Если вы узнаете личность с первой попытки, то получаете 3 балла, со второй – 2 балла, с третьей – 1 балл. Наше жюри будет фиксировать ваши ответы.

Вопрос № 1

Он был величайшим драматургом – гуманистом английского Возрождения. Его творчество – целая эпоха в развитии мировой драматургии…
Он владел искусством психологически тонкого изображения человеческих чувств и страстей. Он был одним из выдающихся лирических поэтов…
Его перу принадлежат такие мировые шедевры, как «Ромео и Джульетта», «Гамлет», «Много шума из ничего» и множество сонетов… (У.Шекспир)

Вопрос № 2

Ещё в Лицее он получил возможность проявить и развить поэтическое дарование, здесь он обрёл свою семью, свой дом, здесь познал цену дружбы…
Лицейская жизнь свела его с интересным и душевно близким человеком – Антоном Антоновичем Дельвигом, который отличался живым умом, воображением, страстной любовью к литературе…
Именно о нём в песне одного из современных авторов поётся: «Вышел к барьеру поэт, чтоб защитить честь и любовь…» (А.С.Пушкин)

Вопрос № 3

Это классик русской литературы, уникальный человек, который способен умиляться крестьянскими детьми, сочувствовать уставшему бурлаку и восхищаться подвигом женщины, мог быть язвительным и едко ироничным…
От отца он унаследовал волевой характер, физическую стойкость, предприимчивость и страсть к охоте. От матери – любовь к литературе.
С ним в русскую литературу пришло имя Деда Мазая и великая фраза, посвящённая русской женщине: «Коня на скаку остановит, в горящую избу войдёт…» (Н.А.Некрасов)

Вопрос № 4

Он определился в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. По окончанию школы он служил в лейб-гусарском полку в Царском Селе…
Позже был принят петербургским обществом с восторгом как талантливый поэт и наследник Пушкина…
Он стал известен как автор таких произведений, как «Мцыри», «Герой нашего времени», «Смерть поэта» и «Молитва»… (М.Ю.Лермонтов)

Внимание! Вопрос № 5

Вся атмосфера семьи его дома способствовала развитию в детях доброжелательности, совестливости и ответственности за свои поступки…
С ранних лет будущий писатель внимательно наблюдал за людьми, старался угадывать их чувства, мысли, вслушивался в их рассуждения. В своих произведениях он умел правдиво показать блеск светского общества и переживания простого народа…
Его имя всегда будет связано с образом истинно русского человека в простой рубахе и густой бородой. (Л.Н.Толстой)

Внимание! Вопрос № 6

Она написала более пятидесяти книг. Произведения этой писательницы отличаются прежде всего отточенной техникой построения сюжета…
Её называют патриархом зарубежного детектива. Свою первую книгу она опубликовала в 1920 году…
Благодаря ей в художественной литературе появились такие всемирно известные образы, как Эркюль Пуаро и Мисс Марпл. (Агата Кристи)

 

Жюри оценивает участников. Объявляются результаты конкурса.

 

Третий этап «Свобода, права, обязанности»

Ведущий: Право – неотъемлемая часть нашей жизни. Но давайте посмотрим на это понятие не с юридической точки зрения, а с точки зрения свободы выбора и свободы действий. Права на те или иные действия у человека появляются с определённого возраста. Подумайте и дайте ответ: с какого возраста у нас появляются перечисленные свободы, права и обязанности?

Права и обязанности школьника (с 6 лет)
Право на временную работу в свободное от учёбы время (с 14 лет)
Право на мирные собрания и детские ассоциации (с рождения)
Право сидеть на переднем месте в машине (с 12 лет)
Право на имя и гражданство (с рождения)
Право принимать участие в голосовании на выборах (с 18 лет)
Право на свободу совести и вероисповедания (с рождения)
Право на получение пенсии по старости (с 58 и 63лет)

        

Команды отвечают на вопросы письменно, заполняя карточку. В каждой клетке карточки им необходимо согласно номеру вопроса, указать цифрами тот возраст, который соответствует тому или иному праву. За каждый правильный ответ – 1 балл.

       

Жюри оценивает ответы. Объявляются результаты.

 

Четвертый этап «Сыщики»

Ведущий: Наш следующий конкурс называется «Сыщики». Работа сыщика сложна и требует знаний и оперативности. Сейчас каждому участнику из команды надо будет узнать старых знакомых из сказки. Жюри будет фиксировать количество правильных ответов от каждой команды и за каждый из них присуждать по одному баллу. Все готовы? Внимание! Вопросы…

Разбойника, убивавшего людей одним звуком своего голоса, побеждает человек, только что научившийся ходить. Кто он? (Илья Муромец)

В одной стране для установления личности стали специальной меркой измерять ноги. Кого они искали в этой стране? (Золушку)

Фермер вырастил на участке рекордный урожай, но не может справиться с уборкой и приглашает ещё пятерых работников. Каких? (Бабка, Внучка, Жучка, кошка, мышка)

Голова, отделённая от тела, сама называет убийцу. Кто он? (Черномор)

В какой русской народной сказке говорится о четырех дерзких побегах и одном зверском убийстве? (Колобок)

В каком литературном произведении говорится о древнем способе реанимации человека? (Сказка о мертвой царевне и семи богатырях)

В каком литературном произведении говорится об эмансипации женщины и бесправном положении мужчины в середине 17 века? (Сказка о золотой рыбке)

В каком литературном произведении говорится о преимуществе кирпичной кладки над глинобитными и тростниковыми сооружениями. (Три поросёнка)

Простая работница сельского хозяйства создаёт изделие из драгоценного металла. Её хозяева, пожилые супруги начинают испытывать его на прочность. Внезапно появляется незнакомка и разбивает сокровище. Назовите имя преступницы. (Мышка «хвостиком махнула» «Курочка Ряба»)

В какой сказке лица без определённого места жительства умудряются завладеть бесхозным недвижимым имуществом и поселиться в нём? (Русская народная сказка «Теремок»)

В какой сказке звери воспользовались своим правом на свободное перемещение по стране и определение места жительства? («Бременские музыканты»)

Назовите имя сказочной героини, чьё право на личную жизнь нарушалось, по меньшей мере, дважды – кротом и жабой. (Дюймовочка)

 

Пятый этап «Восточная притча»

Ведущий: Впереди у нас остался один конкурсный этап – это задание особой сложности. Каждый человек в жизни когда-нибудь сталкивается со сложными, казалось бы, непреодолимыми задачами. Для их решения не помогут знания в алгебре, геометрии… У каждого из нас всегда есть право выбрать свой путь в любой непростой ситуации. Очень важно, чтобы этот выбор был разумным, а решение, принятое вами, правильным. Послушайте восточную притчу…

«Бедный дервиш устал в дороге. Он уселся погреться около костра караванщика. Сам караванщик жарил на огне мясо. Дервиш достал кусок лепёшки и подержал её над огнём. Только он хотел съесть свою лепёшку, как караванщик закричал: «Стой, нечестивый оборванец! Будьте свидетелями, правоверные, – обратился караванщик к сидящим вокруг, – этот нищий украл запах моего мяса. Пусть платит». Правоверные согласились, и дервиш стал развязывать кошелёк. Но денег у него оставалось совсем мало. Как же заплатить жадному караванщику при свидетелях и оставить у себя деньги? Подумал дервиш и принял решение…»

 

Ведущий: Каким было решение дервиша?

        

Командам даётся две минуты, для того чтобы отыскать оригинальное решение этой непростой ситуации. Каждая команда представляет свои варианты, после чего ведущий заканчивает прочтение притчи…        

«Достал дервиш монеты, зажал в кулаке и поманил к себе караванщика. Когда тот подошёл, дервиш поднёс ладонь к уху жадного торгаша и позвенел монетами. Потом громко сказал: «Будьте свидетелями, правоверные. Мы в расчёте. Я нюхал, как пахнет его мясо, а он слышал, как звенят мои деньги». Правоверные согласились, а дервиш, доев спокойно лепёшку, продолжил свой путь»

        

Жюри оценивает оригинальность и нестандартность решения команд по пятибалльной системе. Подводятся общие итоги турнира. Объявляются и награждаются победители.

 

Ведущий: Дорогие друзья, вот и подошла к концу наша игра.

Спасибо всем за старания и активное участие. Знайте свои права и берегите своё здоровье.

Помните, пользуясь своими правами, надо уважать права других людей. Ведь это – залог спокойной жизни не только нас самих, но и нашего общества.

Каждый ребёнок имеет право на счастье!

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий